Айрапет

Арутюн Акопян
Айрапет Манукян - был учёным, талантливым... Жил в Ереване.
Учился ( из состоятельной семьи ), ещё до революции - в Сорбонне...
И, благодаря умелой советской пропаганде ( при Сталине ), вернулся...
Занимался наукой, преподавал...
Несмотря на нищету ( в отличие от Франции ), как-то выкрутился...
Однажды его вызывают ( на взлёте карьеры ) в КГБ.
Начался допрос.
Оказывается, по каким-то своим каналам товарищи-следователи выяснили, что Айрапет с ранней юности знал Дро ( это один из лидеров дашнакского движения ).
Они дружили, были близки...
  - Ну и что?.. - говорит предварительно заключённый. - Мы действительно общались, но взглядов его я не разделял, какая моя вина?
  - Дело не в этом, сейчас время поворотное для всего мира, будет большая война, схватка... И наша власть хочет подмять под себя все подобные партии, в разных странах...
    У вас два варианта - или вы едете во Францию, опять сходитесь с Дро и доносите нам всю информацию... Либо - мы вас расстреливаем...
  - Дро - человек умный, и подозрительный...
    Он всё поймёт... Тем более сейчас в Ереване все знают - вы меня арестовали, пытаете... А потом - на свободу!
    Надо быть идиотом, чтоб не понять, что я завербован... ( Говорил он с достоинством, и весьма логично! )
  - Нет, мой дорогой!
    Это для нас важно.
    Поезжайте в Париж... Иначе - мы сказали...
После паузы:
  - Подумайте около двух недель, посоветуйтесь с родственниками, и - потом решение!
Его отпустили...
Он до конца не верил что могут расстрелять... ( Ведь он человек с именем, никому ничего плохого не сделал, репатриант... Наивно! )
Посоветовался с близкими ( детей и семьи у него пока не было ), те единодушно - " Езжай, тебе ещё повезло, что предупредили!
Видно, ты очень ценен!!
Поезжай, а потом сбежишь! "
  - Надоело мне мыкаться...
    Я всё оставил, приехал в СССР, по глупости...
    На Родину!
    Только здесь обосновался, и - опять!
Если захотят расстрелять, они и там меня найдут. Столько примеров!!
Родственники уговаривали...
Несмотря ни на что, он рискнул, отправился своими ногами к следователям... Сказал своё решение...
Его расстреляли. И могила неизвестна.
Произошло это очень быстро, и тайно!
Такая страна, такое прошлое!