Атлантида, миниатюризация и феминизация

Антон Боровиков
Бернар Вербер, «Третье человечество. Микролюди» /Troisenne Humanite. Les Micro-humains, 2013

«Мы пришли сюда слишком поздно. Это, вероятно, было бы возможным в предисторическую эпоху. А сегодня мы продолжаем движение наших предков. Мы не можем ни затормозить этот гигантский танкер, ни развернуть его в другую сторону»
Президент Франции Станислас Друэн, персонаж романа

И снова Вербер, и снова трилогия. «Микролюди» - вторая часть трилогии (вернее, тетралогии) «Третье человечество» - «Третье человечество», «Микролюди» и «Голос Земли» в двух частях. Но, на мой взгляд, в отличии от «Империи ангелов», здесь каждый роман можно рассматривать как вполне самостоятельное произведение.

Здесь автор с присущей ему масштабностью замахнулся, нет, не на Вильяма нашего Шекспира, а на происхождение и историю нашей цивилизации, эволюцию и ее метаморфозы. И сделал он это с присущей ему конспирологической изобретательностью. Но обо всем по порядку.

В Париже находится штаб-квартира процветающей компании «Пигмей Прод», половина акций которой принадлежит частным лицам, а половина - французскому правительству. И занимается компания производством ... маленьких людей. Даже не карликов, а просто-таки лилипутов, ростом не больше 17 см. Называют этих малюток Emachs, Эмче, микрочеловек. Эмчей сдают в аренду для выполнения самых разных задач - от прочистки засорившихся труб до сложных военных и спасательных миссий. Особой героиней эмчей считается Эмма 109 (всех их зовут «Эмма» и далее - номер), остановившая иранскую ядерную атаку на Эр-Рияд и предотвратившую Третью Мировую войну. Эмчи отличились и в Чили - спасли заваленных в штольне шахтеров. Поэтому руководство компании принимает решение придать существование эмчей огласке.

Руководство компании, конечно, заслуживает отдельного описания. Прежде всего, это Давид Уэллс, создатель эмчей («Я ученый, чистый и неколебимый») и его коллега и подруга Аврора Каммерер. Эмчи, ко всем людям относящиеся как к Великим, считают Давида практически божеством - Уэллс посчитал, что без религии этому народцу для выживания просто не обойтись. У малюток есть даже папесса - Эмма с символичным номером 666.
Вторая по значимости фигура в компании - полковник Наталья Овиц, карлица 50 лет, этакий промежуточный вариант между эмчами и людьми. Наталья знаменита тем, что изобрела семисторонние шахматы, в которых она отражает все перипетии глобальных событий (привет старику Збигневу и «Большой шахматной доске»). Вот такие там цвета: «белые: капитализм и потребление, зеленые - исламские фундаменталисты, синие - путь развития машин, роботов, компьютеров, черные - бегство в космос «Звездная бабочка-2» Сильвиана Тимсита, желтые - клонирование и пересадка органов, продление жизни, красные - феминизация, фиолетовые - миниатюризация». Попутно надо отметить, что феминизация - один из коньков цивилизации эмчей - мужчины нужны лишь для продолжения рода, их всего десятая часть от общего числа маленьких людей: «Как у крупного рогатого скота, быки являются только производителями.»

Есть еще лейтенант Мартэн Жанико, который на каждую встречу директоров надевает футболку с цитатами из «Законов Мёрфи», подходящими для темы встречи.
И тут мы погружаемся в историю: Давид периодически исполняет наркотический ритуал Ма’аджоба. Ритуал позволяет ему перенестись на 8000 лет назад, когда Землей правили Атланты, гиганты ростом 17 метров. Атланты тоже имели своих эмчей, то есть нас с вами, homo sapiens, и так же, как Давид, хотели наставить своих питомцев на путь истинный и привить им мораль. Для этого Давид (которого тогда звали Аш-Коль-Лейн) отправляет в разные части света своих детей: Инь-Ми-Янь, Кетц-Аль-Коатля, Ос-Си-Риса, Хи-Шта-Ар, Я-Х-Ве, Гиль-Га-Меша, Зе-В-Са и Брах-Ма-А. Знакомые имена, правда? Только вот эксперимент не удается: «там, где религия раньше стремилась быть первой ступенью к пониманию вопросов о жизни, смерти, истоках, Вселенной, она отныне стала только предлогом для того, чтобы прекратить думать, просто повторяя выученные наизусть молитвы и тексты, некогда написанные их предками, смысла которых они больше не понимали.»

Да и сами атланты погибают от удара астероида «Тейя-7». Они бы его сбили, но вот беда: отправившиеся на эту миссию атланты и люди переругались и не смогли преградить путь астероиду. И здесь мы знакомимся с еще одним главным персонажем, Геей, то есть Землей. «Они называют меня Землей. Они думают, что я просто одна из планет. Они забывают, кто я на самом деле. Они даже не представляют себе, что я живая, что я мыслю, что я все осознаю». Земля искренне переживает за своих обитателей, при случае может даже помочь, организовав какое-никакое землетрясеньице или изверженьице. Она же понимает:  «Метаморфоза живого существа подчиняется нескольким последовательным этапам эволюции. Так, похоже, происходит эволюция их вида. Каждый раз размеры уменьшаются по десятеричной шкале.»

То есть история повторяется, опять гиганты и карлики. Будет ли конфликт? А этому все способствует: Эмма 109 ударяется в бега, австрийский подросток замучивает нескольких малышек до смeрти, эмчи уже озабочены идеей мести и войны. Да тут еще у «Пигмей Прод» крадут технологии (догадайтесь, кто?) и на рынке появляется дешевая версия эмчей под названием «Сяоцзы». Идут судебные процессы, подобные Вальядолидскому XVI века, где решалось: обладают ли индейцы душой? Эмчи - люди или нет?

И, конечно, вмешивается политика: весьма колоритны фигуры Президента Франции Станисласа Друэна и Президента США Стэнли Уилкинсона, которые не чураются психоактивных веществ (Друэн - кокаин, Уилкинсон - бурбон) и общества юных симпатичных массажисток. Понятно, что Друэну тоже приходится постоянно лавировать, то обвиняя эмчей во всех грехах, то защищая их. Рейтинги - наше всё!

Вот такой вот заковыристый сюжет. Но Вербер не был бы Вербером, если бы в романе не было его традиционных вставок (см. «Империю ангелов»). Одна их часть - это как бы выдержки из некоей «Энциклопедии относительного и абсолютного знания» Эдмонда Уэллса, дедушки главного героя. Причем в 90% случаев эти выдержки не имеют никакого отношения к сюжету: тут вам и  лемуры, и библейские истории, и «Элиза» Алана Тьюринга, и «мрачная константа» Андре Антиби, и Людовик XVI. Да и не всегда эти опусы корректны, например, дедуля пишет, что электричество вошло в быт в 1800 году (oops!).

Другая часть вставок - это выпуски новостей, в которых, наряду с историями, относящимися непосредственно к событиям, происходящим в книге, излагаются и другие новости: биржевые индексы, погода, терроризм, неудачи французской футбольной сборной под руководством капитана Н’Дьяпа (привет Мбаппе). Но это уже, если хотите, фирменная фишка Вербера, куда уж без нее.

Ну, а целом - книга об очень простых вещах: что морально и на какие жертвы (в том числе и человеческие) можно пойти ради достижения вроде бы благой цели, за что и за кого мы отвечаем, и извечный вопрос: quo vadis? Куда мы идем?

Жанрово здесь намешано всего: и сай-фай, и боевик, и лихо закрученный триллер, и любовные истории, и конспирология в стиле Дэна Брауна. Поэтому если такой коктейль вам интересен - добро пожаловать в Микроленд от Homo metamorphosis.

P.S. На протяжении всей книги герои пытаются разгадать загадку «как составить квадрат из трёх спичек». А вы знаете?

Иллюстрация Энрике Месегуэр, pixabay.com