Крамской и Поль Сезанн

Ирина Труханова
Эта статья - продолжение темы про негативное влияние Запада и США, под которое попала наша страна.

Мои читатели – люди взрослые, поколение, когда СССР был самой читающей страной в мире. Поэтому рискну провести сравнение нашего менталитета и менталитета стран Запада и США, основываясь на примерах литературы и живописи.

Впервые я задумалась об этом очень давно, лет 30 назад, просматривая очередной альбом импрессионистов. Живопись я любила, использовала любую возможность посетить Эрмитаж или Русский музей.

Но как-то пронзила мысль, что одновременно с этими изощренными поисками «рефлексов, бликов, отношений света и тени» французскими художниками- импрессионистами, в России творили передвижники, решая задачи, несопоставимые по сложности с поисками французов. Это как десятиклассники и ясельная группа детского сада.

Репин, Суриков, Саврасов, Васнецов, Крамской, Перов, Левитан… Их исследования, их работы решали задачи из области жизни духовной. Совесть народа, покаяние, вековые традиции, одухотворение природы России – вот пространство их картин.

И как же европейцам, которые выше этих «бликов» и «впечатлений» не поднимались, понять русский народ, лучшие представители которого создавали такие картины, как «Христос в пустыне»! Крамской писал полотно где-то 15 лет. 15 лет глубоких размышлений, поисков и мучений!

А чуть позже Поль Сезанн создает прелестную картину «Пьеро и Арлекин». Картина правда хороша. Но она – из другой вселенной, из другого пространства, которое с миром наших живописцев ничего общего не имеет.

МЫ – ДРУГИЕ, поэтому они напрягаются и волнуются, им трудно понять наш народ с его вечным поиском истины и правды, с его стремлением к свободе и справедливости. И речь не о «достойной зарплате», как сейчас пишут.

Еще приведу пример из области литературы. В 1912 -1945 годах американским писателем Теодором Драйзером написана трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик». Увлекательные романы, главный герой – деньги. Точнее, Фрэнк Каупервуд, ткань его жизни, вся пропитанная темой «деньги» и как их делать. История создания капитала от первого заработанного на спекуляции мылом пенса до состояния мультимиллионера мирового масштаба. Читать интересно, добротная литература.

Буквально в эти же годы Алексей Толстой работал над своей трилогией «Хождение по мукам», которая состоит из романов «Сёстры» (1918—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941). О чем эта трилогия? Я не смогу сказать. Она не вмещается в типовые характеристики литературных произведений. Однозначно одно – с романами Драйзера она на разных планетах, она не про деньги.

А ещё Чехов, Бунин, Куприн …

Я думаю, читатели найдут еще много подобных примеров.

МЫ им не понятны, МЫ их пугаем. Мы – взрослые духовно, они – дети. Но вот как-то случилось, что эти дети нас, взрослых, переиграли. Мы опустились до их уровня примитивного мышления и восприятия жизни, утратили интерес к жизни духовной, поиск истины и правды, которым так отличался всегда народ русский. Сытость не может быть мерилом благополучия.

А вот события новейшего времени:

В 2015 году в центре Детройта, США установлена почти трёхметровая культовая скульптура Сатаны.

Я, к сожалению, не нашла в противовес ни одного события на культурной ниве России, сопоставимого с этой скульптурой. Может, читатели что-то приведут в пример?

Могу напомнить только событие трагическое этого же года - ритуальное убийство пятерых мальчиков в Красноярске.

Что же будет с нами дальше?