Злой рок Алексея Саврасова-3

Владимир Федулов
ДОЛГИЙ ПУТЬ В ЗАВТРА… 

***
Алексей Кондратьевич
САВРАСОВ
(1830 -1897 гг.) – знаменитый русский
художник - пейзажист, один из учредителей
«Товарищества передвижников» ,  академик
Императорской  Академии художеств.

Сын московского купца, что, вопреки воле отца, посвятил себя живописи, 
достигнув  в ней зримых высот!  Но умер в нищете осенью 1897 г.
в  больнице для бедных  на   Хитровке…

***
Окончание.
Нач. см:
http://proza.ru/2024/03/07/1206
http://proza.ru/2024/03/09/814

Глава 3. Прощальной кисти
ВЕРНИСАЖИ…

Потеряв служебную квартиру в августе 1870 г., 40 -летний Саврасов захандрил,
но живописи не оставил . Отправившись  осенью   « в служебную командировку»
на этюды по поручению мецената Павла Третьякова,  он пишет ряд известных пейзажей,
в том числе свое знаменитое полотно из деревеньки под Коломной
«Грачи прилетели» (1871 г.),ставшее мощным апофеозом  прихода весны,
очищающей как природу, так и наши души…

А, выехав вместе с супругой Софьей Карловной в Ярославль, он продолжает
своей волшебной кистью творить чудеса, отражая настроение природы и
вкладывая в полотна свою  душу, - «Разлив Волги  под Ярославлем»,
«Дорога в лесу»,«Ночное» 
(все три -1871 г.),«Ивы у пруда»,
«Рыбаки на Волге», «Сухарева башня», «Осенний лес. Кунцево.
Проклятое место» (все три 1872 г.).

Достаточно сказать, что только в  том же 1871 г., когда Саврасовым были
выданы его знаменитые «Грачи прилетели», он написал еще не менее
полутора  десятка картин! («Осень», « Волга под Юрьевцом»,
«Бурлаки на Волге», «Закат над болотом», «Ночное»,
«Ледоход на Волге»,
«Осенний пейзаж с
заброшенной рекой при
луне», и др.).

Памятны и его пейзажи 1874 года - «Морозный день», «Пейзаж.Берег Волги».
А картина «Могила на Волге.Окрестности Ярославля»
( 1874 г.) стоит
в этом ряду особняком, поскольку в ней отражена драматичность
судьбы самого художника. В те времена у Саврасовых родилась
дочь, но через несколько дней она, увы, умерла!
Малышку похоронили на кладбище, что на таком вот, как на полотне, 
косогоре у Волги.  Это был четвертый ребенок, которого хоронили супруги…

По случаю и без, успокаивая душу, Алексей все чаще прикладывается
к рюмке. А в 1882 г., оказавшись за свое пристрастие к алкоголю
исключенным из числа преподавателей  училища, 52-летний Саврасов
еще более захандрил, но живописи не оставил: только за 1883 г.
он создает полотна «Весна»,
«Ночка», «Пожар в лесу»,
«Просека в сосновом лесу»,
а в 1894 г. – картины
«Кутузовская изба в Филях», «Могила» и др.

Но бытовые неудобства, нехватка денег,болезни
и смерть детей,
переезды с квартиры на квартиру – все это измотало супругу Саврасова
Софью Карловну! А тут еще Алексей с его пристрастием
к алкоголю….
Жена прятала графин с водкой, стыдила мужа, но все тщетно!

В первый раз она бросала его из-за алкоголизма еще в начале апреля
1876 г.,когда, забрав дочерей, Софья уехала к своей сестре в Петербург.
Но это был шаг отчаяния и семья воссоединилась вновь! 
Увы, ненадолго…

Алкоголь окончательно победил Алексея Саврасова,а Софья, спасая дочерей,
решила порвать с мужем навсегда – дети не должны были смотреть
на опустившегося отца… Как признавала потом его дочь Вера,
«мы стыдились своей бедности и
опустившегося отца!».

А Саврасов, уволенный из училища живописи и оказавшись вне общества
и семьи, был обречен на нищенское существование. Он совсем опустился,
валяясь под забором и, по его словам, «наблюдая природу»…
Как вспоминал известный писатель В. Гиляровский в своей
книге «Москва и москвичи», -
«В последние годы, когда  Саврасов окончательно спился,
он иногда появлялся в мастерской в рубище»…

Но ведь в мастерской-то, пусть в рубище,
появлялся!

***
И судьба дала Алексею Саврасову еще один, и, как выяснилось, 
последний светлый шанс!

На своем 6-м десятке, в 1880-е годы, Алексей Саврасов познакомился с 30-летней
Евдокией Матвеевной Моргуновой, которая стала его гражданской женой и даже
родила ему двух детей – сына Алексея и дочь Надежду
(взамен погибших?).
В эти годы он успел  написать свои последние пейзажи живой природы  –
«Берег зимой» (1891 г.), «Костер у реки» (1892 г.),
«Весна.Огороды»(1893 г.),
«Распутица» (1894 г.),
«К вечеру» и «Пейзаж
с церковью» (обе-1895 г.).

Разве можно, глядя на эти полотна, одухотворяющие природу, признать 
в художнике Саврасове алкоголика, спившуюся и
опустившуюся личность?

Однако вместе Евдокия и дети прожили с ним немного –
в 1897 г. Алексея
Саврасова не стало
в возрасте 67 лет.

После него нам осталось
свыше 200 изумительных  по одухотворенности 
пейзажей средней полосы России!

А Евдокия Матвеевна оказалась одна с малолетними детьми на руках.
Но она не упала духом и смогла поднять их на ноги, дать образование.
В феврале 1917 г. она, лишившись крова,обратилась в совет живописи
Московского Художественного училища живописи и ваяния с ходатайством
о назначении ей  пенсии, как вдове художника. Ежемесячное пособие,
как вдове художника, пусть и
в гражданском браке, ей все
же выделили в размере
10 руб.
Она умерла около 1920 года.

Менее повезло Софье Карловне, первой супруге Алексея Саврасова, - она скончалась
19 июля 1895 г., еще при жизни бывшего мужа…

А он ушел, как признавал
его ученик И.Левитан,
«превнося лирику в
живопись пейзажа и безграничную любовь
к родной земле!».

Не случайно, видимо,
грачи-то к нам -
прилетели!

10.03.2024 г.

На снимке: памятная и скорбная картина А.Саврасова
«Могила на Волге.Окрестности Ярославля» (1874 г.).

Фото из интернета