Даст Бог, свидимся...

Эльмира Азизова
Аркадий Петрович лежал на больничной койке и равнодушно глядел в окно, за которым покачивала своими голыми ветвями белоствольная береза.

Сквозь затянутое облаками небо временами просачивались лучи тусклого зимнего солнца. Медленно падали крупные бесформенные хлопья снега.

Сегодня был день рождения его жены. Веры не стало три года назад, но ему казалось, будто с того дня прошла целая вечность.

Сколько раз он укорял себя за то, что поехал в тот день на дачу к другу. Решили мужской компанией отметить день рождения одного из друзей. Если бы не такое условие, он бы забрал Веру с собой, ведь они практически не разлучались в последнее время после того, как он перенес микроинсульт.

Вернулся он тогда вечером. До сих пор помнит сочувствующий взгляд соседок, стоявших у подъезда, которые при виде него стали охать и качать головой. Его сердце пронзила боль плохого предчувствия.

Вера много лет страдала от аллергии, приводящей к удушающему кашлю и красным кожным высыпаниям. Достаточно было ей прикоснуться к ножу, которым резали рыбу, и затем нечаянно дотронуться до лица, как сразу отекала гортань и она начинала задыхаться.

Недавно переселившаяся в квартиру на их лестничной площадке новая соседка заглянула в гости с куском свежеиспеченного рыбного пирога. В сложившейся неловкой ситуации Вера не стала обижать ее своим отказом и поставила тарелку на кухонный стол со словами, что съест пирог позже. Но соседка оказалась назойливой. Желая услышать мнение о своих кулинарных способностях, она несколько раз предложила откусить хотя бы кусочек. Услышав причину отказа, не поверила и, решив, что ее пирогом побрезговали, обиделась и, обозвав соседку гордячкой, ушла, не притронувшись к налитому чаю и хлопнув дверью.

Добродушная Вера, расстроенная ее поступком, и не заметила, как дотронулась до губ пальцами, которые прикоснулись к тарелке, когда она ставила ее на стол.

Задыхаясь от стеноза гортани, Вера стала искать телефон, чтобы позвонить дочери. Но найти его не удавалось, так как он провалился за диванные подушки. Из последних сил женщина дошла до открытого окна и, качнувшись, столкнула на улицу горшок с цветком, стоявший на подоконнике.

Сидевшие на лавочке соседки почувствовали неладное, поднялись на третий этаж и нашли Веру, лежавшую на полу.

Приехавшая с опозданием "Скорая" забрала ее в больницу в бессознательном состоянии. Было уже поздно.

По нелепому стечению обстоятельств Аркадий Петрович остался один.

После похорон он стал немногословен. Единственная дочь старалась не оставлять его одного и по возможности навещала. Но заботы о своей семье, где было два мальчика, не позволяли часто заходить к отцу, как ей того хотелось.

Со временем пожилой мужчина решил не опускать руки и продолжать жить без любимой женщины.

Вскоре Аркадия Петровича стали беспокоить перебои в работе сердца. После перенесенного стресса нарушенный сердечный ритм привел к тому, что пришлось лечь в больницу на лечение.

В больничной палате их было четверо. Среди всех выделялся сутуловатый худощавый мужчина немного неопрятного вида. Он был со всеми приветлив и постоянно шутил. При каждом удобном случае вспоминал свою жену и ее кулинарные изыски, "которые могут оценить только истинные гурманы".

В данный момент, устроившись удобно на больничной койке, он играл в карты с двумя молодыми мужчинами. Один из них ранее угощал его пирожками. Протянув руку с стоявшей рядом тумбочке, он взял пирожок. Откусив добротный кусок, дядя Фима, как называли его, сразу же отметил:

-Вкусно. Спасибо. Мммм. Но моя Ирина готовит такие изумительные пирожки, что язык можно проглотить.

И это в больничных стенах звучало довольно часто, хотя, как заметили остальные, его никто не навещал.

Прошло несколько дней. Аркадий Петрович выписался. Он жил неподалеку и, проходя как-то мимо, увидел издалека Ефима, подметавшего территорию больницы дворницкой метлой.

Поинтересовавшись у дежурного на проходной, узнал, что Ефим еще в прошлом году устроился в больницу разнорабочим. Иногда его начинали мучать боли в желудке, и он ложился на лечение. Хотя, скорее всего, это было хитростью с его стороны. Дело было в том, что у него не было своего жилья.

Аркадий Петрович чувствовал себя намного лучше, и изъявил желание уехать на дачу к началу весенних работ в саду. Дочь категорически была против, чтобы отец занимался физическими нагрузками. Она обещала найти человека для ухода за садом и домом, но желающих не нашлось.

Тогда ее отец задумался. Затем отправился в больницу, где отыскал Ефима. Он пригласил его на скамейку в больничной аллее и вызвал на откровенный разговор. Смущаясь, тот признался, что жена его умерла в прошлом году. Пока, сломав ногу, он лежал больше месяца в больнице, дочь жены от первого брака в спешном порядке продала квартиру своей матери и уехала в неизвестном направлении.

Вернувшись из больницы, Ефим не смог попасть в квартиру-замок был заменен. На звонок дверь открыл молодой мужчина спортивного телосложения, который недовольным тоном пояснил, что купил квартиру недавно и информацией о прежних хозяевах не владеет.

Так Ефим оказался на улице. На предприятии, где он работал раньше, на его место уже взяли другого человека, помоложе. Никого из родных в городе у него не было и идти было некуда. Бывший сосед, работавший на проходной больницы, помог ему устроиться на работу, а также выручал с ночлегом, когда бывал на смене. В остальное время мужчина ночевал в подвале ближайшего дома.

История человека, в один миг оставшегося без жилья и работы, потрясла Аркадия Петровича. Он решил оказать помощь и предложил Ефиму поехать на дачу вместе с ним, помогать за умеренную плату в выполнении работ в саду и в мелком ремонте по дому.
Так Ефим оказался в дачном поселке. Когда он привел себя в порядок и переоделся в одежду, данную ему Аркадием Петровичем, заметно преобразился и стал выглядеть намного моложе.

Мужчины стали жить на даче, совершая каждодневные прогулки по дорожке пока еще голой березовой рощи, где местами лежал не растаявший снег.

Ефим оказался мастером на все руки. Аркадий Петрович был приятно удивлен, видя, как он вставал ранним утром и обходил вверенное ему хозяйство. С наступлением теплых дней он сразу же стал приводить деревья в порядок. К первомайским праздникам зазеленевший сад, с аккуратно побеленными стволами деревьев и вычищенными от сорняков дорожками, стал радовать глаз.

Ефим добросовестно выполнял свою работу, и к нему не было никаких претензий. Вскоре он стал заставлять Аркадия Петровича совершать совместные прогулки не только в роще, но и в окрестностях поселка.

Все чаще Ефим стал поглядывать на заброшенную дачу, находившуюся почти на самом конце улицы. Небольшой каменный домик выглядел снаружи неплохо. В плачевном состоянии была почерневшая и местами проржавевшая крыша, сквозь дыры в которой проникала внутрь дождевая вода.

Деревянный заборчик снаружи местами свалился и прогнил. Местные бездомные разобрали его на костер, который разводили в саду, который зарос высокими репейниками и крапивой.

Однажды Ефим проник внутрь домика и позже рассказал, что нижняя просторная комната была изгажена бомжами. Из нее наверх шла узенькая деревянная лестница, ведущая в две крохотные комнатушки, где валялись старые матрасы и кучи какого-то тряпья.

Вздыхая, мужчина продолжал осматривать заброшенный участок и вдруг осторожно поинтересовался, смог бы Аркадий Петрович навести справки, продается ли эта дача. С того дня он ходил задумчивый и рассеянно отвечал на задаваемые ему вопросы.

Прежних хозяев заброшенной дачи не было в живых, а новый находился за границей, поэтому выяснение вопроса о продаже заняло какое-то время. Через знакомых по поселку удалось выйти на родственника хозяина. Узнав о цели звонка, молодой мужчина равнодушным голосом ответил, что о продаже дачи подумает по приезде в Россию в ближайшее время.

Ночью Ефим не мог уснуть и ходил по комнате взад и вперед. Потом скрипнула дверь, и он вышел во двор. Выглянув в окно, Аркадий Петрович догадался по мерцающему огоньку сигареты, где в полумраке находится Ефим. Он решил поговорить с ним утром и выяснить, что его беспокоит, но тот его опередил.

Волнуясь, он спросил, сможет ли Аркадий Петрович дать ему сумму, которую запросит владелец заброшенной дачи, с условием, что он будет выплачивать ему долг каждый месяц со своей зарплаты.

Предложение Ефима удивило пожилого мужчину. Он знал, что у того нет за душой ни гроша, но желание помочь оказавшемуся на улице человеку было велико.

-Я понял, Ефим, что ты хороший и надежный человек. Я нисколько не сомневаюсь в твоей порядочности и честности, но боюсь, что не доживу до того дня, когда ты полностью расплатишься со мной .

Аркадий Петрович усмехнулся, подмигнув Ефиму.

-И не думай, Аркадий Петрович. Мы с тобой не раз еще там приготовим шашлыки. Пока я не расплачусь с тобой, ты не помышляй куда-то отправиться.

Аркадий Петрович позвонил дочери и долго с ней говорил. Ефим слышал, как в какой-то миг он вдруг перешел на повышенный тон, но потом успокоился.

Прикрывая часть лица носовым платком, высокий элегантный мужчина заглянул через открытую дверь, не рискнув заходить внутрь. Дышать было трудно от невыносимой вони, которая шла из комнаты. С порога был заметен беспорядок внутри, сгнившие остатки еды и осколки разбитой посуды.

Проходить на участок также мужчина не рискнул, побоявшись испачкать свои дорогие коричневые туфли в лужах воды и грязи, оставшейся от прошедшего недавно дождя.

Ожидая увидеть совсем другое, он был разочарован и, придя в ужас от того, в каком плачевном состоянии находится дача, которую он видел впервые, сразу же дал согласие на продажу и уехал, договорившись встретиться в городе у юриста и оформить необходимые бумаги.

После оформления всех документов Ефим вскоре стал хозяином заброшенного дачного участка.

На покупку новых строительных материалов и ремонта доставшегося ему жилья денег у Ефима не оставалось, и он все старался делать своими руками, которые можно было назвать "золотыми".

Прогуливаясь часто по поселку, он обращал внимание на дома, где появлялись новые владельцы или прежние затевали ремонт. Познакомившись с некоторыми хозяевами и рабочими, договорился, чтобы они не выбрасывали не нужные им доски или еще что-либо из стройматериалов, и забирал все на свой участок. Кто-то иногда отдавал почти все новое, оставшееся от прежних хозяев.

Сдружившись с мастерами, делавшими ремонт в домах, он стал советоваться по некоторым вопросам, интересовавшим его.

Однажды он притащил почти новый унитаз и раковину для ванной комнаты. Кухни у его пока не было, да и туалет был на улице, но Ефим не терял надежды, что в ближайшем будущем у него появятся все необходимые для нормальной жизни удобства.

Закончив дела в саду у Аркадия Петровича, он сразу отправлялся на свой участок. Вскоре перед домом появились новенький забор и добротная калитка, которую Ефим смастерил своими руками.

Теперь Аркадий Петрович приходил к нему и, усевшись в старое кресло, которое забрал у кого-то Ефим, сидел и наблюдал за тем, как тот приводил в порядок свой заброшенный сад. Потом они неторопливо пили чай за самодельным деревянным столиком в тени зазеленевших садовых деревьев, почувствовавших человеческую заботу, под голосистое пение птиц.

Каждый день, после работы в саду Аркадия Петровича, Ефим проводил дотемна на своем участке, и летом уже собирал первые плоды своего труда. Правда, земля, не получив необходимого ей удобрения, давала пока скудный урожай.

Но и этому был рад мужчина, не веривший в счастье, выпавшее ему. Питаясь овощами и фруктами со своего участка, он смог сделать себе и запасы на зиму. Это помогало немного экономить, что помогало постепенно уменьшать свой долг.

С разрешения Аркадия Петровича он посадил себе на дачу в грунт черенки роз. Принявшись, они стали ярким украшением маленького дворика.

Дача стала принимать вид аккуратного сказочного домика, который осенью Ефим едва не превратил в пепелище.

Посоветовавшись со знакомыми строителями, он утеплил дом подручными средствами и поставил в большой комнате небольшую железную печь. Понадеявшись на свои силы, допустил погрешности при выведении наружу дымоходной трубы и едва не устроил пожар.

Понемногу жизнь Ефима стала налаживаться и все складывалось, как нельзя лучше. Только огорчало то, что у Аркадия Петровича ухудшалось здоровье. Он снова провел какое-то время в больнице, где ему провели лечение, но аритмия продолжала беспокоить его.

После выписки из больницы он пробыл недолго в городе, и стал настаивать на отъезде на дачу. Говорил, что ему там дышится легче.

Незаметно пролетело время. Приближалась зима. Впервые за все эти годы Аркадий Петрович не уехал зимой в город, решил остаться зимовать у себя на даче. Пожив долгое время вблизи с природой, ему было трудно расставаться с ней. К тому же теперь он был не один, и дочка, скрепя сердце, согласилась с тем, что отец проведет зиму вдали от городского шума и суеты.

Теперь в обязанности Ефима входило очищать двор и дорожки в сад от снежных сугробов, а в остальное время он играл с Аркадием Петровичем в шахматы или смотрел вместе с ним телевизор, которого у него не было.

На новогодние праздники Кристина с мужем и детьми уехала отдыхать за границу. Она просила отца поехать с ними, но он отказался. Новый год Аркадий Петрович и Ефим встретили вдвоем.

В уютной теплой комнате они накрыли на стол. После боя курантов отправились на участок Ефима. Они пили шампанское возле маленькой зеленой елочки, растущей во дворе, заранее украшенную ее хозяином, и наблюдали за фейерверками, которые пускали с ближайших дач, украшенных разноцветными иллюминациями и яркими огнями.

Ефим подарил своему близкому другу новые валенки, которые собственноручно подшил. Молодой сосед обнаружил их в сарае и хотел сжечь вместе со старым хламом, который остался после смерти деда, но Ефим уговорил отдать их ему.

А сам Аркадий Петрович подарил Ефиму расписку о том, что прощает оставшийся долг. Потрясенный Ефим прослезился, прочитав этот документ, заверенный юристом. Сумма осталась уже не большая, но он не мог поверить в то, что человек способен на такой бескорыстный поступок.

Видимо, Аркадий Петрович, чувствовал, что жить ему осталось недолго, и решил сделать последний щедрый жест. К сожалению, вскоре его не стало. Однажды весенним утром Ефим пришел, чтобы сделать обрезку деревьев, и не встретил своего друга, как обычно, во дворе. Войдя в дом, нашел мертвым в постели. Лицо его было спокойным и умиротворенным, словно он спал.

Ефим позвонил дочери старика и сообщил о смерти отца.

После похорон Кристина заявила, что больше не нуждается в его услугах и потребовала выплатить оставшийся денежный долг. Увидев подписанный рукой отца документ, она не поверила в его подлинность и стала обвинять мужчину в обмане. Но, получив подтверждение от опытного юриста, сникла и больше не напоминала об этом досадном для нее случае.

Ефим недолго оставался без работы. Один из новых дачников пригласил его к себе садовником и сторожем за хорошую плату. В поселке у людей уже сложилось о нем хорошее мнение, так как при жизни Аркадий Петрович давал ему хорошую рекомендацию.

По истечении какого-то времени Кристина наведалась в дом соседа и извинилась за свое поведение.

-Не держите на меня зла. Папа был всегда очень добрым и жалостливым к людям. Некоторые этим пользовались. Мы с ним поссорились, когда он сказал, что хочет купить вам дачный участок, с условием, что вы будете понемногу возвращать ему деньги. Я стала убеждать, что вы обманете его. А он рассердился на меня и сказал, что я отношусь к поколению черствых и бездушных людей.

Она попросила снова взяться за работу на теперь уже ее даче, но мужчина отказался. После того, как она обвинила его в мошенничестве, он не захотел иметь с ней никаких дел.
Ефим часто наведывался на находившееся неподалеку кладбище и ухаживал за могилой Аркадия Петровича, имевшую вначале совсем заброшенный вид. Он поливал посаженные им же розы, убирал сорную траву и красил ограду. Сидя на маленькой деревянной скамеечке, которую соорудил сам, он рассказывал о новостях в дачном поселке, о том, как поживают соседи. Говорил с болью, что, проходя пару раз мимо его дачи, заметил, что сад совсем зарос бурьяном. Кроме того, кто-то отодрал пару досок с забора и протоптал дорогу к пустующему дому.

Не выдержав, он принес свои инструменты и, притащив несколько не совсем новых досок, заколотил дыру. Проникать внутрь не стал. Не хотел, чтобы кто-то его увидел и потом Кристина обвинила в краже каких-либо ценностей.

Позже Ефим поделился новостью, что познакомился с одинокой привлекательной женщиной и стал ухаживать за ней. Вместе они совершают прогулки по березовой роще, где деревья еще, в отличие от многих других деревьев, еще не сбросили листву и стоят в своем золотом наряде.

Они часто бродят по тем же самым дорожкам, где когда-то прогуливались с ним вдвоем. Гуляют долго, шуршат по ковру опавших листьев и досыта дышат свежим воздухом, слушая негромкое пение птиц.

Ксения-веселый и позитивный человек. Он чувствует с ней себя свободно и легко.

Недавно Ефим намекнул ей, что хотел бы прожить остаток своих дней рядом с ней. На что она, смущенно улыбнувшись, ответила, что не против.

Перед уходом с кладбища Ефим всегда оборачивался и, глядя на скромный надгробный камень, произносил:

-До новой встречи, друг мой. Даст Бог, скоро снова свидимся.


Любой, оставив в сердце след,
С собой унес души частицу.
Но не об этом плачу, нет —
Не с каждым я сумел проститься…
Сергей Закат-Рассветов