Агония зверя. Часть первая

Андрей Грачев 2
В 45 году истребители люфтваффе несли потери, несопоставимые по своей тяжести даже с 44 годом. В их частях появилось очень много пилотов, которые, пройдя ускоренное обучение, сразу вступали в тяжёлые бои. Потери их были огромные. Даже командиры отрядов зачастую хотя и имели опыт, но не были особенно результативными асами. Любопытно, что немцы уже не стесняясь списывали почти все потери более опытных пилотов на огонь ЗА, хотя сплошь и рядом по советским источникам эти потери понесены от огня истребителей. Довольно интересно, что большинство исследователей больше склонно доверять именно немецким версиям событий. С чем это связано, трудно сказать. Причём этим грешат не только "историки" уровня солонина, но и вполне серьёзные люди.

Мы в своей новой серии статей разберём потери именно опытных истребителей люфтваффе в этот период. Разбор мы будем вести по эскадрам.

Сразу стоит сказать, что в этот период на Восточном фронте действовал ряд эскадр, которые либо здесь не были никогда, либо были лишь ограниченное количество времени, либо просто давно не были. И как раз в этих эскадрах было больше всего неопытных пилотов, поскольку, воюя на западе, эти эскадры постоянно теряли большинство пилотов, имеющих опыт, и их приходилось восполнять новичками. Это было связано не с тем, что западные пилоты были лучше советских, просто атаки на "летающие крепости", ощетинившиеся огромным количеством пулемётов, да ещё и в сопровождении весьма мощных и многочисленных "тандерболтов" и "мустангов", превосходивших немецкие самолёты по скорости и мощи вооружения, были слишком уж опасным делом. Зато прошедшие эти бои пилоты были в принципе очень опасными противниками, даже если число их побед было невелико. Итак, закончив вступление, перейдём к основному повествованию.

Начнём мы с рассказа о старых знакомых - JG51. Эта эскадра была, пожалуй, в 45 году самой боеспособной из тех, кто противостояли советским пилотам. Вероятно, наряду с JG54, но документы последней, увы, почти не сохранились. JG51 повезло в этом плане больше. JG52, третий "кит" восточного фронта, выглядела неплохо, но в ней к тому времени приписки во всех трех группах достигли критических чисел. JG51 была в целом эскадрой объективной и снова стала ассоциироваться с бриллиантовой эскадрой асов в советских источниках. Она сохранила прекрасную организацию боя, универсализм и умение наносить реально ощутимые потери советским группам штурмовиков и бомбардировщиков. Однако, как мы увидим, и потери самой эскадры, в том числе и в асах, были весьма значительные.

Первым потерянным асом в 45 году был Пауль Мессмер из 3 отряда. Он, хотя и одержал 9 побед, был всего лишь в звании ефрейтора. Произошло это севернее Варшавы, в районе Зихенау (Цеханув), 16 января.

Сбил аса опытнейший пилот 813 иап, комэск Фёдор Васильевич Митрофанов на Ла-7. Он в составе четверки Ла-7 в указанном районе осуществлял патрулирование и заметил группу вражеских истребителей. Заметив, что один из них пошёл на посадку на аэродром Цеханув, Митрофанов его атаковал и сбил. Очевидно, как раз этот самолёт и пилотировал Мессмер. Затем Митрофанов сбил ещё один истребитель врага. Конечно же, эта атака показывает, что немцы были уже "не те", их большая группа над собственным аэродромом проворонила атаку.

Следующую неприятную потерю понёс 22 января 6 отряд JG51. Сбит был фельдфебель Фридрих Якобс, опытный пилот, имевший 6 побед на счету. Стоит заметить, что II группа JG51 долго воевала на западе, но в конце Войны вернулась на Восточный фронт, причём в район Будапешта. Якобс 5 побед одержал на Западе, в частности сбил один "Тандерболт" и три бомбардировщика, два из них четырёхмоторные - результат хороший. Сбили его Юго-западнее Будапешта. Сделали это пилоты 31 иап, на победу претендуют знаменитый ас Скоморохов Николай Михайлович, Цыкин Михаил Дмитриевич и Калинин Вячеслав Сергеевич. Не исключено, что бой против Якобса стал основой для легенды о том, как Скоморохов сбил командира бриллиантовой эскадры. Произошло это после долгого и упорного боя. Учитывая квалификацию Якобса, это вовсе не исключено, тем более информация о появлении в небе Будапешта этой эскадры как раз совпадает со временем появления III группы. Проведя бой с сильным врагом, Скоморохов мог предположить, что сбил сильного аса, а дальше уже легенду подхватили журналисты.

После ряда потерь среди молодых и не опытных пилотов 9 февраля 45 года эскадра лишилась аса. Это был унтерофицер Хельмут Йоне из штабного отряда, имевший 8 побед на счету. Сбит он был в Пруссии. По советским документам, шестерка 18 гиап на Яках-3, ведомая Барахтаевым Матвеем Васильевичем, атаковала группу фв-190. В ходе боя на вираже пилот Тарасов Дмитрий Афанасьевич подловил ведущего одной из пар и сбил его на вираже. Другую пару атаковал Барахтаев, после недолгого боя оба фв-190 стали уходить на свою территорию, но Барахтаев догнал их и по очереди сбил. Четвертого фв-190 сбил Грачев Иван Михайлович, когда тот тоже пытался выйти из боя.

Итак, у нас есть три претендента на победу. Самым реальным кажется Тарасов. Ведь он сбил ведущего одной из пар, причём, судя по описанию, сделал это первым и атаковал, видимо, ведущую пару немцев. Именно после этого остальные стали выходить из боя, что могло произойти после гибели командира. То, что унтерофицер был ведущим восьмёрки, смущать не должно, так как в то время было не до чинов, ведущим был самый опытный, а опытных пилотов катастрофически не хватало. Впрочем, не исключено также, что победу над немецким асом одержал Барахтаев.

К тому времени любимое оружие немцев - внезапные атаки с вертикали, практически перестало работать, так как новые советские истребители имели достаточную скорость и высотность для предотвращения таких атак. Пришлось немцам вести бои на виражах. В них советские пилоты тем более имели перевес. Отдадим всё же и врагу должное: немцы в этих боях выглядели вполне достойно. Но всё же потери несли очень серьёзные.

Так, 18 числа был сбит унтерофицер из 13 отряда Йоханнес Келлер, имевший 24 победы на счету. Не лишено интереса, что первую победу он одержал 7 октября 44 года, а затем в течение месяца наштамповал 19 побед. Типичный ас конца Войны. Правда, по поводу объективности данного аса есть большие сомнения. Сбит он был в районе Грудзендз в бою с группой Ла-7. Аса вынудили вступить в бой на виражах, а там опытный пилот 156 иап Чубуков Алексей Илларионович смог, используя превосходство в маневренности своего самолёта, зайти немецкому асу в хвост и сбить его. Стоит заметить, что немцы всё ещё были очень сильными противниками, это видно из того, что буквально через два года сбивший Келлера Чубуков и сам погиб в похожем воздушном бою. Так что думать, что в 45 году советские пилоты занимались "избиением младенцев", было бы глубокой ошибкой. Советские Асы 45 года достойны не меньшего уважения, чем асы других периодов Войны.

Всё же всё чаще даже достаточно сильные немецкие лётчики в этот период начисто проигрывали бои советским пилотам. Это ярко видно из описания следующего боя, который произошёл в районе Хайлигенбайль на следующий день. Дело было так.

19 февраля 45 года группа из восьми "Ла-7" 9-го гиап совершала вылет на штурмовку аэродрома Хайлигенбайль в Восточной Пруссии. Налет произошёл совершенно внезапно, наши истребители не испытали противодействия ни ЗА, ни ИА противника. Повредив три самолёта на аэродроме и одну грузовую автомашину, советские истребители отправились восвояси. При отходе от аэродрома советский ас Борисов Иван Григорьевич, который был ведущим группы прикрытия, заметил четверку бф-109, которые шли параллельным курсом основной группе Ла-7 и значительно выше.

Одна пара немцев, поднявшись ещё выше, спряталась в облачность, очевидно готовясь при удобном случае атаковать Ла-7 основной группы, а вторая пара, круто развернувшись, пошла по направлению к югу. Вероятно, немцы таким способом пытались отвлечь внимание советских истребителей, чтобы затем провести атаку. Этот маневр они в начале и середине войны проводили образцово, но теперь, в конце войны, работа оказалась весьма топорной. Немцы вообще не заметили четвёрку Борисова, чем тот и воспользовался. Дав команду ведущему второй пары, Беликову Константину Васильевичу, осуществлять прикрытие, он, стремительно развернувшись, снизу атаковал незадачливую отвлекающую пару, что было для немцев полной неожиданностью. Они ждали атаки совсем с другой стороны, от основной группы. Правда, с первой атаки никого сбить не удалось. Однако эффект был впечатляющий - один бф-109 тут же спрятался в облака, а второй, запаниковав, лёг в вираж, и Борисов со второй атаки легко сбил его.

В этот момент из облаков выскочил ещё один бф-109, вероятно из той пары, которая в самом начале спряталась в облака и готовилась атаковать основную группу. Этот бф-109 нацелился на Борисова, но, в свою очередь, умудрился не заметить прикрывающую его пару Беликова. Беликов тут же сел ему "на хвост" и открыл огонь с дистанции в 200 метров. С первой же атаки бф-109 был подожжен и начал уходить к бухте Пиллау, причём шёл змейкой, стараясь сбить с толку советских лётчиков. Беликов решил его добить. От повторной атаки бф-109 уклонился, но с третьей атаки Беликов всё же добил врага.

Итак, бой закончился абсолютной победой советских пилотов, причём победой достаточно лёгкой. Немцы допустили массу ошибок в бою.

Тем интереснее узнать, что из двух сбитых в том бою пилотов III группы JG51 один был достаточно результативным и одновременно был командиром 10 отряда - лейтенант Хайнц Штайнеке, 11 побед на счету. Он погиб в том бою. Второй сбитый пилот также погиб, это был новичок, звали его Вальтер Дитрих, опыта он не имел никакого. Конечно же, по описанию боя сразу ясно, что Борисов сбил Дитриха, а жертвой Беликова стал более опытный Штайнеке.

После этого до марта эскадра избежала потерь в асах и командирах. Но в марте активизировались бои на разных направлениях, выросли и потери. Так, 11 марта в районе Кенигсберга в бою с Пе-2 сбит был фельдфебель Пауль Фогт из 9 отряда, имевший 9 побед на счету, и попал в плен. По советским данным, это были не Пе-2, а Ту-2, стрелки которых заявили три сбитых фв-190. Фогт летал на бф-109, но ошибки в типах сбитых были делом обычным.

Куда более тяжелую потерю эскадра понесла в Померании. Был сбит и попал в плен командир 13 отряда оберлейтенант Петер Кальден, имевший 69 побед на счету. Немцы решили, естественно, что его сбили огнём ЗА, так как в 45 году они упорно не желали признавать, что их асы гибли от огня истребителей. Мы посвящали тому бою большую статью. На основе мемуаров Ситковского установлено, что в тот день был сбит именно в воздушном бою немецкий ас с рыцарским крестом и попал в плен к танкистам, отличился Кривобок Иван Федотович из 15 иап, причём немец был сбит именно при заходе на штурмовку. По немецким данным, не совсем совпадает место, но в 45 году ошибки в местах потерь стали делом обыденным. И в датах тоже. Пресловутая немецкая пунктуальность - такой же стереотип, как русское пьянство или, например, французская общительность. Благо в районе Вейхерово в тот день не зафиксировано никаких взятых в плен немецких пилотов. Говоря про этот бой, заметим лишь, что в очередной раз немцы проявили невнимательность и не заметили атаки советских самолётов, а их силы были столь немногочисленны, что даже не нашлось пары для прикрытия Кальдена.

12 февраля уже в районе Будапешта был сбит оберфельдфебель Франц Георг Раппль из II группы, очень опытный пилот, имевший 9 побед на счету. Так уж получилось, что на разведку вылетели две пары - советская и немецкая. Ведущим советской пары был командир 866 иап Чугунов Александр Степанович. Немецкой - Раппль. Чугунов первым заметил врага и атаковал. Летал он на Яке-3 и после недолгого боя, используя перевес Яка в маневренности, смог зайти сзади сверху на Раппля и сбить его.

13 февраля в Венгрии был сбит ещё один ас, фельдфебель Хельмут Патцельт из 6 отряда, имевший 10 побед на счету. Это был бой между звеном 31 иап на Ла-7, ведущим был Скоморохов, и звеном бф-109, ведущий Патцельт. В ходе боя Патцельт, совершив резкий маневр, попытался зайти в тыл Скоморохову, но его ведомый Маслов Леонид Захарович вовремя среагировал и сбил немца. Лётчик спасся с парашютом и приземлился на советской территории, но его дальнейшая судьба неизвестна. Вероятно, он попал в плен. Маслов после Войны оставил интереснейшее интервью, в котором объективно и интересно рассказывает о боях. А этот бой снова показал преимущество советских истребителей в тот период над немецкими.

Продолжение следует.