Священное дерево

Арнольд Малыгин
У моего друга детства Верхотурова Бориса, в последних числах сентября месяца случилась свадьба. Знаменательное событие в жизни. На проведение её, на работе давалось три дня отпуска. Мы воспользовались таким обстоятельством и рванули на охоту. Как он объяснялся со своей молодой женой таким нашим поведением, для меня осталось тайной. Главное, что мы поехали на охоту на зайцев.


В моих путешествиях на плоту по реке Кенкеме, мне приходилось выходить напрямую, через лес домой. Встречал такие хорошие места обитания для зайцев, что предавался мечтами попасть сюда осенью. Выходя в очередной раз, после сплава, я наткнулся на лесную дорогу. По ней легче было идти. Пошёл по ней и решил узнать, где она начинается, чтобы впоследствии воспользоваться ею для охоты на зайцев. По ней мы и поехали в нашей поездке на мотоцикле с коляской.


Свернули с основной дороги, проехали по полям с перелесками и стали подниматься по песчаной дороге на подъём. Справа гора обросшая соснами. Слева речка в тёмном овраге с огромными лиственницами по берегам. Выехали на гору и остановились, как принято после трудного подъёма. Надо перевести дух, дать остыть, натруженному двигателю. Рядом стояло дерево, увешанное различными предметами. Оно стоит одиноко, недалеко от леса, где достаточно солнечного света, и никто не мешает ему расти. Густые, мощные ветви, невысоко от земли, разрастаются в разные стороны. На них удобно вешать и укладывать подношения духу леса, чтобы он помогал в дальнейшем пути и приносил удачу. У многих народностей существует такой обычай, пришедший из древности.


В отличие от сегодняшних священных деревьев, увешенных так, что к ним невозможно подойти и найти место подношения, оно выглядело прилично и благообразно. Я подошёл поближе, порылся в кармане, нашёл монетку и незаметно положил её под кору большого сучка, попросив у дачи в нашем мероприятии У хозяина леса «Байоная» . Постеснялся, что Борис заметит мой поступок и осудит его. Он же посмотрел на дерево и ограничился только этим. Немного передохнули и поехали дальше.


Дорога шла лесом. Она была усыпана светлыми, желтоватыми листьями берёзы, как золотыми монетами на тёмном фоне дороги, и увлекала нас вдаль. Было очень красиво. От больших колёс тракторов «Беларусь» образовались глубокие колеи. Борис уверенно ехал по их гребням, а под нами бесконечно тянулась глубокая канава, и требовалось большое искусство вождения мотоцикла, чтобы не угодить в неё. Хорошо, что в конце сентября земля уже замерзала по ночам, и грязь на дороге превратилась в камень. В тёплое время здесь проехать на мотоцикле было бы невозможно.


Дорога временами шла аласами, большими полянами. Здесь мы мчались с большой скоростью. На аласах встречались летники, где откармливался домашний скот. Навесы, рубленые дома, оставшиеся с прошлых времён старые юрты. Наконец, приехали на место охоты. Немного проехали по болотистой местности. Я удивился проходимости мотоцикла, и умению Бориса управление им в трудных дорожных условиях. Выбрали подходящее место для стоянки. Не терпелось пойти в лес и начать охотится. Не обманули ли меня ожидания, когда я проходил эти места когда-то, далёкой весной? Наскоро перекусили, приготовили ружья, надели рюкзаки, и двинулись в лес.


Охота пешком на зайцев заключается в следующем. Два или больше охотников, на расстояние видимости друг друга, двигаются не торопясь по лесу. Если кто первый увидит зайца, даёт знать товарищу, оговорённым знаком, или тихим свистом, чтобы он остановился и не спугнул раньше времени косого. Подходит на выстрел и палит из ружья. Идти вдвоём очень удобно. Иногда получается так, что спугнутый заяц бежит в сторону товарища и попадает под его верный выстрел. Такая охота называется «На узёрку».


Вот и мы таким способом двинулись на охоту. В отличие от меня Борис не такой опытный охотник, но навыки охотничьи имеет, на зайцев охотился. У него вертикалка шестнадцатого калибра, у меня «Зимсон» двенадцатого калибра. Ружья хорошие, была бы дичь. Выстроились шеренгой, выбрали направление и пошли. Места традиционно заячьи. Старые поваленные деревья, в которых любят прятаться зайцы, мелкие, густые заросли лиственницы, засохшие болотца с кочками и густой травой, ручейки, заросшие ерником. Так, где же зайцы?


В позднюю осень в лесу уже крепкие ночные заморозки. Лесные озёра замерзают, и  на них образуется тонкий, прозрачный лёд. Утром трава и кусты покрываются инеем. Зайцы начинают одевать зимнюю, белую шубку. Старые зайцы в это время совершенно белые, и  их видно издалека. Благодать для охотников, и они успевают охотиться пока не выпал снег.


Продвигаемся с Борисом не торопясь, обходя все подозрительные места, где могут спрятаться зайцы. Наконец, я замечаю белое пятно и начинаю подходить к нему ближе. В этом существует определённая хитрость. Нельзя идти к затаившемуся зайцу прямо на него. Он поймёт, что надвигается опасность и убежит раньше того, как охотник подойдёт ближе. Поэтому надо идти, как бы мимо, двигаясь по кругу, и приближаясь к нему на верный выстрел. Я дал знать Борису, что увидел зайца и стал совершать коварный манёвр. Заяц спрятался в корнях сваленного дерева. По мере моего приближения он начал беспокоиться и шевелиться. Я не стал дожидаться, когда он выскочит и убежит. Тщательно прицелился и выстрелил. По лесу прошёл оглушительный гром. Заяц мой упал и не двигался . Есть первая добыча! Подошли вместе к нему. Разглядывали его. Борис поздравил меня с добычей и удачным выстрелом. Начало есть. Положили добычу в рюкзак, и пошли дальше.


При охоте на зайцев нужно обходить все подозрительные места, где могут спрятаться зайцы. Особенно они любят таиться в густом, мелком подросте лиственницы. Среди леса встречается небольшие участки молодой лиственницы, высотой до метра, с несколькими поваленными старыми деревьями среди них. Это  говорит о том, что там обязательно спрятался заяц, а то и несколько. Впереди такие заросли, и я направляюсь туда. Захожу так, чтобы спугнутый заяц, если он окажется там, выскочил прямо на Бориса. Стараюсь создавать шум, специально наступаю на высохшие ветки. Я не вижу, где прятался заяц, уж очень густые заросли. Только заметил его, когда он выскочил из них. Белой стрелой мчится в сторону Бориса. Я кричу, что есть силы « Заяц! Заяц!» Борис оглядывается, смотрит на меня, а зайца не видит. Я машу рукой в сторону зайца, но Борис его не замечает. Заяц воспользовался нашей нерасторопностью и улепётывает во всю прыть. Борис увидел его, когда он был уже вне выстрела.


Идём дальше. Находим подходящее место для, чтобы спугнуть зайца на меня. Теперь Борис выступает в качестве загонщика, а я стрелка. Борис не сильно шумит, легонько постукивает палочкой по стволам деревьев, двигается в мою сторону. Я весь во внимание, крепко сжимаю цевьё ружья, большой палец на кнопке предохранителя, указательный на спусковом крючке. Этот метод вспугивания зайца вызывал положительное воздействие. Белый шар выкатывается впереди меня и мчится слева направо, подставляя свой бок. Я ловлю зайца на мушку, делаю необходимое упреждение. Заяц мечется между деревьями, не даёт хорошо прицелиться. Наконец, бежит некоторое время прямо, помогая произвести выстрел. Стреляю, прерывая заячий бег. Сходимся с Борисом. Обсуждаем прошедший охотничий момент, и решаем идти к месту табора.


Идём, охотимся. Несколько зайцев упустили, или по нашей нерасторопности, или увидели зайцев вне досягаемости выстрела. Я подстрелил ещё пару зайцев, Борис не одного. Он немного расстроился, я утешал его, что завтра будет день, и тебе повезёт. Пришли на табор, развели костёр, приготовили ужин. Отметили, что зайцы есть, и после долгих разговоров у, затухающего костра, легли спать. Я лежал тихо, разглядывал звёздное небо и думал.  Недаром преподнёс дар лесному покровителю охотников «Байонаю» на священном дереве, поэтому и сопутствует мне удача. Что нам преподнесёт следующий, охотничий день? С этими мыслями и уснул.


Утром поужинали. Ободрали одного зайца. Выпотрошили. Привязали за ногу к кусту и положили его в ручей. Пока ходим в лесу до обеда, его промоет течением, останется только положить в котелок и сварить. Довольные, что так ловко придумали, пошли на охоту. За ночь приморозило. Мелкие кусты и трава покрылись белым инеем. Покрылись тонким ледком лужицы. Стряхнутый иней оседал на резиновых сапогах. Если бы была другая обувь, то она через некоторое время намокла бы от растаявшего инея. Как не стараешься идти тихо, но иногда попадаешь в замёрзшие лужицы и ломаешь лёд, с хрустом ломаются промёрзшие сучья.  Зайцы слышат издалека и не подпускают на выстрел. Часам к одиннадцати иней тает. Кусты и трава становятся мокрыми, и эти обстоятельства играют на нас. Зайцам неприятно мочить свою шкурку, они не хотят покидать своё убежище. Сучки, лежащие на земле, намокают и не трескаются. Мокрая трава не шуршит. Идёшь, мягко ступая, не производя шума. Начинается настоящая охота.


Сделали небольшой круг, рассчитав так, чтобы подойти к обеду на табор. Я подстрелил трёх зайцев, а Борис ни одного. Он их не замечал спрятавшихся. Неожиданно спугивал и не успевал стрелять бегущего зайца. Вообще ему не везло. А на таборе нас ждал неожиданный сюрприз. На дереве сидели две вороны и каркали. Чего это они раскричались, подумали мы? Подошли и глянули на нашего полоскавшегося зайца. Мы не столько были расстроены, что от зайца мало что осталось. Были досадно удивлены. На верёвочке держался обглоданный до белых костей скелет. Хоть сейчас его в класс биологии, изучать строение скелета позвоночных. Как вороны, прямо в воде, обклевали всё мясо? Самим, при всём нашем усердии, это сделать было бы невозможно. Даже сухожилий скреплявших косточки к косточкам не было видно, казалось, что они приклеены друг к другу. Обсуждая такой курьёзный случай, случившийся с нашим отмокавшим зайцем, приготовили покушать, отдохнули и пошли в лес.

Сегодня наша охота заканчивалась. Завтра рано утром, пока лесная дорога подморожена, надо ехать домой.Я уже удачно пострелял. Стрелять по сидячим зайцам мне было не интересно. Поэтому решил стрелять только на бегу. Подходил к сидячему зайцу, брал ружьё наизготовку, спугивал зайца и стрелял. Подстрелил, таким образом, ещё пару зайцев. Мне очень хотелось, чтобы и Борис хоть бы одного зайца добыл. Теперь надо работать на него.

Замечаю затаившегося белого зайца впереди между нами. Окликнул Бориса и показываю направление, где затаился заяц. Он его не видит. Я его прошу поворачиваться всем телом и остановиться, когда лицо будет обращено к зайцу. Он проделывает эту манипуляцию и останавливается по моему знаку. Идёт медленно к зайцу, останавливается и не видит его. Смотрит на меня вопросительно. Борис подошёл на верный выстрел, а зайца не видит.


Во второй половине дня зайцы сидят крепко в убежище. Может быть, они разнежились от долгого лежания, и им не охота соскакивать с тёплого места, или ещё по какой другой причине, мне это не ведомо. Однако они подпускают к себе так близко, что, бывало, чуть не наступаешь на него. Я осмелел. Мы уже разговариваем, не боясь его спугнуть, и  заяц терпит. Иду тихонько к Борису. Подхожу. Ещё раз показываю ему, где сидит заяц, и на это уходит какое-то время, прежде чем он его замечает. Поднимает ружьё и стреляет. Так не интересно, говорит Борис мне. Ты бы ещё ствол ружья навёл на зайца. Я доволен, что и он добыл зайца. Искренне поздравил его с удачей. По лицу вижу, что он доволен выстрелом. Успокаиваю его. Важен результат, а остальные обстоятельства не принимаются. Поворачиваем в сторону табора, надеясь, ещё на охотничью удачу.


Идём среди высокоствольного леса. Здесь относительно чисто, просматривается далеко. Нет лесного подроста, где бы могли прятаться зайцы. Смотришь по сторонам, сколько позволяет пространство между деревьями. Вдруг замечаю чуть в стороне какое-то движение. Два белых пятна медленно, то  показываются, то исчезают между деревьями. Косули! Мелькает у меня в голове.


Даю знак Борису, чтобы он потихоньку подходил ко мне. Борис подходит. Показываю ему косуль, и начинаем вместе подходить к ним. Пока до них далеко мы не очень таимся и идём смелее. Косули кормятся и не замечают нас. Но чем ближе мы подходим к косулям, необходима осторожность. Идя рядом, мы увеличиваем обзор для косуль, поэтому Борис перемещается и идёт за мной. Мне это как-то не очень комфортно, когда человек с ружьём идёт по лесу за твоей спиной. Много возможностей споткнуться, упасть и произвести непроизвольный выстрел. Второй охотник производит лишний шум при скрадывании. Поэтому я остановился и попросил Бориса остаться на месте и красться продолжал  один.


Косули не замечают меня. А я, применяя все способы, чтобы не нашуметь и не быть замеченным потихоньку, не торопясь подхожу к ним. Стараюсь прятаться за стволами деревьев, останавливаюсь, когда одна из них поднимает голову и прислушивается, приседаю и перемещаюсь, как гусь. Косули всё ближе и ближе. Хоть у них и отличный слух, но я со всеми предосторожностями сближаюсь с ними. Их уже отлично видно. Белое зеркало сзади, которое помогло нам увидеть их издалека, желтоватая шерсть, тонкие ножки. Оставалось метров семьдесят до них. Мне казалось, что ещё немного, и они меня заметят, поэтому решил стрелять. Надеялся на своё ружьё, хорошо прицелился по одной из них и выстрелил. Одна косуля упала, а вторая стремглав скрылась в лесу.


Мы подбежали к косуле. Она была сражена наповал. С удивлением разглядывали её и радовались нашей удаче. Борис, правда, обиделся немного, что я оставил его, и подкрадывался один. Но я убедил его, что так положено по охотничьим правилам. Успокоил тем, что в следующий раз скрадывать будет он. Оставалось добычу донести до табора. Хорошо, что до него оставалось недалеко. Подобрали надёжную, толстую палку, связали ноги косули, просунули палку между ними, подняли весомый груз на плечи и пошли друг за другом к табору.


Идти с таким грузом по лесу не очень удобно, но, как говорят, своя ноша не тянет. Шёл и вспоминал священное дерево. Опять сопутствовала мне удача. К табору пришли поздно, приходилось несколько раз отдыхать, хотя расстояние было не очень большое. Развели костёр, разговаривали, вспоминая минуты охоты, кушали, укладывались спать. Настроение было отличное, не зря друг пожертвовал свадебным отпуском. С хорошими мыслями уснули крепким сном.


Утром рано позавтракали. Тщательно уложили свой драгоценный груз, и поехали домой. Уходила назад знакомая дорога.  Медленно проехали мимо священного дерева. Я поблагодарил егоза удачу и помахал ему на прощание рукой. Песчаная дорога пошла резко вниз, оставляя за спиной приятные воспоминания.