На Кильмези

Татьяна Михайловна Ипатова
   Раньше в походы учителя детей водили ежегодно. Это, как правило, случалось летом. Причём, ходили в походы без всякой бумажной волокиты, как сейчас. Дети что ли другие были, самостоятельнее, ответственнее , или виновата гиперопека над детьми, навязанная свыше? Я очень любила ходить в походы с детьми.
      Собрались как-то мы с моими семиклассниками в поход, к нам присоединились ещё 2 восьмиклассника – Саша Башорин и Саша Чепурнов.
Решили идти на устье Пестеря, что впадает в реку Кильмезь. Дорогу знал только Саша Башорин ( он часто бывал там со своим отцом, известным охотником и рыбаком). Так как дорога была дальняя, дорогу решили сократить и пошли прямиком по лесу. Я, совершенно далёкая от болот и песчаных холмов с их змеями, полностью положилась на решение детей. Взяли с собой 2 палатки, Света Бортникова зачем-то взяла ещё гармошку.  По пути они мне   показывали разных змей: щитомордников, медянок, ужей и гадюк, которые так и шныряли под ногами. Ребятам было забавно, что я боюсь змей, а они их запросто брали в руки.

 Но вот сухая тропинка закончилась, пошли по болотистой местности. Саша Башорин взял длинную жердь, мы - по палке, и направились к намеченной цели. По дороге много смеялись, шутили, на привалах песни пели, Света пыталась играть на гармошке. Но потом почти все отсырели, устали прыгать по кочкам и решили, что до устья ещё далеко, а вечер уже близок, завернули на р. Кильмезь. Остановились в совершенно глухом месте, наступала ночь, и на нас ополчились тучи мошкары. Я с таким количеством этих насекомых встретилась только там. Мальчишки поставили палатки и занялись рыбалкой, мы с девчонками занялись нехитрым ужином. Рыбы в реке оказалось много, ребята наловили её, нанизали на кукан и воткнули в берег. Несколько рыбин оказались на поверхности воды. А утром от них остался только скелет.  Насколько прожорлива эта мошкара, я узнала только тогда.

  Мальчишки всю ночь поддерживали костёр, а  на реке постоянно слышался какой-то плеск. Утром на противоположном берегу на песчаном пляже, почти напротив нашей стоянки мы увидели следы взрослого медведя и двух медвежат. И это в нескольких шагах от нас! Это сейчас мне страшно, зная, какие это опасные звери. А тогда все были молоды,  ничего не боялись, всем было весело от того, в каком опасном соседстве  ночь провели. На устье Пестеря мы так и не попали ни тогда, ни потом. Дети ещё хотели остаться на ночь, но, помня о том, что за жизнь и безопасность детей всё-таки полностью отвечаю я, настояла на обратном пути.