Сцена в пубертатный период. Мутация!

Наталья Ахмедова-Вапаева
Подготовка первого выступления и исполнительская практика в пубертатный период.
« А почему это, когда я был маленьким был всегда Лауреатом и даже Гран-призёром, а сейчас у меня титул только дипломант, в чём дело? Меня засуживают?»  Нет, дорогой друг, тебя не засуживают, а оценивают по твоим достоинствами на день сегодняшний.
Милые дети, выходя впервые на сцену и получая титул «Лауреат 1 степени», некоторые собирают коллекцию Гран-При, исполняя одни и те же песни с одним и тем же алгоритмом постановки концертного номера. НО, поддерживающие похвалу и любование со всех сторон, не готовясь к тому, что через 3-5 лет, они вырастут, голос начнёт ломаться, милоты такой, как была прежде уже нет, да и сцены мы почему – то стали побаиваться. Скидки никто не делает, петь необходимо с учётом возрастных особенностей, полноценно вникая в образ исполняемого произведения, используя различные вокальные приёмы и нарабатывая такие качества, как канителенное пение и филировку звука. Это же труд, постоянная работа над голосом и с голосом. Милота, когда делали скидку на возраст, прошла. Судьба детей-артистов неудачна с самого начала, так как мало кто из них может похвастаться продолжением карьеры и после взросления. У детей-певцов свой шарм и свои фишки, у взрослых – свои, и редко когда зазвездившийся уже в юном возрасте артист способен вывести свой талант на кардинально новый уровень.
При первой же неудаче, произойдёт не просто физиологическая ломка голоса, а психологическое и даже психическое состояние исполнителя может быть подорвано. История Серёжи Парамонова – солиста большого хора центрального телевидения и радио тому подтверждение. Я уверен, что если бы Сергея готовили к пубертатному периоду и что он несёт в плане его голосовых изменений, если бы поддержка была и со стороны семьи, и со стороны руководства хора, он прошёл бы достойно этот период. О какой поддержке идёт речь?  В первую очередь – педагог, как знающий человек, специалист в области работы с голосом, а затем – семья. Но, бывает так, что бросают на произвол судьбы все.
Кто-то смиряется и ищет себя на другом поприще, а кто-то губит былой славой свою оставшуюся жизнь, не выдерживая психологической нагрузки. И почему же с первых дней обучения и выступлений не привить ребёнку то, что мы поём, потому что петь любим и это всегда останется с нами в жизни, мы сможем дарить радость окружающим, если будем искренними и совсем не важно, солист ты, или нет, Лауреат ты, или Дипломант. Ведь не все выходят на сцену, выход исполнителя — это уже огромная победа, требующая к себе адекватного поощрения.
Руководитель хора Попов говорил о Сергее Парамонове, что мальчик выделялся среди всех своей непринужденностью к пению, из-за чего его исполнение звучало искренним и легким. Неужели такой грамотный специалист не понимал, что в любое мгновение голос может сорваться, как и психика мальчика. Почему его не отстранили от сольных партий на время, почему не поставили просто в хор с лёгкими партиями, объяснив это необходимостью для него же? Вопрос риторический.  Во время выступления в 1975 году, когда он понял, что с его голосом что-то не то. Это была катастрофа - прославившийся благодаря своему детскому нежному голосу мальчик потерял свою изюминку, начав хрипеть прямо на сцене. Главный детский голос страны остался без голоса, а значит без возможности продолжать карьеру. Чью карьеру? Свою? Нет, карьеру страны. В хоре он ушел сначала на второй план, а потом вовсе покинул его. Лишившись славы, он начал пытаться получить хотя бы музыкальное образование, закончив заочно музыкальную школу и пытаясь пройти музыкальное училище, но там он не преуспел. А почему? А потому, что некогда было заниматься самообразованием и образованием вообще, выступления, гастроли и касса, из которой он не видел ни копейки. Стал не нужен. Из-за того, что Сергей пытался выступать во время возрастных изменений голосовых связок, его голос не преобразовался в полноценный взрослый, что поставило крест на его карьере.
Во все времена педагогов интересовали вопросы развития певческого голоса детей, особенности его звучания, вокальные требования, предъявляемые к детям в разное время и различные методические приёмы в обучении пению, особенно в период мутации. 
До недавнего времени педагоги - вокалисты были однозначны во мнении: «с началом мутации занятия вокалом следует прекратить». Однако традиционно  рекомендуемое молчание редко применяется на практике. Ведь если молчать, то нельзя кричать и разговаривать. В реальности же, если подросток не будет петь, то есть не будет заниматься специально организованной контролируемой деятельностью, то всё равно он будет бесконтрольно нагружать голос в речевом режиме.
Как предупредить расстройства голоса в критический для мальчиков период? Стоит ли им заниматься в это время вокалом? Помогут ли снизить занятия вокалом остроту мутационного периода? Чтобы ответить на эти вопросы, группа специалистов провела диагностические исследования с 47 мальчиками - хористами в возрасте от десяти до семнадцати лет, обучающихся в хоровом училище имени А.Б.Свешникова. Состояние здоровья мальчиков непосредственно в мутационный период  и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
 Выяснилось, что сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных» детей, без сильных болей и невротических расстройств. Скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.
Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального развития пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.  Исследования доктора педагогических наук Н. А. Ветлугиной доказывают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.  Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной  системы.               
Особенностью вокальной работы является то, что большинство преподавателей вокала – женщины, да и занимаются вокалом в большинстве своем девочки, а мутация женских голосов проходит достаточно мягко и безболезненно. Таким образом, педагог в своей работе с мальчиками не может опереться ни на свой опыт прохождения мутации, ни на опыт работы с вокалистками – девочками. Поэтому начало мутационного периода у мальчика вызывает растерянность у многих педагогов. Исходя из этого, методическое пособие «Вокальная работа с мальчиками в период мутации»   является актуальным для педагогов – вокалистов.
Однако, педагогу важно  знать особенности работы над голосом в период мутации работы с мальчиками, и лучше, если они начали занятия вокалом в домутационный период, т. е. к началу мутации имеют навыки вокального звукообразования и певческого дыхания.