Тасаввуф Гата 3. 9 Стыд. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.9 Слово "стыд" ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН


Слово «стыд» используется во всех языках, и значение этого слова в понимании разных людей более или менее одинаково. Но на вопрос, что на самом деле означает слово «стыд», можно ответить, сказав, что стыд означает «желание». Ощущение, которое человек испытывает в себе, когда он хочет, чтобы что-то составило его идеал, дает чувство, которое мы называем стыдом. Или, когда кто-то видит в другом человеке чего-то, чего ему недостает, именно это вызывает у него в уме чувство желания, и он выражает это чувство словом стыд. Интересно отметить, что в персидском языке есть слово Кхам (которое также может произноситься как «стыд»), значение которого — «глупый», но истинное значение — «хотеть».

Возникает вопрос, является ли понятие стыда врожденным или приобретенным. Вот чем точка зрения мистика отличается от концепции современной психологии. Если современная психология говорит, что все это приобретается, то суфий скажет, что это неотъемлемо. Стоит отметить возникновение этого чувства у ребенка, и оно представляет очень большой интерес для провидца. Но когда кто-то смотрит на это с метафизической или духовной точки зрения, это открывает очень обширное поле мысли. Размышляя об этом чувстве желания, человек узнает, что человеческая душа по своей природе совершенна, а ограниченная жизнь на земле несовершенна. Поэтому душа постоянно видит нужду в себе и нужду в других и становится несчастной из-за этого.

Душа, которая видит нужду в других, становится несчастной из-за других. Поэтому несчастью этой души не будет конца, ибо в этой жизни всегда будет нужда и ограничения. Но душа, которая видит нужду в себе, несомненно, имеет шанс обрести все то, чего ей недостает, хотя чем дальше душа продвигается вперед, тем больше она обнаруживает в себе нужду.

Следовательно, чем благороднее душа, тем больше в ней чувства стыда, ибо это чувство в ней пробуждается. А отсутствие благородства духа обозначается отсутствием этого чувства. Найдется человек, который борется с этим чувством, которое со временем притупляется. И он, возможно, на данный момент почувствует себя счастливее, поскольку это чувство в нем настолько притупилось. Однако ограничение есть. Чувство стыда — это канал, ведущий к той цели, которая называется совершенством. Но, без сомнения, чем больше оно пробуждается, тем больше человек подвержен несчастью. А между тем истинное счастье — в осознании совершенства, и потому в конце концов он мало что теряет, несмотря на кажущиеся выигрыши, которые приходят к тому, кто бесстыден. В практической жизни посреди мира бесстыдному, по-видимому, легче действовать, а также передвигаться. Жизнь трудна для того, у кого пробудилось чувство стыда..

Но чувство стыда, живущее в сердце человека, подобно жемчужине в раковине. И пока она находится в раковине, она, возможно, не имеет своей цены, но жемчужина все равно есть. Какую бы цену ни стоила жемчужина, рынок не является местом ее продажи. Его настоящее место — корона короля. Так что человек с настоящими, живыми качествами не всегда может быть оценен по достоинству, у него могут быть проблемы в жизни, и все же иногда его качества будут оценены по достоинству. И если они не получили должной цены, все равно нет никаких потерь, поскольку красота во всех ее аспектах вне цены.

Где человек учится добродетели? Он учится этому из чувства стыда. А что развивает в человеке добродетель? Это снова тот же смысл. Часто это чувство действует как острый нож на чувствующее сердце, но оно лишь делает его ограненным алмазом. Благодаря этому мы приходим к осознанию того, что самое ценное в жизни — это чувства. И если тонкое восприятие чувства теряет свою остроту, то это как если бы человек, который есть соль земли, потерял вкус; и нет ничего другого, откуда его можно было бы получить. Во все времена мировой истории, когда цивилизация достигала своих вершин, это чувство развивалось в целом. Ибо высоты каждой цивилизации показывают тонкость человеческого чувства, которое является высшим из всех аспектов культуры.

Святые подходили к Богу с этим чувством. Именно это чувство заставляло Пророка Мухаммеда прикрываться мантией каждый раз, когда приходила мысль о Боге. Это то самое чувство, которое придает человеку скромность. И все различные формы молитвы произошли от этого внутреннего стремления человека предстать перед Богом совершенства.

Перевод: Ладомир Родумилов