5 Кострома

Григорий Аванесов
 Кострома,
 Ипатьевский монастырь
 Богоявленский монастырь (Кострома)

Памятники провинциального классицизма составляют главную гордость Костромы. Среди построек времени Александра I примечателен ансамбль Сусанинской площади:
- здания гауптвахты
- пожарной каланчи (архитектор П. И. Фурсов)
- Присутственных мест (архитекторы А. Д. Захаров, Н. И. Метлин),
- дом С. С. Борщова (архитектор Н. И. Метлин).

ДОМ  БОРЩОВА
Дом Борщова в Костроме — памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из крупнейших усадеб в городе первой четверти XIX в., имеющая исключительно важное градостроительное значение в застройке центра. Архитектор Н. И. Метлин.
Здание входит в ансамбль гражданской архитектуры Сусанинской площади наряду со Пожарной каланчой и Гауптвахты. Нахождение в глубине центральной открытой Сусанинской площади, крупный масштаб и представительность обусловливает его восприятие как общественного сооружения.

ИПАТЬЕВСКИЙ  МОНАСТЫРЬ
В ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

Посетили ещё раз 05.05.2024 на пасху.

В монастыре берут за "Разрешение" на посещение территории и музейных экспозиций 300 руб. (2024)

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше — в 1330-х годах.

 В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства.

 История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

 В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
Троицкий собор (1586), (1650—1652)
Звонница (1603—1605)
Архиерейский корпус (XVIII в.)
палаты Романовых (XVI в.)
братский корпус (XVIII в.)

 ТРОИЦКИЙ  СОБОР
Собор открыт с 9:00 до 19:00.
Троицкий собор — главный храм Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме.

Какие святыни хранятся в Ипатьевском монастыре?
В ковчеге помещались части ризы и пояса Пресвятой Богородицы, Креста и гроба Господня, а также мощи святых угодников, лики которых были изображены на его чеканном серебряном окладе.

ВНЕШНЕЕ УБРАНСТВО
Крупный четырёхстолпный трехапсидный храм с позакомарным покрытием находится на мощном подклете, завершаясь пятью чешуйчатыми луковичными главами на световых барабанах. С трёх сторон собор окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел Михаила Малеина, не имеющий алтарного выступа. Его объём крыт на восемь скатов (с пологими фронтонами по всем фасадам) и увенчан чешуйчатой луковичной главкой на глухом барабане, низ которой оформлен рядом полуциркульных кокошников.

Фасадный декор собора скромен, но в целом характерен для зодчества середины XVII столетия. Каждая стена расчленена гладкими лопатками на три прясла. Многообломный карниз, раскрепованный над лопатками, отрезает пологие дуги закомар, профилированные архивольты которых опираются на импосты. Узкие арочные окна (на западном фасаде по одному в каждом прясле, на боковых — в более свободном ритме) не имеют наличников и помещены в глубокие амбразуры. На северном фасаде, обращённом к главному входу в монастырь, оконные проёмы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса, украшающего стену. Килевидные арочки из валиков, опирающиеся на колонки с перетяжками, декорируют барабаны глав. Полукружья пониженных апсид разделены гранёными колонками, выступающими из стен на три четверти. Элементом в декоративном убранстве алтарной части храма, композиционно объединённой с приделом Михаила Малеина, является карниз. Он усложнен полосами бегунка и сухариков. В нижней части стен ему вторят прорисованные обломы профилированного цоколя, отделяющего подклет от основного объёма. Окна апсид обрамлены перспективными наличниками с килевидным обводом по контуру.

В противоположность скупому убранству стен основного объёма, декор галерей подчеркнуто наряден. В основании стен проходит профилированный цоколь, ярусы разделены широким поясом с ширинками. Аналогичные ширинки украшают также лопатки, разделяющие стену на равномерные прясла, в каждом из которых помещено по окну. Особое внимание уделено декору галереи на главном северном фасаде. Ширинки, оконные наличники и карнизы дополнены белокаменной резьбой: розетками различной формы, полосами бусин и резных жгутов.

Парадное крыльцо с рундуком — на правом фланге северного фасада — держится на четырёх декорированных столбах с мощными кубышками, которые несут висячие арки с гирьками. В основании венчающего сооружение восьмигранного шатра — цепочка мелких килевидных кокошников. Высокий лестничный всход покоится на ползучих арках.

ВНУТРЕННЕЕ  УБРАНСТВО
В высоком просторном интерьере храма четыре широко расставленных столба, восточные из которых скрыты за иконостасом, несут подпружные арки. На них опираются барабаны глав и своды в рукавах креста: крестовый с запада и коробовые с распалубками с севера и юга. Для опоры светового кольца центрального барабана в поперечном направлении устроены дополнительные повышенные подпружные арки. Система повышающихся арок применена также и для опоры малых глав. «Местным конструктивным приемом можно считать устройство арочных перемычек между восточной парой столбов и стенами». Размещенные на разной высоте, они придавали жесткость перекрытиям алтарной части храма и служили алтарной преградой для крепления первоначального тяблового иконостаса. Алтарь, жертвенник и дьяконник перекрыты коробовыми сводами с конхами, галерея — коробовым сводом с распалубками, а придел Михаила Малеина имеет сомкнутый свод.

Три арочных входа в храм с галерей обрамлены прекрасными белокаменными перспективными порталами. Их колонки, перебитые резными дыньками, на высоких профилированных базах и с карнизиками-капителями, поддерживают архивольты, коробовый на южном портале и килевидные на остальных. Аналогичную последним форму имеет портал ризницы, расположенной в юго-западной части галереи. Роспись в соборе была начата на западной галерее вскоре после окончания строительства. В летний сезон 1654 года успели написать фигуры архангелов по сторонам портала, в простенках — Страшный суд, Видения Иоанна Лествичника и Евлогия и композиции в люнетах над ними. Начавшаяся моровая язва прервала работы, к ним вернулись только через 30 лет. В 1684 году артель знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина полностью расписала четверик собора. На северной стене, слева от двери, в орнаментальном клейме сохранился перечень имен всех, кто принимал участие в этой работе.

«Ковровая» роспись покрывает своды, барабаны глав, скосы окон, дверей, стены. В центральном куполе храма — Отечество, в остальных — Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Христос Эммануил, Ангел благое молчание. На столбах в четыре яруса попарно в рост изображены святые, воины-мученики, князья, первые цари династии Романовых. Стены по горизонтали разделены на пять ярусов. Сюжетный рассказ начинается с южной стены и опоясывает все три стены, прерываясь иконостасом на восточной стене. Первый ярус сверху посвящен деяниям Троицы. Второй цикл рассказывает о земной жизни Христа. Третий ярус — Страсти Христовы, четвёртый — деяния апостолов, которые завершаются рядом сюжетов на тему «Песни песней».

Особое внимание в стенописи уделено сюжетам, раскрывающим идею троичности, включая изображение Первого Вселенского собора, утвердившего догмат о Троице и выдвинувшего епископа Ипатия в число самых ревностных сторонников чистоты вероучения. Стенопись Троицкого собора неоднократно реставрировалась в XVIII—XIX веках, наиболее значительный объём реставрационных работ был выполнен в 1912 году к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Благодаря фотографиям, которые фиксировали ход реставрационного процесса, современным исследователям удалось восстановить программу наружной росписи восточного и северного фасадов собора, которая была выполнена в 1654—1655 годах, пока работу костромских изографов не прервала эпидемия.
___
 Основу планировки города составляет лучевая сетка улиц, центр города раскрыт по отношению к Волге.

 В начале Павловской улицы (ныне — проспект Мира) интерес представляет здание в неорусском стиле Романовского музея (1909—1911, архитектор Н. И. Горлицын).

 Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Также значимыми памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов.

Кафедральный собор БОГОЯВЛЕНСКО -АНАСТАСИИНОГО  МОНАСТЫРЯ  ОТКРЫТ с 7:30 до 18:30
ул. Симановского (Богоявленская), 26.

Богоявленско-Анастаси;ин Монастырь основан в 1426 году по Благословению Преподобного Сергия Радонежского – его родственником и учеником Преподобным Никитой Костромским (1365-1450).

Преподобный Никита стал духовным отцом монашества на Костромской земле, он перенес в Богоявленский Монастырь Устав Троицкой Обители Преподобного Сергия.

В древней рукописи написано: "В древних синодиках Монастыря именуется строителем места сего Преподобный старец Никита, племянник и ученик Преподобнаго Сергия, живший во время княжения Великаго Князя Василия Васильевича Темнаго и пользовавшийся особенною любовью и уважением его. Долгое время была Обитель чуднаго Богоявления приютом смиренных подвижников веры и иноческаго благочестия, привлекая внутренним богатством добродетелей и внешния вещественныя средства к убранию благолепных Храмов".

Великая Святыня - Икона Божией Матери «Феодоровская».

В "Красных рядах" в магазине "Морошка" купили купили шарикообразный сыр "Малыш". =793 руб.