Ведьма в маленьком городе

Гедеон Янг
#кинообзор, #Санктуарий, #адаптация, #сериал, #фэнтези, #ведьмовство, #психология

Сериалец-недоразумение, адаптация-профанация – каких бы ещё подходящих словечек к этому странному продукту подобрать? Обзоры и рецензии говорят, что это, дескать, адаптация одноименного бестселлера Виктории Джеймс, но и сетуют справедливо на сильное отклонение от оригинала. Но в чём некоторые из рецензентов – конечно же, женщины, сильно заблуждаются, так это в том, что здесь якобы о фемповестке, угнетении и преследовании женщин и вот об этом вот всём. А вот нифига.

Проедемся дыревенским навозным каточком и по самому продукту, и по критикам.

Фабула вкратце – в некоем вроде бы английском провинциальном городце установился наконец мир и любовь между магглами – то есть обычным людом и магами, здесь ведьмами. Настолько мир, любовь и взаимопонимание, что все ходят к ведьме Саре как в аптеку за аспирином – кто от пьянства избавиться, как горе-шериф, кто карьеру устроить, как один из злостных антагонистов, «доктор вирусологии», а кто и дела сердечно-семейные наладить. Ведьмовство в почёте, уважаемо и общепризнано, никто в нём и не сомневается. Ведьма Сара фактически кормится этим и жутко расстраивается, когда внезапно ритуалы перестают работать – «Чем же я буду жить, я же ничего, кроме этого, не умею!» Но эта магия исключительно «белая», и любой, кто использует её во вред людям, будет судим ведьмовским советом и неминуемо наказан, вплоть до смертной казни.

Городец Санктуарий – типично местечковое обиталище, со всеми вытекающими. Название явно издевательское - переводится как Святилище. Полностью самодостаточный и замкнутый на самом себе – и у этого имеются соответствующие побочки. Все его обитатели давно и хорошо друг друга знают и варятся всю жизнь в этом собственном соку, нося для вида маску приличия, под которой неимоверная гора обычного человеческого дерьма – зависть, лживость, измены, сплетни, карьеризм и прочая, и прочая. Тонкий лёд лицемерия вскрывается и потоки кровавого дерьма затопляют город, когда происходит странная погибель одного из местных плейбоев. Все горожане, до того исправно пользовавшиеся магическими услугами единственной на весь город ведьмы Сары, внезапно на неё ополчаются, поскольку именно её дочь, у которой были непростые отношения с погибшим, оказалась на месте его гибели. Коллективную травлю возглавляет мать погибшего Дэниела Эбигейл – буквально ещё вчера лучшая подруга Сары и член её ковена.

Тут один из множества недоразумений и, возможно, самый яркий ляп – как известно, ковен – это магический круг или сообщество практикующих ведьм. Но в сериале не раз озвучивалось, что магическим даром и, соответственно, колдовскими возможностями обладает одна лишь Сара, а в ковене она … подзаряжается от щедрых подружек. Не забесплатно, конечно – они, как и большинство горожан, её постоянные клиенты. Другое недоразумение – почти полный игнор собственно магических практик по сравнению с литературным первоисточником, на что указывают и другие критики. Какие-то пассы, зелья, иногда промелькнувшие вихри дыма, костры – и страшная запрещенная магическая книга «Звездный гримуар». Ах да, ещё и магический кулон, лишившись которого, Сара как раз и утрачивает свои ведьмовские таланты. А как же врожденный дар? А вот так – никак – нет кулона, нет и дара.

Помимо какого-то неестественного впечатления от самого провинциального городца – ненастоящий он, и не английский (особенно позабавила надпись на машине телеканала ANGLIA), а…. какой-то глючный, и все его обитатели больше похожи на героев даже не книги, а комиксов – характеры не цельные, односторонние, неуравновешенные, да ещё и все через одного страшные. Что сама Сара, при каждом новом поводе для печали резко теряющая остатки относительной привлекательности и превращающаяся в страшную и несчастную старуху. Что её заклятая подружка Эбигейл – тощая и длинная некрасивая блондинка. Что угловатая, полноватая и мужиковатая чернокожая детективша Мэгги Найт. Особенно же «впечатляет» дочка Сары, буквально всем – от непривычно звучащего для девочки-подростка имени Харпер через понятный – хотя и не до конца, ибо явно непроработан, характер подростка в переходный период до будто подчеркнуто отвратительной внешности «гадкого утёнка». И нам креаторы ещё и заявляют, что её-то очень хотел погибший плейбой Дэниел. Не, ну точно фильм снимали под чем-то, не на трезвую голову, или это у них в Англиях теперь вкусы и нравы такие?

Так вот, теперь о главном – фильм, конечно, не о ведьмах-в-маленьком-городе, и не о преследовании женщин, как лживо пишут в заголовках некоторые «критики». Маразматичнее не придумаешь – ведь крестовый поход против Сары ведёт её бывшая подруга Эби – или это тоже считается? Тогда резонный вопрос – а если бы жертвой был мужчина? Сериал всё о том же, извечном человеческом – низости, лживости, подлости, зависти, душевной мелочности. И о главном – жители Санктуария комиксоидный, гипертрофированный, и потому тем более показательный портрет общества серых ограниченных обывателей – тех самых магглов, боящихся всего непонятного и чужого от степени зависти до крестового похода и натурального линчевания. Пусть даже поначалу и была иллюзия мира, дружбы, любви и жвачки. И вот такого мерзкого обывателя – не жалко ни разу, сдохнет ли он от очередного вируса или от ядерного удара. Смерть магглам, даёшь магию!