Цифровое иго

Александр Анатольевич Звягин
Поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен. Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению).

Понятие «печать антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лжепророк антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр.13:16-18).

2. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр.14:9-11). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению (Откр.19:20). И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

Начертание зверя
Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

Доклад был прочитан автором на заседании Синодальной Богословской комиссии 19 февраля 2001 г. — Прим. ред.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
{mosimage} Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирин), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, крест, перевернутый вниз). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», то есть чтобы не беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы, преподобный Ефрем Сирин); 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8; Мф.23:5); 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление чела печатью антихриста не дает возможности изобразить на нем крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…», наиболее повлиявшем на эсхатологические представления, говорится, что человек, принявший печать антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением), но подчинится льстецу и ему будет служить, и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям»1.

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать что-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (то есть предтеча) антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимого для жизни»2.

В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от других святых отцов, святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе — увенчание ритуальным языческим венцом3.

Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, то есть выкуп Царствия Небесного за земную жизнь.

Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: Куплю дейте, дондеже прииду (Лк.19:13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского.

Подробнее см. здесь https://azbyka.ru/apokalipsis/igumen-andronik-trubachee-


Всё вышеизложенное относится к будущему, возможно уже не столь от нас отдалённому. Что же касается прошлого, то в истории Руси уже были периоды, когда её народу приходилось выбирать между спасением веры и мирским благополучием: в годы татаро—монгольского ига этот выбор заключался в подчинении Орде, требующей лишь финансовых выплат (дани) и не вмешивающейся в вопросы веры.

В годы коммунистического 70—ти летнего ига, атеистическое государство жёстко преследовало любые формы инакомыслия, но оставило верующим личное пространство для веры внутри церковной ограды и, с оговорками, внутри их жилищ.

Современный цифровой культ является духовным наследником Орды: чтобы упростить взимание дани со своих адептов их загоняют в рамки «финансовой прозрачности», что при отмене наличности неизбежно влечёт за собой абсолютную покорность Цифровой Орде.

С коммунизмом же этот Новый, Чудный Мир роднит его полная нетерпимость к иным формам идеологии кроме его собственной — крайне либертианской, толерантной до тоталитарности и голубой до ненависти ко всякому проявлению традиционализма: в семье ли, в обществе или вере.


То есть грядущее цифровое иго совмещает в себе тяготы предыдущих тоталитарных конструкций, не оставляя места для «внутренней эмиграции» и «духовной автономии», добавляя к тому же все тяготы зависимого финансового положения.

Уже сейчас, пока не все лазейки в этой чудесной конструкции тщательно законопачены, надо стремиться к самоорганизации на принципах самодостаточности, привлекая к этой деятельности всех людей доброй воли. Свобода — Дар Божий и сохранение этого Дара — обязанность каждого верующего.

«Не делайтесь рабами человеков. Вы им куплены дорогою ценою»