На предприятие требуются...

Валерий Слюньков
Случайно услышал рекламу на тему "требуются" от завода, на котором отработал свои последние трудовые годы. И как же давно, выходит, всё было. На завод этот пришёл, уже будучи пенсионером, отработав с младых ногтей на другом предприятии, которому не повезло пережить годы безвременья. И вот "шабашник" на стройках, ремонту квартир, и возникавших в то время кафешек, парикмахерских и прочих заведений,которые открывали возмечтавшие разбогатеть смелые, да не всегда умелые, предприниматели.

  И новый удар, дефолт 98-го многие не выдержали. И спрос на услуги ремонтников резко упал. Вот тогда и удалось устроиться на этот завод. Пенсия-то были не только мала, ещё и платили не вовремя. На заводе застал порядки, узнаваемые в любых рабочих коллективах того времени, и в их числе, бич "застольных" годов - пьянство не отходя от рабочего места.

Но, как говорилось газетчиками всех времён - "новое настойчиво стучало в двери" и этого завода. В перестройку, названный акционерным обществом, завод был в долгах, заплату платили редко и частями; вынужденные отпуска без сохранения зарплаты. Но слышал в разговорах старожилов как они с гордостью рассказывали у кого и сколько акций, в надеждах на будущие доходы. А пока... Уже, честно говоря, в то время пожалел, что пришёл на этот завод.

Но всё быстро и неожиданно поменялось. По заводу походили группы непонятных людей, заглядывавших во все уголки, и вот общее собрание акционеров. И там начали рушиться мечты о дивидендах. Некая крупная, очень крупная компания, имевшая международную известность, брала завод в свою орбиту. Но с одним условием - все акции обнолялись. Типа "нет желания разбираться со старыми обязательствами, и так здесь вкладывать и вкладывать". А взамен новые хозяева обещали рассчитаться со всеми долгами по зарплате, перед налоговой,обеспечить завод заказами, металлом и пр. расходными материалами, тем самым избавить от реально замаячившего закрытия.

Забурлил завод. Несостоявшиеся акционеры возмущались, шумели,
грозили чуть ли не забастовками. Но начальники всех рангов, уныло (ведь тоже теряли), но убедительно рассказывали в своих цехах и отделах о перспективах; и тех, и этих. И, не сразу, но дело пошло. Особенно подобрел народ после того, как через несколько дней начали по цехам и отделам выдавать задолженности по зарплате, стразу за несколько месяцев. А потом уже без ненужных вопросов все написали заявления об увольнении с завода, и другое - о приёме на работу на этот же завод под другим названием; просто добавили к прежнему принадлежность к городу.

И первые признаки оздоровления пошли. Сначала собрали людей, находившихся в вынужденных отпусках и организовали вновь вторую смену. На пустовавших местах в огромном сборочном цехе начали монтировать новые станки, целые автоматизированные линии. Но и требования новые хозяева предъявляли такие, что вызывали неприятие, раздражение. Вот, к примеру, каждому около его рабочего места обязанность очистить пол от наросшего за много лет слоя грязи замешанного на машинном масле, кислоте и пр.. Причём, не в ущерб основной работе; ворчали, ругались, кто-то  и уволился.

Но... прошло время и полы, замощённые когда-то металопаркетом, засверкали чистым металлом. А там и вместо внутрицеховых тракторов-погрузчиков появились электрокары. Закопчоные стены очищали и штукатурили невесть откуда взявшиеся строители.

И люди увидели реальное улучшение. Раньше перспектива в цехах терялась в дымке от тракторов-погрузчиков, испарений пола и стен, дышать было трудно. Часты были, особенно в летнюю жару, обмороки среди женщин-сборщиц, и приезжавшие на вызовы врачи "скорой" грозили обратиться "куда надо" в связи с нездоровыми условиями в цеху.

И, едва ли не главное - росла зарплата и платили её во время.
Но и требования росли и росли. Охрана прекратила практически воровство метала, наносившее немалый урон. А там дошло и до выпивох. Метод был применён действенный, может и не очень гуманный, что-ли. Охранники премировались за каждого, задержанного с "запашком", неважно на входе или на выходе проходной. И попавшиеся не направлялись на разборки в цехкомы, или товарищеские суды. Всё решалось просто. Попался? В медпункт, на освидетельствование, и..."пишите заявление по собственному желанию"; заслуги и должности не имели веса. И метод оказался действенный, самые активные "алконавты" мгновенно или протрезвились, или ушли с завода.
Рабочее место становилось ценностью.

Кто-то скажет: "Прямо сказка, так не бывает". Уверяю, бывает.
Всё это происходило на моих глазах. Должность дежурного электрика, когда приходилось бывать во всех цехах завода, позволяла видеть всё это в развитии. Но, несомненно, самое главное в том, что завод оживал, было общее оздоровление во
всей стране. Ведь продукция завода была нужна для комплектации автомашин, тракторов и пр. техники, то есть наступал подъём и на тех заводах. Без этого, запроса на продукцию, думаю, заводу бы не подняться.

И ещё кто-то скажет, что не по рангу электромонтёру вести такое исследование и делать выводы. Да, одному не под силу.Но общение с рабочими, мастерами, инженерами и давали такую возможность. И не всё как в сказке, не обошлось и без потерь: отказалась администрация от детских садов, пионерлагеря, не стало бесплатных путёвок на Юга и пр.., закрылась библиотека. Но это, по моему, в то время прошло по многим предприятиям страны. Как-то поник и затих завком профсоюза, что, наверное, не очень хорошо.

Много лет не не был, ничего не слышал о заводе.
И вот случайно увидел в рекламе что там "требуются рабочие".
И приятно удивили оговоренные зарплаты, и даже бесплатные обеды, и обязательство обучить желающих профессиям. Выходит вновь становяться важными и нужными рабочие профессии. Но и рабочие должны соответствовать, быть настоящими профи.

Выходит живёт завод, значит нужна его продукция, которая идёт по по многим предприятиям. И получается, что набирают мощь, растут заводы, живёт страна. И понял ещё одно, думаю и другие: Не важно работнику в каком "изме" он живёт и работает, и пустой звук для него звонкое - "заводы -рабочим". Пусть командуют, руководят те, кто знает и умеет это делать, кто на деле понимает важность положения на заводе его работников, а значит и их, руководителей, положение, а вместе - спокойствие и развитие страны

И пусть чаще будем слышать в рекламе не про красивые тряпки и
чудо-лекарства "от всего", а вот такие объявления: "Требуются..."