27-28. Мозговой штурм или Постриг в художники

Гарри Цыганов
Отрывок из романа Олух Царя Небесного

Олух Царя Небесного 3. Новая редакция
http://www.proza.ru/2020/01/09/1508



©

27. Мозговой штурм или Мы это не мы

А вот это как понимать? Будто не я пишу роман – за меня кто-то пишет. И в ухо ещё сопит. Ну, не пишет – темы подкидывает! То есть думает за меня. Вот-вот, как раз об этом и разговор…

На статью тут нарвался и… завёлся. В голове застучало: вот, вот, вот. Вот! Вот она – проблема, вот – суть, вот она – истина! У меня хоть и мозгов нет, зато интуиции – вагон, чую как собака, где сахарная косточка зарыта! Всё тут, всё есть! На все вопросы ответы. В смысле как раз такие ответы, что и вопросы не нужны. Вопросы эти умники сами задают, причём такие, что ответы становятся не актуальны. Вообще. Короче всё, что могло во мне перевернуться – перевернулось.

Вопрос первый и, по сути, единственный,  других уже и не нужно. Что за СУЩЕСТВО живёт в нашей черепушке? А? как вам такое? Оказывается, в моей черепушке кто-то живёт!.. И дальше. Мы называем мозг МОЙ только по недоразумению. Вот тык так, мозг у меня типа есть – но он не мой. Ничего себе заявочки. С утра пораньше…

«Мы не имеем власти над мозгом, он принимает решения сам. Нам только кажется, что мы – это мы, и сами руководим ситуацией! Но это не так. Мозг – очень сложное НЕЧТО, который САМ определяет наше поведение, пристрастия, вкусы. Всё – сам». (Цитата)

Вот оно! Мы только думаем, что огромную роль играет воспитание, среда (помните, у Достоевского, мол, среда заела), что мы читаем, что смотрим, с кем дружим и прочая. Это, отчасти, так, но вся информация, знания, как генетические, так и полученные в течение жизни – записаны на нейронной сети, которая находится у нас в мозгу.

Опустим на время нейронную сеть, в смысле оставим её учёным, потому что у меня лично недоумение, растерянность, если не сказать выпадение в осадок и полную прострацию вызвало только одно заявление. Что мозг и я – это абсолютно разные вещи. Ладно. Продолжим цитирование.

«То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем мы. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Однако у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал – ты, мол, не волнуйся, это все ты сам сделал, это твое решение было. То есть, ведёт себя со своим носителем как с малым дитём».

«Так, где же, ГДЕ живёт СОЗНАНИЕ человека? В мозге, в центральной нервной системе, во всём теле? Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело – уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью».

«Почему нам так важно знать, как устроен язык и мозг? А выбора другого нет. Мы общаемся с миром через окна и двери – это слух, зрение, обоняние, осязание. Но через это информация только входит. Обрабатывается все это мозгом. Мы смотрим глазами – а видим мозгом. Слушаем ушами – слышим мозгом. Мозг поставляет нам картину мира. От него зависит: что он покажет, то и покажет. И это плохо. Строго говоря, мы ему почему-то доверяем. А почему мы должны ему доверять? А какие основания у нас считать, что у нас, например, сейчас не галлюцинация?»

«Наш мозг – это совершенный музыкальный инструмент. Принято говорить, что наш мозг – это компьютер. И у нас нет другой метафоры, потому что его ни с чем другим сравнить нельзя. Но точно мы знаем сейчас, что «компьютер» в нашей голове отличается от любого из тех, который человечеству известен. В нашей черепной коробке, конечно, также происходят вычисления. Но это не единицы и не нули, он работает по другому принципу. Возможно, что он использует другой тип математики…».

«Да, у нас в голове тоже компьютер, но какой-то совсем другой. У нас масса вещей идет параллельно какими-то невероятными путями. Как делаются открытия? Разве их можно запланировать? Человек в ужасе просыпается ночью, что-то записывает, утром просыпается, видит запись – и с удивлением спрашивает: кто это написал? Откуда это взялось – он сам не знает. Ведь это его мозг породил. Как-то мгновенно. Со странными ассоциациями. Чтобы вычислить алгоритм гениальности, я думаю, надо изучать людей искусства, а не ученых».

«Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенное уточнение: они приходят подготовленным умам. Таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Таблице страшно надоела эта история, и она решила явиться во всей красе Менделееву».

Вот ЭТО всё я прочёл и завёлся. И отлетел, и возродился, и забился в экстазе. Кто же мне всё это поведал? Я бы мог нагнать туману и сказать, что ко мне сейчас прилетела фея и осенила. Или по их же безумной теории, вот, мол, знать ничего не знаю – мозг САМ мне всё это и выдал. Типа, ему страшно надоела вся эта история, и он решил, что лучше знать правду о себе. Но не надо нам туману, и так, после этих сообщений – всё в тумане.

Впрочем, так оно и было, ко мне залетела фея – Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ и всё это рассказала. Кто она такая? Татьяна Владимировна Черниговская (род. 7 февраля 1947, Ленинград, СССР) –  российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Заслуженный деятель науки РФ. По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».( Википедия).

Но это всё не важно, потому что она фея и богиня! Она поняла главное, что в этом мире всё не так однозначно, и самое страшное орудие – мозг, не принадлежит конкретному человеку. И ещё. Чтобы вычислить алгоритм гениальности надо изучать людей искусства, а не ученых. (Это ж прямо для меня сказано!) Нужно чтобы родился гений, который на это дело посмотрит и скажет: «Это не так, и это не так, а пойду-ка я, пожалуй, пивка выпью». А потом придёт и скажет – вот как дела обстоят.

Пойду-ка и я пивка выпью, только виртуального, потому что не до реального пивка сейчас.  Нет, не для того, чтобы сделать гениальное открытие, а чтобы осознать, что я носитель некоей истины, которая может выстрелить в любой момент. Без моего ведома и желания.

А ведь я уже чуял подвох, когда разразился на этих страницах, мол, нет меня, и не предвидится! Даже целую главу так назвал: «Истинно, истинно говорю вам – нет меня!».  Более того, теперь я понимаю, что чуял тот подвох с рождения, что я носитель некоей неведомой силы, которая тащит меня по жизни. Всю жизнь я не мог понять, где же зарождается мысль: во мне или вне меня? И часто казалось, что где-то. Ходил-бродил в пустыне, а в голову вдруг ни с того, ни с сего слетались стайкой мысли-открытия. Откуда брались эти чирикающие живые птахи?

И чуял я, чуял, что есть некий ВСЕОБЩИЙ вселенский мозг, к которому мы все привязаны пуповиной. И сосём её энергию. И наполняемся знаниями. И думаем порой, ах, какие же мы всезнающие и мудрые. А порой, что ничегошеньки мы не знаем по сути.

И вот нашлась-таки богиня, рассказавшая что почём. И как теперь жить? Как не впасть в мерехлюндию и вселенскую скорбь? От осознания вселенского колхоза, от того, что не Я что-то там придумал и осознал, а НЕКИЙ председатель колхоза правит всем и вся. А где же моя индивидуальность? Где уникальность? Где мои желания и воля?

Вот тебе и проблемка нарисовалась. Жил себе, никого не трогал, и вот. Что с этим делать? Как недавно посоветовала мне моя пятилетняя дочка: «крути свой ум, папа!» Кручу, милая, кручу! (Если это МОЙ ум, конечно).

Оказывается, о многом я уже догадывался. Меня, например, и раньше поражало некое «однообразие ума». Это только кажется, что все люди разные. Нет, ну, разные, конечно, если присматриваться к отпечаткам пальцев. А так, если в целом взглянуть на человечество – банальнейшая субстанция. Все желания и грёзы того человечества предсказуемы, все хотелки можно рассчитать на раз. Этим и занимаются умные дяди, и используют потом в своих хороших и не очень целях. Которые и сами, впрочем, не сильно оригинальны. И дяди и их цели.

Мне, конечно, возразят, а сколько мозговых революционеров знала история! Сколько парадоксальных личностей, сколько непредсказуемых событий! И вообще, каждый человек – индивидуальность, забыл? Нет, не забыл и соглашусь во всём. Но добавлю, что в любой парадоксальности и непредсказуемости существовала своя внутренняя логика. Не всегда она прочитывалась, но она существовала. И приведу как аргумент сентенцию – если бы той логики не было, человечество давно бы вылетело в трубу.

Выскочить за ПРЕДЕЛЫ миропорядка – не в состоянии ни один сегодняшний ум. А если вдруг кто-то выскочит  – оказывается не ум это, а безумие. Разве что парадоксальный гений может пройти по краю, отделяющий одно от другого, и взглянуть ТУДА. А взглянув –  ужаснуться, и остолбенеть. И ведь были такие космические умы, которых, впрочем, и почитали за безумцев.

Мы-то теперь знаем, что мыслим так, как нам позволяет вселенский разум. А если вдруг ТАМ случится метаморфоза, и мы обретём совершенно другие энергии. И всё это будет происходить на другом (немыслимом) уровне, в других плоскостях знаний. Вне пространства и времени! Вне убогой нашей жизни, всё – на астральном уровне! Что тогда? Взлетим? Проникнем? Трансформируемся? Всё тогда станет иначе! И слова и смыслы, и знания.

Ещё подтвердилась моя недавняя догадка, что жизнь нашу можно воспринимать с двух позиций. Можно как набор побед и выигранных конкурсов. А можно как судьбу. А судьба – это жизнь в божьей системе. Я уже писал, что древние понимали суть вещей, и даже преступление рассматривали не как конкретное преступление, а как нарушение цельности божьего мира.

Ну, посудите сами. Если жизнь рассматривать не как проявление божественных смыслов, а как конкурс, то получаются какие-то невероятные вещи. Начнём с того, чтобы нам родиться, нужно обогнать всех собратьев своих (а их – тьмы и тьмы) и первым оплодотворить яйцеклетку. Иначе это буду не я, а он. До этого нужно чтобы мама и папа прошли свой конкурсный отбор. Чтобы встретились, наконец. Но и родившись, ты попадаешь в жёсткую систему отбора и конкурсов.

Что волнует нормальных зрелых мужиков в этой жизни больше всего? Власть, деньги и женщины. Ну и, особо одарённых, – поиск истины. На это кладутся жизни. Но как же трудно высидеть на конкурсной основе, и женщину, и власть, и богатство. Про истину я промолчу – это самая капризная особь. Всё это даётся лишь тем счастливчикам, кто равнодушен, кто в системе. То есть, судьба распоряжается на кого что может свалиться.

Однако, «конкурсные» взгляды на жизнь – всё-таки преобладают. Особенно там – в цивилизованной Европе. Там вся система ценностей строится на понятной истине – главное успех. У нас тоже не без этого, особенно в девяностые пытались насадить эти либер-ценности. Все эти конкурсы, пропаганда успеха заполнили наш телевизор. Ну и мозги соответственно.

На нашей почве, правда, это так и не прокатило. У нас как-то сразу отделилась вся эта западная шелуха в некий тренд. Кстати, именно это новомодное словечко «тренд» – здесь очень к месту. Но на нашей почве тренды не катят. У нас, как с древней древности повелось, мир воспринимается цельно, а «тренды» туда не помещаются. У нас и понятия другие, и язык.

Судьба – суд божий. Вот это туда как легло когда-то, так и живёт там. И трудно представить Россию в тренде. Она вываливается из него. Оттого и не вписывается никуда, и вызывает ужас.

Теперь аргумент от противного. Только представьте, что нет вселенского мозга, а есть куча (миллиарды!) маленьких мозгов, жаждущих выгоды здесь и сейчас конкретно для своего носителя. Какая бессмысленная конкуренция тогда начнётся. Трудно представить, какие невообразимые и бесконечные войны нас ожидали бы, какая грызня не прекращалась бы ни на секунду!

То есть, всё логично: наличие ВСЕОБЩЕГО мозга даёт миру устойчивость, а, в конечном счёте, ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ. Ну, до тех пор, пока срок не выйдет…



28.  Келья. Постриг в художники

Ладно. Оставим на время наш всеобщий мозг в покое, и вернёмся к повествованию и той эпохе. Эпохе чумовых девяностых, которые, как выяснилось, буквально светились святостью. Блаженнейшей из эпох, если помнить, что «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Целиком, правда, мало кто прочёл стихотворение Тютчева «Цицерон». Зато эту строчку наша творческая интеллигенция тогда и возлюбила, и цитировала её почём зря, мол, всё не просто – и мы тут «минуты роковые» хватанули. То есть каждый примерял ту строку на себя. И ведь не зря!

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..

Тут всё про нас. И бури с тревогами, и величье СССР, и ночь Третьего Рима, и закат звезды кровавой – всё-всё ощутили мы на себе.

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

И это всё – Цицерон. Так ведь, что уж там, у нас, кто не знает, всякая творческая личность – Цицерон. То есть филосОф и балабол. Вот и я тогда – говорить не умел, но уж как ораторствовал! и небожитель был, каких мало, поэтому меня всеблагие и призвали на тот пир.

Посудите сами, что я собой представлял в то время? И в плане статуса, и достижений, и вообще. Я и сейчас собой ничего не представляю, а уж тогда – одни амбиции. Как я уже себя обозначил, вернее, пригвоздил  – Олух Царя Небесного. Так ведь Художник – в высшей степени, существо парадоксальное. Он хоть и олух, но ведь Царя Небесного! То есть всё-таки – «их высоких зрелищ зритель», и «из чаши их бессмертье пил!».

И ведь пил, пил, как сейчас помню! Полной ложкой хлебал то бессмертье каждый день! Вообще, бессмертие в моём лексиконе заняло достойнейшее (если не главное) место. Все мысли – о вечном, пространства – нескончаемы, время – просто не существовало для меня. А кто у нас бессмертие культивирует? Вот-вот… – вот и подвёл я вас к своей основной мысли.

Всё это походило на религию, мой подвал – на келью, а я, в известной мере, на монаха отшельника, закопавшегося в поисках истины.

Я как попал в этот подвал в 85 году – так и начались чудеса в решете. Начнём с того, что этот подвал упал мне на голову, как величайший подарок судьбы. Не буду вдаваться в подробности, (верьте мне на слово) но это действительно походило на чудо. Даже в советские времена подобные подвалы (сто метров в зоне А – внутри Садового кольца) так запросто не упадали простым смертным.

Вот, поди ж ты! – чудо из чудес. Простой ли я смертный, после этого? Хотя, если уж говорить всё, то без должности моего отца здесь не обошлось. Но, если вспомнить также и о его биологическом бескорыстии и непрактичности, то чудо всё-таки присутствовало. А какая религия без ЧУДА и БОГА-ОТЦА? Так вот, мой папаша вполне походил под оба эти явления.

Но и это не всё. Удача она ведь, как деньги – стайками ходит. Из подвала меня в этом же году принимают в Союз. Напомню только, что Союз Художников тогда был и визитной карточкой, и охранной грамотой, и входом в элиту. А впереди ещё пять лет беззаботной жизни восьмидесятых! То есть все блага жизни как того Союза («нерушимого», который СССР и который – увы и ах! – всё-таки приказал долго жить), так и этого (персонально для художников) – предстояло ещё дораспробовать.

И ещё. Тема отдельная, и мной многократно описанная, но напомнить необходимо. Тогда же начался у меня сумасшедший десятилетний любовный роман! А роман в подвальчике, это не просто роман, это чисто «Мастер и Маргарита». А уж в том романе от чудес не знаешь, куда и деваться! Помнится, Мастер свой подвальчик снял, выиграв сто тысяч по облигации.  Мне же Судьба просто так его отписала. Так что анекдот про еврея и Бога (где Бог говорит еврею, ты хоть лотерейный билет купи) – не про меня.

Вот и сложите всё вместе. И прибавьте к тому, что именно здесь я, по большому счёту, начал свой путь в религию, под названием живопись. Так что всеблагим было чем заняться.

Постриг в художники тогда же и состоялся. Точной даты конечно не было. Это было, как бы предопределено, и вообще… пора переходить на шёпот с придыханием. Я уже говорил, (надоел уже, верно, этим напоминанием), есть некоторые вещи, о которых лучше бы помолчать. На сей раз я хотя бы не скажу, что всё равно всё выболтаю.

Короче, хватит экивоков и ужимок. Дело-то житейское. Просто у меня сложилось такое ощущение, что меня сверху кто-то пасёт. То есть, сидит чувак где-то наверху, где ему удобно, и поглядывает на меня. Типа, ну, чего ты там, муравей-мурашка, всё ползаешь? всё копаешь? Ну, и я под его прищуром как-то внутренне выпрямляюсь, стараюсь как-то соответствовать. Чему, кому соответствовать – вопроса не стоит. И так всё ясно.

Ну и кто, после этого мне скажет, что это не религия? Я полагаю – никто, потому что того чувака с божественным прищуром всякий человек должен ощущать. Если он человек, конечно. Я-то всегда помнил о ВСЕОБЩЕМ МОЗГЕ и ниточке, тянущейся ко мне.

Как всё тогда начиналось, вопроса также не стояло. ОНО не начиналось, я встроился в систему и освоился в ней. Вот и живу с тех пор один в том подземелье, а поземная жизнь, как и небесная – безвременна и бесконечна. Такие здесь рождаются мироощущения, что с ума можно съехать! Чем я и занимаюсь тут каждый день. Ни времени, ни пространства – одна метафизика. И как тут не творить, как не пить из той «чаши бессмертья»!

Короче, живу я, словно инок в пустыне. Ко мне таскается по вечерам сатана (ну, как без этого!) и соблазняет меня. Ты, говорит он мне – явление! Таких уникальных художников в целом свете не сыщешь. Ну, и всяко разно в ту же дуду, с теми же модуляциями…

«А я, я-то, я! я только о Боге и пекусь, и хочу изобразить Его Неуловимый Лик!». Вот как хотелось бы сказать, сообразуясь с религиозной тематикой. Только вся моя религия тут была совершенно ни про это. Ни дьявола не было, ни бога. А было только одно божественное Я. К тому же амбициозное и безмозглое.

«Одно лишь высшее Я, истинное ЭГО – божественно и есть БОГ в человеке».

А вообще, если отвлечься от той подземной жизни инока, но продолжить религиозную тему, то надо признаться, КАК в реальности я привечаю всю эту пыльную лабуду. Как обожаю я все эти посты и пасхи, эти кельи и пустоши, эти библейские анекдоты. А странных людей в рясах, с опрокинутыми лицами, и чёрных монахов – я ощущаю если не извращением людской породы, то уж точно каким-то вывихом.

Стоп, стоп, стоп! И ещё знак STOP повесим себе на рот.

Беда в том, что я не могу остановиться, потому что серьёзно болен. Христианство – это диагноз одной из самых распространённых болезней человечества. Есть ВЕРА, а есть этот странный набор людских энергий, суммируя которые получается какой-то страшненький религиозный выхлоп. И если вера неотъемлемая часть нашего существования, то этот массовый выхлоп способен отравить жизнь не одному поколению.