Что такое зло?

Игорь Устичев
                Без ответа на этот вопрос нет никакого смысла говорить не только о христианстве, но и о любой религии вообще. Среди людей не вызывает сомнение, что дьявол – это зло, а христианская вера призвана со злом бороться. Все плохое, аморальное, безнравственное приписывается злу, как некоей силе, с которой непрерывно борется Бог и которая против Бога враждует. Однако, что такое зло, и в чем его суть никто внятно объяснить не может, априори полагая, что и так всем все понятно: зло – это плохо! На этой аксиоме все и заканчивается. Однако непонимание природы зла и его роли в падшем мире привело, с первых веков христианства, к возникновению многочисленных ересей, в основном гностического толка: маркиониты, валентиниане, гностики. В основе этих ересей лежала древнегреческая (эллинская) философия, иудаизм, буддизм и зороастризм. Не в силах понять природу зла и дать ему соответствующее точное определение, основатели и последователи этих учений наделили зло самостоятельной природой, придали ему вид могущественной силы, противоборствующей Высшему Благу, Творцу (Демиургу у платоников) или Богу. Зло понималось, как извечно существующая независимая сущность, воплотившая в себе все негативное. Поэтому в учениях этих ересей добрый бог всегда борется со злым, и борьбе этой нет конца. Привлекательность этих ересей заключалась в том, что они легко объясняли зло, которое совершает сам человек: мол не человек виноват, а злой бог, злая сила, которые им управляют и порабощают. Определение зла, как независимого от Творца начала, порождало двоебожие, и тем самым, выступало против Единого Бога и Творца всего сущего. Элементы манихейства присутствуют практически в каждом не сведущем в Писании и не понимающим основ христианства. Сейчас таковых хватает и среди мирян, и среди клириков. Только с учетом реалий сегодняшнего дня это проявляется не в форме открытого исповедования манихейства, а под видом «благочестивого» православия, в том смысле, что: «на все воля Божия», «дьявол меня искусил», «не я виноват, а природа требует» и т.д. и т.п. Личная ответственность за грех перекладывается на некие внешние силы и обстоятельства, не зависящие от воли человека. Это и есть ничто иное, как манихейство современного образца. Нет внятного понимания зла и у современной богословской науки в том виде, в каком ее преподают в духовных учебных заведениях. Так, на рекомендуемом всем семинаристам, как научном источнике богословия, сайте «Азбука веры», мы находим следующее определение зла: «Зло — помысл, мысль, действие, поступок разумно-свободного тварного существа, противоречащие Божественной воле (Божьему благоволению) и ведущее к отпадению от Бога. Зло не имеет сущности, но имеет носителей». Это определение настолько размыто, что невозможно понять, что же все-таки зло? Основным критерием в нем является совершение поступка, противоречащего воле Божьей. А вот, что такое воля Божия и, как узнать противоречит ей поступок или нет – остается тайной за семью печатями. Не зная, что это такое – невозможно понять: зло совершает человек или наоборот благо? Помимо этой коллизии, в приведенном определении понятия «воля Бога» и «благоволение Бога» смешиваются воедино, что противоречит Православному вероучению, ибо, как известно, воля Божия проявляется, и в форме благоволения, т.е. разрешения, согласия, одобрения Бога, и в форме попущения или устранения Бога от вмешательства в свободный выбор человека. Как мы покажем ниже, в данном понятии зла так же перепутаны причина и следствие, ибо не зло ведет к отпадению от Бога, а отпадение от Бога приводит ко злу. Но об этом мы скажем позже.
                Итак, что же такое зло? Многие сводят понятия зла и греха в единое целое, не делая между ними различий. Но это далеко не так. Грех – как известно, отступление от заповеди или нарушение закона Божьего. Это движение от доброго к злому, от хорошего к плохому, от закона к преступлению. Грех может совершаться как делом, так и мыслью. При этом, для Правосудия Божьего, в отличии от человеческого, нет разницы между согрешением мыслью или делом, а человеческое правосудие за мысли не судит. Итак, мы определили, что грех – это действие, а любое действие есть движение от чего-то к чему-то, ради достижения цели. По крайне мере, примерно так определял движение Аристотель и так же о нем говорит прп. Максим Исповедник. Любое движение имеет начало и завершение или покой в богословском понимании. Согрешение помыслом – состоит в том, что, возникнув в глубинах падшей человеческой природы (этой теме мы посвятим отдельную работу), греховный помысел доходит до уровня «собеседования» с умом, на котором решается критически важный вопрос – совершать грех или воздержаться. Сам факт «переговоров» ума с помыслом уже является достижением промежуточной цели или грехом и подлежит исцелению покаянием. Согрешение делом в толковании не нуждается, ибо грех реализуется в достижении цели. Будучи движением, грех постоянно изменяется и во времени, и в пространстве. В этом смысле о грехе можно сказать, что он имеет собственную природу, кроющуюся в недрах падшего человеческого существа.
                А можем ли мы также сказать и о зле? Нет, не можем, потому что зло – это не движение и изменение. Зло – это перманентное состояние, носителем которого является человек. Это, как инфекция, носителем которой может быть (а точнее является) каждый, но, во-первых, не в каждом она проявляется в виде болезни, и во-вторых, не каждый знает, что является ее носителем. В зависимости от физиологии и особенностей организма, инфекция может проявиться внезапно и болезненно, а может оставаться латентной сколь угодно долго. Так что же это за «инфекция» такая зло? Ответ на этот вопрос мы находим у прп. Максима Исповедника: «Зло – есть неведение Бога». Эта краткая мысль настолько объемна и глубока по своему смыслу, что полностью раскрыть ее в настоящей работе не представляется возможным. Для простоты понимания, мы попытаемся дать ее толкование в общепонятной и доступной форме, не искажая в целом слов преподобного отца. Под «неведением» Бога понимается не отсутствие знания о том, что Бог есть или вера в Его существование, ибо и: «бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19), а отсутствие правильного знания о Боге, которое называется «ведением». Кроме того, ведением называется и чувство богоприсутствия, когда человек ощущает живого Бога рядом так же, как и любого другого человека, что достигается только через правильное знание о Боге и добродетельной жизнью. Основой ведения является созерцание или прямое видение духовного в тварном или Божественного в видимых вещах. Человек может иметь правильное знание о Боге, а может и не иметь, или то знание, которое имеет считать истинным, а оно таковым и не является. Если существование греха невозможно без личного к нему отношения со стороны грешника в форме прямого или косвенного умысла, то зло существует, как данность, помимо воли человека, если он не владеет истинным знанием о Боге. Но поскольку абсолютное знание о Боге есть только у Самого Бога, то каждый человек есть несомненный носитель зла в той или иной мере. Именно поэтому Писание говорит, что: «Всяк человек ложь» (Пс.115:2), «Не оправдится пред Тобой всяк живый» (Пс142:2) и т.д. Зло не может идентифицироваться как зло, если не найдет своего проявления вовне. А проявляется оно через грех. Эта та питательная среда, из которой растут корни греха. Но, как не все семена, брошенные в одну и ту же землю произрастают и дают свои плоды, так и не в каждом человеке зло порождает тот или иной грех. Грешат все без исключения, ибо, поселившись в человеке зло не спит, а действует, но вот грешат все по-разному и относятся к совершенным грехам тоже все по-разному. Но это отдельная тема для обсуждения, и мы не будем здесь в нее вдаваться.
                Таким образом, в итоге мы приходим к пониманию, что зло – это отсутствие правильного знания о Боге, что ведет к замене истинного знания ложным или чувственным, свойственным внешним вещам, которые человек видит вокруг себя. Истинное знание о Боге заменяется ложным, в основе которого лежат страсти и чувства. И тогда стремление человека к Богу, заложенное в нем от создания, подменятся, происками дьявола, стремлением в противоположную от Бога сторону.  «Желая укоренить в людях зло навсегда, диавол использовал неуступчивость воли», - пишет прп. Максим Исповедник. Эта неуступчивость воли проявляется в желании получить наслаждения и избежать страданий. Таким образом, причиной зла является изменение вектора движения души от Творца к тварному, от худого к злому, от истинного к ложному. Вместе с изменением движения изменяется и ведение или правильное знание о Боге, а отсутствие правильного знания – это отпадение от Бога, т.е. от истинного ведения. Другими словами, зло – это следствие отпадения от Бога, а не его причина. В противном случае, начинают вкрадываться элементы манихейства, придающие злу силу, способную вынудить человека отпасть от Бога. Если предположить, что человек имеет абсолютно истинное знание о Боге, то зло становится невозможным по определению.  Зло - это не поступок, как утверждает уважаемый сайт, поскольку поступок - это движение, а зло - состояние. Кроме того, если человек не совершает ничего дурного, то это не значит, что зла нет. В противном случае возникает нелепость: дурной поступок порождает зло, а не зло - порождает дурной поступок. 
                Правильное понимание зла необходимо прежде всего для самоконтроля и оценки совершаемых поступков и приходящих мыслей. Оно является ориентиром в житейском море соблазнов и обманов. Это выражается в том, что при согрешении мыслью или делом, человек получает сигнал, что уклоняется в своем пути от движения к Богу, теряет связь, а значит и ведение о Нем,  которое заменяется соблазнами и искушениями, и пора, через покаяние, возвращаться на единственно верный путь ко спасению и воссоединения с Богом, как о том учит Православие.