18. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

София Столобенская
БЕСЕДА  18.

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому.Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку; отдай ему и верхнюю одежду  (Мф. 5: 38 - 40)

Святитель  объясняет нам, что "Законодатель  предписал око за око не для того, чтобы мы вырывали друг у друга  глаза,  но чтобы  удерживали руки  свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания,  обуздывает стремление к делам преступным...
Итак, приведя постановление  Ветхого закона  и прочитав его от слова до слова, Спаситель опять  показывает, что не брат учиняет обиду , но лукавый.
Поэтому присовокупляет: А Я говорю вам: не противься злому. Не говорит, не противься брату, но злому, показывая, что обидчик делает все по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего.
Что же, скажешь ты:  "Неужели нам не следует противиться лукавому?" Следует, но не так, а как повелел Сам Спаситель, то есть готовностью терпеть зло.
Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем погашают огонь, а водою..."

2. Давая заповедь о великодушном перенесении поношений и ударов по щеке, по мнению Иоанна Златоуста,  "Спаситель имеет пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя ратоборцем, чем человеком, которого бьют...
А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесёт второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя.
Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых... Из неприятелей и врагов это терпение может сделать их друзьями.
Наоборот, мщение производит совершенно противные следствия. Оно обоим причиняет стыд, ожесточает их и ещё более воспламеняет гнев, и зло, простираясь далее, доводит нередко до смерти."
Иоанн Златоуст  подчёркивает, что претерпев удар, "ты поразишь бесстыдного гораздо чувствительнее, чем в том случае, если бы ты ударил его рукой, и из бесстыдного сделаешь его кротким."
"Хотящему судиться с тобой, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу  (сорочку)."
Иоанн Златоуст  объясняет нам, что  "Спаситель  хочет, чтобы мы  показали такое же незлобие не только, когда нас бьют, но и когда хотят отнять у  нас имение. Поэтому опять предлагает столь же  высокое правило...
Как там Он велит побеждать терпением, так и здесь уступкою большего, чем ожидает любостяжатель.
Впрочем, с оговорками, - Он не
сказал: отдай просящему срачицу (сорочку),  но - хотящему судиться с тобой, т.е., если он повлечёт тебя в суд и хочет завести с тобою дело...
Т.е. простирается  свое требование далее, предписывая не только отдать сопернику то, что он хочет взять, но и оказать  большую щедрость...
Неужели скажешь, мне ходить нагим?
Не были бы мы наги, если бы в точности исполняли все повеления; напротив, ещё были бы гораздо лучше всех одеты.
Во- первых, никто не нападает на человека,  имеющего такое расположение духа, а во- вторых, если бы и нашёлся кто, настолько жестокий и немилосердный, что дерзнул бы и на это, без сомнения ещё больше нашлось бы таких, которые человека, восшедшего на такую степень любомудрия, покрыли бы не только одеждой, но и плотью своей."

3. "Итак,  не будем почитать невозможными повеления Господни, - убеждает нас Иоанн Златоуст. -
Бог хочет, чтобы мы были полезны не только для самих себя, но и для всех ближних.
И если ты отдашь требуемое без всякого спора и суда, то приобретешь пользу себе. Если же сверх требуемого отдашь и другое что-нибудь, то и соперника отпустишь себя лучшим.
Вот что значит та соль, каковой Спаситель желает быть ученикам своим; она и саму себя сберегает, и сохраняет другие тела, ею осоленные.
Вот что значит и тот свет; он светит и самому себе, и другим.
Итак, поелику Господь и тебя поставил в число учеников своих, то просвети сидящего во тьме;
научи его, что и он и то, чего он от тебя требовал, взял у тебя не насильно; убеди его, что ты не считаешь себя обиженным...
Своей кротостью обрати грех его в повод к проявлению твоего благородства.
Просящему у тебя дай, и хотящего от тебе заяти не отврати.
Спаситель далее говорит, чтобы давали и тем, от кого не надеемся получить.обратно".
Слышасте. яко речено бысть: возлюбиши ближнего твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злые и благая, и дождитесь на праведныя и неправедныя ( ст 43, 44, 45)
Иоанн Златоуст  акцентирует наше внимание: "Господь не   сказал: не возненавидь, но - возлюби; не  сказал: не обижай, но - и благотвори."

4. "Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание - объясняет нам Святитель. - В самом деле, Он повелевает нам не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие Он  восшел степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень - не начинать обиды; вторая - когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья- не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставайся спокойным; четвертая - предавать себя самого злостраданию; пятая- отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая- не питать к нему ненависти; седьмая- даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая- молиться о нем Богу.
Видишь, какая высота любомудрия?
Но за то и блистательная награда. Так как повеление велико и требует мужественной души и великого подвига, то и мзду за исполнение его Спаситель обещает такую, какой не соединил ни с одной из прежних заповедей.
Он обещает здесь не землю, как кротким, не утешение и помилование, как плачущим и милостивым, но Царствие Небесное,  но, что они будут подобны Богу, насколько то возможно для людей: яко да будете, говорит, сынове Отца вашего, еже есть на небесех.
Святитель спрашивает нас: " Но ты весьма много обижен? Что же такое потерпел ты? Что было бы подобно страданию твоего Владыки, Который после оказанных Им бесчисленных благодеяний был связан, претерпел заушения, бичевания, оплевания от рабов. И наконец, претерпел смерть - и смерть поноснейшую из всех смертей? Если же ты и много
обижен, то потому-то самому и должен ещё более благодетельствовать, чтобы и для самого получить блистательнейший венец, и  брата избавить от крайне жестокой болезни.
Когда больные, находящиеся в сумашествии, наносят удары и обиды врачам своим, то последние в это-то время особенно и жалеют о них и стараются об их излечении, зная, что дерзость их происходит от чрезмерной болезни.
Подобным образом и ты имей такое же расположение духа к злоумышляющим против тебя...
Видя беснующихся, мы проливаем слезы, а не думаем сами подобно им бесноваться. Будем поступать также и с гневающимися, потому что и они подобны бесноватым, или даже несчастнее их, потому что хотя они и беснуются, но ещё не лишились ума. Потому-то и бешенство их непростительно."

5. Святитель Иоанн Златоуст  ещё раз акцентирует наше внимание, как своими повелениями Господь хочет исцелить наши души.
"... нищий духом, кроткий и плачущий изгоняет из себя гнев; праведный и милостивый истребляет в себе стремление к богатству;  чистый сердцем свободен от злой похоти; гонимый, претерпевающий обиды и злословимый приучается к совершенному презрению вещей временных, и пребывает чист от надменности и тщеславия."
Уничтожая силу гнева, Христос говорит,
" что гневающийся на брата своего, называющий его  безумным и пустым человеком, заслуживает наказания; что принесший дар не должен приступать к трапезе, пока не прекратит вражды;  что имеющий соперника, прежде нежели увидит судилище, должен сделать его из врага другом.
Потом опять переходит к похоти и говорит,  что воззревший любострастными очами заслуживает наказания как прелюбодей; имеющий законную жену не должен никогда удалять её от себя и обращать взоров к другой...
Этими внушениями  Спаситель  исторгает корни злой похоти. Вслед за тем обуздывает  любовь к  богатству, запрещая клясться, лгать и удерживать даже  рубашку, какую кто имеет на теле;
...Так истребляет Он в конец пристрастие к богатству."

6. Святитель продолжает объяснять нам повеления Господа: "Наконец, все эти повеления Господь украшает прекрасным венцом. Говоря: Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, - и таким образом возводит учеников своих на высочайшее  верх любомудрия.
Как терпеть заушения есть высший подвиг, нежели быть кротким; отдавать рубашку и верхнюю одежду есть дело более важное, нежели быть милостивым; переносить обиды есть высшая добродетель,  нежели быть праведным; сносить побои и не противиться, когда понуждают идти, значит больше, чем быть миротворцем,- так, и среди гонений благословлять гонящего - гораздо важнее, нежели быть гонимым.
Видишь, как Он мало- помалу возводит нас на самое небо?
Итак, чего будем достойны мы,  которые получили повеление ревностно стараться об уподоблении себя Богу и, между тем, может быть, ещё не сравнялись и с мытарями? В самом деле, если и мытари, и грешники, и язычники любят любящих, а мы и этого не делаем ( а не делаем мы этого, когда завидуем доброй славе наших братьев), то какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны превосходить книжников?
"Сверх того, заметь и то, что презирающий тебя тем самым доставляет тебе случай к получению большей награды, поскольку ты терпишь это для Бога, повинуясь Его законам,  -
так Иоанн Златоуст  обращается к нам,
-... Я готов лучше терпеть  всякие  обиды и  презрение - для Бога, нежели у всех царей быть в почтении, так как ничто, ничто не может сравниться с этой славой. Будем же искать этой славы, как повелел Сам Спаситель,  и нимало  не заботясь о суждениях человеческих, но во всем показывая истинное любомудрие, по нему будем устроять жизнь свою. Таким образом,  ещё здесь  мы будем  предвкушать блага  небесные и славу венцов райских; будем  обращаться  с людьми  - как Ангелы, и обитать на земле  - как  Силы  Небесные, освободившись  от всякой похоти и всех земных страстей; а вместе со всем этим  восприимем и неизреченные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.