Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 24

Георгий Летов
               
                Благовещение Пресвятой Богородицы

Ещё один легко узнаваемый Евангельский сюжет на стенах наших храмов в виде росписей. Благовещение является двунадесятым праздником в православии и отмечается ровно через девять месяцев после Рождества Христова.

Читаем, как апостол Лука описывает это действо:

В шестой месяц, после посещения Елисаветы, будущей матери Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет, город Галилеи, к деве Марии, которая была обручена с Иосифом из дома Давидова. Только войдя к ней, Ангел произнёс на сегодня самые известные слова: Радуйся Благодатная! Господь с тобой! Благословенна Ты между жёнами!

Мария, увидев и услышав Архангела, смутилась от его слов и начала размышлять над ними. Но Архангел Гавриил, опередив её размышления, сказал ей: нечего бояться, Мария, потому что ты обрела благодать у Бога. И зачнёшь ты во чреве, и родишь Сына, и дашь ему имя: Иисус. И будет он велик, потому что это сын Всевышнего. И даст Ему Господь Бог, Отец Его, престол Давидов. И тогда будет царствовать над домом Иакова во веки. А царству Его не будет конца.

Мария на это спросила архангела-вестника: как же это может быть? Я даже мужа не знаю. Архангел поспешил успокоить Деву и ответил: Святой Дух сойдёт на тебя. И вся сила Всевышнего осенит тебя. Поэтому и Святое рождаемое назовётся Сыном Божиим. Елисавета, твоя родственница – все называли  неплодною, а она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц пошёл.

У Бога никакое слово не останется бессильным.

И Мария сказала тогда: всё, я Раба Господня и да будет Мне по слову твоему. А Архангел Гавриил после её слов отошёл от Марии.

Евангелие от Луки Глава 1 (26:38)

Богословы отмечают, что после Благовещения Дух Святой засиял в непорочном теле Девы, образовав Сына Божия не по закону природы, из человеческого семени, а духовной и святой силой вдохновил Марию к рождению Спасителя. И далее богословы настаивают – олицетворение и рождение Сына Божия не состоялось бы без добровольного согласия и неимоверной силы веры Марии.

Сюжет Благовещения стал с ранних времён любимой темой западных художников по всей Европе. Тому пример «Благовещение» Леонардо да Винчи (1472-1475 гг.) и «Благовещение» Сандро Боттичелли, Честелло (1489 г.).

Русские художники не отставали от Европы. В.Д. Поленов «Благовещение», Церковь Спаса Нерукотворного Образа, музей-заповедник «Абрамцево» (1882 г.). И, конечно же, М.В. Нестеров «Благовещение», фреска в храме Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители (1912 г.).
 
Изображение находится: Тверская область, Пятницкое. Церковь Воскресения Христова
(1832 -1842 гг.). Сохранившаяся живопись выполнена в конце 19- го  века.
Московская область, Могильцы (Богословское). Церковь Иоанна Богослова
(1767  г.). Роспись  второй половины 19-го века, поновлённая.
Тверская область, Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776 – 1781 гг.). Живопись в приделах храма выполнена в 1883 -1893 гг. живописцем, краснохолмским мещанином А.Е. Суворовым.

                Вход  Господень в Иерусалим

Один из самых узнаваемых сюжетов храмовых росписей. Сюжет в православии входит в число двунадесятых праздников и отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. В этот день люди идут в церковь и несут с собой ветки вербы, которыми на Руси заменили пальмовые. В нашем климате, к сожалению, пальмы не прижились. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

Но послушаем апостола Матфея, как он описывает это событие:

И вот Иисус с учениками подошли к Иерусалиму, где они остановились в Виффагии на горе Елеонской. Тогда Спаситель послал двух учеников, напутствовал их, чтобы они пошли в селение, которое было впереди. Нашли там привязанную ослицу, а с ней молодого осла. Отвязав их, привели к Иисусу. А если кто-нибудь спросит об их действиях, чтобы они отвечали, что они надобны Господу.

Это уже было сказано ранее через пророка: Скажите дочери Сионовой, что придёт к тебе Царь твой. Он будет сидеть на ослице, которая всегда была в неволе, а сопровождать их будет молодой осёл. Ученики пошли в это селение и сделали так, как повелел им Спаситель. Иисус с учениками положили на животных свои одежды, а Спаситель сел на них.

Когда они приблизились к воротам Иерусалима, множество народа встречало их. Люди стелили свои одежды по дороге, а другие обрезали ветви с пальм и постилали по дороге. Раздавались крики и восклицания по всему пути следования: Благословен Сын Давидов, грядущий во имя господне, пришёл к нам во спасение!

И когда Спаситель вошёл, а на самом деле въехал в Иерусалим, то весь люд пришёл в движение и повсюду только и слышалось: Кто же он? И ответ был один: Он есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского!

Евангелие от Матфея 21:(1—11)

Богословы определяют Вход Господень в Иерусалим как символ будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме.

Западные художники средневековья старательно потрудились над изображением этого эпизода. Стоит вспомнить, «Вход Господень в Иерусалим» Джотто ди Бондоне (1306 г.), Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя.
Питер Пауль Рубенс «Вход Господень в Иерусалим» (1632 г.).

У русских художников этот эпизод тоже прошёл плодотворно, например, Нестеров М.В. Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумане (1899-1900 гг.).

Изображение находится: г. Санкт-Петербург, Центральный район. Собор Воскресения Христова, мозаика «Вход Господень в Иерусалим» по эскизу В.В. Беляева.   


Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, март 2024 г.