Китаец

Алексей Тихомиров 3
   «Терпение- это не состояние скота, который все терпит. Это не унижение. Это не компромисс со злом. Терпение-это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые  этой невозмутимости препятствуют. Терпение-это есть умение идти к цели, когда на пути встречаются различные преграды. Терпение- это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть форма мужества».
     Александр Мень.


               
    В далеком прошлом я был китайцем.  Каждый может увидеть себя, кем он был давным, давно в другом измерении, обличие, или в другой жизни. Нужно лишь внимательно смотреть и анализировать свои сны. Если вам сниться полет над ущельями и горами то, наверняка, в клетках вашей памяти есть отпечаток поведения огромной птицы. Может орла, или дикого гуся. Если вы во сне пролетали над морскими волнами- вы чайка. Быстро и трусливо убегали-заяц. Долго видели один и тот же снежный пейзаж  с чувством скорой добычи -вы  были волком.  Ну, а жизнь червя, например, легко можно узнать, если вам часто сниться замкнутое пространство. Не теряйте свои сны, не забывайте их . Они вам помогут правильно ориентироваться в нашей современной человеческой цивилизации. На то и приходят они к нам, чтобы мы никогда не пытались повторить свою прошлую жизнь.
     ...Чаще всего мне снились желтые люди и тропинка, ведущая в горы, непролазное ущелье, я иду и несу в рюкзаке что-то  тяжелое. Потом белые люди забирали у меня из рюкзака его содержимое и обратно я тоже нес что то ценное. Ущелье, горы, тропинка, близкие  желтые люди…
   Никогда бы мне не разгадать этот сон, если бы не одно случайная  встреча, произошедшая со мной совсем недавно.
    Несколько кварталов в Буэнос Айресе называют Чайна-таун.  Забрел я туда совершенно случайно. Увидел огромную вывеску «Сhina»  и поплелся вдоль торговых рядов, и множества кафешек. Не впечатлили ни запахи, ни товары, ни цены, ни диалект. Все едят , правда палочками, аргентинскую лапшу-пасту, макдональдские булочки, напичканные колбасой и сыром, и пьют американскую кока-колу. Хотя продают те же  игрушки, канцелярию, сувениры и прочую китайскую дребедень. В одной из торговой точке я увидел любопытную картину. В середине магазина на стуле стояла молодая девушка и внимательно  наблюдала за всеми покупателями. К ней подошел пожилой китаец, видимо хозяин магазина, и эмоционально на испанском ей что то объяснял. Потом вдруг перешел на русский язык и буркнул себе под нос. Его голос показался мне знакомым.
    -  Воруют, не знаю что и делать.
     - А это вроде, как охрана- Неожиданно для него поддержал я фразу и показал на девушку.
    -Си, си — Ответил он мне на испанском и ушел в подсобку.
  Я показал девушке жест большим пальцем, получил от нее улыбку и вышел из магазина. Через пять минут  пожилой китаец   прикоснулся ко мне  среди толпы прохожих внимательно посмотрел мне в глаза и спросил:
   -Тебя не Алексей зовут?
    -Да.
    Знакомые черты лица, но где я его видел раньше?
   -Стой, стой не уходи. Курган помнишь.  ЛТП, блевали  вместе в тазики после процедуры. Я Вася. Давай шевели мозгами, надеюсь не пропил еще. Я ведь  спиртное больше не употребляю, с той поры.
   Курган. Когда это было? В начале восьмидесятых.  Я тогда по молодости, по глупости, а скорее  всего по пьяне попал на принудительное лечение от алкоголизма. И , кажется, один из пациентов, что лежал со мной рядом в палате  целую неделю и был Вася,  лицом очень похожий на китайца, хотя и с голубыми глазами. Да это был он. И голос, чуть с хрипотцой. Лечили нас просто. Сначала чем то кололи, потом заставляли пить теплую водку. Тут же приходила жуткая  тошнота и рвота. При этом врач ходил между нами и читал лекцию о вреде алкоголя с часто повторяющей фразой : « Водка яд!»
-  Ничего себе. Вот это встреча. Столько времени прошло и вообще. Где Курган, и где Буэнос Айрес?
   -А я тебя сразу узнал. Здесь, бывает услышишь русскую речь, но не все расположены общаться. А тут знакомый! Давай посидим,перекусим, кофе выпьем. У тебя есть тайм — Вставил он английское слово.
    Да уж, подумал я. Занесет же нелегкая в другую страну русского, похожего на китайца, вынужденного знать испанский, китайский и английский языки, чтобы нормально общаться. Мы спустились в какой то подвальчик, где витал запах чего-то жареного, и уютно расположились за низким столиком. Нам принесли еду и палочки. Что я ел даже не знаю. Главное ничего в чашке не шевелилось, но было очень похоже на мелких животных и довольно вкусно.
    
    - Ты какого... сюда приперся -Спросил Вася чисто русской фразой.
-  В гости не надолго- Ответил я дипломатично.
- Ну не хочешь говорить не нужно. А я давно уже здесь .  И не жалею . Есть литл бизнес мне хватает. Главное я сделал это. Освободился от … Впрочем. Долгая история.  Как тебе Аргентина?
- Да не понял еще. Люди вроде попроще чем у нас. Да как и везде, наверное. Начинаешь понимать, что свобода-это когда ты ни кому не нужен.
-  Верно есть разница. Менталитет другой. Знаешь, как здесь паркуются авто. Втискивают свою машину между другими , при  этом маневрируют так, что обязательно заденут соседнюю. И никто за мелкую царапину внимание не обращает. Представь в России такое. Обязательно кто-то кому-то чего-то стал бы предъявлять. На ногу наступил в метро нечаянно и уже скандал, из гаража выехал-преступник.
- Ну это понятно.  А почему здесь  обосновался в Чайна таун?
- Так я же китаец по отцу. Мать русская. Язык китайский с детства знал немного.
   -Ну то, что ты китаец у тебя на лице написано. А про отца ты не рассказывал. Да и когда там было общаться в дурке. Уколы, процедуры, дурные сны, крики по ночам, санитары зверюги.
- Верно, лучше не вспоминать. Одна польза от тех днях. Спиртное больше не пью. И еще  тогда летом, помнишь,в восьмидесятом Высоцкий умер. По соседству кто-то гонял магнитофон с его записями. : « В тот день мы выпили немного, скажи Серега...».
- Да. « То обуюсь, то разуюсь, на себя в воде любуюсь, брагу кушаю...»
-  А отец настоящий китаец был. Он даже язык знал плохо. В молодости был контрабандистом. Носил в рюкзаке через перевал в СССР спирт, обратно всякую утварь. Может еще чего. Он не рассказывал. Потом естественно попался пограничникам и дали ему по полной десять лет. Следователь, который дело вел, говорил, что ты еще молодой. Все у тебя впереди. Вы китайцы терпеливые. Ну, так и получилось. Отсидел он весь срок, женился на моей матери и нарожала она ему четверых детей. Я последний. Только вот от отца у меня , как ты говоришь, одни черты лица  и остались. И больше ничего. Терпения не хватило на все это вранье смотреть. Поэтому я здесь.
- Кажется, я тебя понимаю.
- Да все же вот, как на ладошке. Веллера почитай. Лодку дали подбить, потом за нее сами же и компенсацию получили - терпим, дома взорвали - терпим, заложников берут, вызволяем, своих же бьем, -терпим, пенсионный возраст подняли   - терпим, обнуляемся -терпим. Нет, я не китаец.
   Ответить мне было вроде и нечем. Нужно было опровергать  аргументы русского писателя.  Я заказал себе водки, и хлебнул вкус какой-то горелой соломы..., мне показалось, что весь подвал наливается, удушливым газом, потом я уснул, услышал выстрелы, меня кто-то нес и положил на асфальт…..    ...Я тут же очнулся и увидел перед собой  Василия он пил оранж со льдом.
   Потом он все еще рассказывал про своего отца, как он учил русский язык на зоне,  о его китайском терпении,  о своих братьях, которые ему не пишут,о том, как он сам обосновался в Аргентине, о своей личной жизни. Жаловался, что ему просто не  с кем  иногда поговорить по душам.
- Слушай, Вася- ответил я ему -Мне часто снится один и тот же сон. Я хожу по китайской земле, вокруг желтые люди, тропинка в ущелье, и я несу тяжелый рюкзак. Наверное  в прошлой жизни я был китайцем.  А есть у меня терпенье или нет я не знаю. Но мне легче чем тебе. Знаешь почему? У меня есть спасительное хобби. Я увлекаюсь литературой и если мне бывает тоскливо я беру белый лист бумаги и рисую на нем себе собеседников, разговариваю с ними. Бывает неделю, бывает год. Пока не надоест. А если наскучат придумываю новых. И прошлая это жизнь, настоящая или будущая я уже сам уже запутался.
- Ты вернешься туда?- спросил меня Вася, и внимательно посмотрел мне в глаза,  как бы изучая. А все же в каком я измерении нахожусь?
- Да, билет уже куплен,  полечу обратно терпеть. А там, как получится.  Спасибо тебе за общение...
   ...Я закончил марать белый лист бумаги. Новых героев на творческом горизонте пока не предвиделось. Может быть потом, когда нибудь, в другой жизни.
      Март 2024г. Буэнос Айрес.