Суд над Иисусом. Гипотеза Коэна

Игорь Лощинин
Евангелия очень скупо и противоречиво освещают суд над Иисусом.
Описание событий, которые заставили народ пойти за Ним, и которые Его самого привели к гибели, дошли до нас в туманном и искаженном виде. Почти все ,касающееся личности самого Иисуса,  а также Его деятельности и обстоятельств Его смерти,-  скрыто и затушовано. Непонятны хронология и несостыковки   между событиями триумфального вЪезда в Иерусалим, акцией по «очищению»  и проповедями  в Храме — и ночным арестом,  судом и казнью ...
Вопросы, много вопросов, например, следующие .

1.Большинство  ученых принимают версию  Ев. Иоанна, согласно которой в аресте Иисуса  участвовали  «воины, тысяченачальник и служители иудейские» ( Ин18:3,12).Участие объединенных сил иудеев и римлян  обостряет вопрос: кто отдал приказ об аресте :  иудейские власти или римляне?служил ли арест Иисуса  еврейским или римским интересам?
2.По какому обвинению был арестован Иисус?
3.Почему после ареста  Иисуса доставили на ночь до суда не в римскую тюрьму, как полагалось,а во дворец первосвященника?
4.Ночью Иисуса  обвиняют и допрашивают по сути религиозной доктрины - обвинение сводится к "богохульству" — преступлению, караемому казнью по евр. Закону . Почему вместо исполнения приговора за это преступление, Иисус был доставлен к Пилату с неофициальными, скорее, устными  обвинениями, о которых   на еврейском суде не шла речь : в «развращении» и «возмущении» народа и пр. ?
5.Почему Синедрион, который согласно Евангелиям, хотел гибели Иисуса,  решился на арест и суд в столь неудобный для себя момент – в Пасхальный Седер?  Ведь сперва: "собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафа, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе".(Матф 26: 3-5),
Что же произошло такого экстраординарного, что «весь Синедрион» ,  вдруг передумал убивать Его тайно, а пошли толпой, в Святую ночь арестовывать и не дожидаясь рассвета, проводить над Ним суд?
6.Причина казни Иисуса кратко, но определенно и ясно  обозначена самим Пилатом как политическая: «Царь Иудейский» , что равнозначно термину « Мессия» . Однако    главными виновниками казни считаются «иудеи» , которые якобы  «заставили» Пилата  отдать приказ о распятии; которые ,как  объясняли   многие поколения  христианских толкователей, «убили Христа римскими руками». Почему ?

ТАК КТО ЖЕ  и ПОЧЕМУ УБИЛ ИИСУСА?

Ответы на эти и другие вопросы дает  известный библеист и юрист, знаток древрееврейского права Х. Коэн в своей книге «Иисус: суд и распятие».
Книга Коэна, над которой он работал 20 лет, интересна в первую очередь, тем, что в ней восстанавливается политический контекст евангельских событий. Эта задача  последовательно игнорировалась исследователями;новозаветниками, которые как правило, стремились  избегать политических вопросов.

 Многие библеисты и независимые исследователи убеждены, что Евангелия не являются «надежным источником» во всем, что связано с судом над Иисусом.
Свою книгу  Коэн начинает  словами:
«в истории человечества не было судебного процесса, имевшего такие значительные последствия, как этот. И все же ни один процесс не содержал столь далеко ведущих признаков судебной ошибки, не было судебного процесса, отзвуки которого не потеряли бы своей силы даже по истечении двух тысячелетий. И ни один процесс не был освещен так неудовлетворительно и неполно".

Библеист и юрист Коэн подходит к анализу евангельского суда с позиций древне-римского и древне-еврейского права.
В ту эпоху к распятию приговаривали за политические преступления. Однако по свидетельству Евангелия, Пилат отдал судьбу Иисуса в руки толпы, которая потребовала распятия, обвиняя его в ереси(«богохульстве»). По законам Иудеи наказанием за такое преступление служило побитие камнями, в то время как  распятие — это римская казнь, к которой приговаривали  напр., за подстрекательство к мятежу, а не за религиозные воззрения.Одно это противоречие иллюстрирует, что события тех дней переданы в Евангелии не совсем верно.

Но особенного интереса  заслуживает исследование  Коэна  в связи с   его неожиданной, парадоксальной гипотезой: он показывает, что  затеянное  заседание иудейского суда- Сангедрина являлось попыткой выгородить Учителя, против которой , по мнению Коэна, не возражал и сам Пилат, о чем   свидетельствуют совместные действия еврейской храмовой стражи  и  римской когорты.
Рассмотрим  версию Коэна более подробно.

Никакой информации о том, по чьему приказу Иисус был арестован, в евангелиях нет.
Если  Иисус действительно был арестован римской когортой во главе с трибуном   при участии отряда храмовой стражи, то, по версии Коэна, это означало одно: с самого начала Он считался римским арестантом. Никогда прокуратор, ненавидевший евреев вообще,и Синедрион, в частности, не послал бы римское подразделение для ареста преступника, обвиняемого в еврейских религиозных преступлениях.
Присутствие  храмовой стражи указывало на то, что первосвященникам было
известно о предстоящем аресте ; вероятно, была договоренность с Пилатом об определенных согласованных совместных действиях. О том же может говорить тот факт, что после ареста Иисус не был доставлен,как полагалось, в римскую  тюрьму, но был препровожден во дворец первосвященника. В этом ,по-видимому,   были заинтересованы обе стороны.

Последующие события окончательно доказывают : арест Иисуса был первым этапом  завтрашнего судебного процесса. Пилат был  готов начать судебное разбирательство рано утром, что говорит о том, что он уже ознакомился с делом и личностью подсудимого.  Т.о. суд мог быть назначен Пилатом по кр. мере,  за день до ареста.

Согласно Евангелиям,на  суд Синедриона , несмотря на  массу  нарушений установленных правил, пришли все его члены,  и все сидели до утра, обсуждая дело Иисуса. Что же в этом деле было такого срочного и важного, учитывая, что  согласно Евангелиям, Иисус уже был приговорен ими заранее?

Мотивы для устранения Иисуса у них, безусловно были. У богачей-саддукеев
Его проповедь не могла не вызывать  острую злобу ( "Легче верблюду пройти в игольное ушко…"; "трудно богатому войти в Царствие Небесное" и пр.),  и действительно, могла быть просто зависть людей обычных к человеку необыкновенному, сумевшему очаровать массы силой  своей личности : "И весь народ с утра приходил к Нему в Храм слушать Его" (Лк 21, 38).

Ему было дано то, о чем возможно, мечтал каждый из них.   Но были ли только эти «мотивы» достаточными, чтобы "искали первосвященники и книжники, чтобы взять Его хитростью и убить; но говорили: "Только не в праздник, чтоб не произошло возмущения в народе" (Мк, 14, 1-2).
Это говорилось всего за два дня до праздника, т.е. в  это время они как раз не хотели суда в праздник вообще, и уж тем более, в самую ночь Пасхального Седера!
Что же заставило их срочно собраться вопреки их же решению ?
Чем мог обернуться для них смертный приговор, вынесенный вопреки элементарным нормам еврейского права: приговор ночной, вне Храма, без признанных законными свидетелей, с допросом обвиняемого, запрещенным еврейским кодексом и др. нарушениями? что могло заставить этих почтенных иудеев пойти на все это?

... "Первосвященник разодрав одежды свои, сказал: "Вы слышали богохульство? Как вам кажется?" Они же все признали его повинным смерти.»
Выше уже говорилось (http://proza.ru/2024/02/29/140) о  признании практически всеми учеными безосновательности обвинения Иисуса в богохульстве,  и  это не могли не понимать сами обвинители. Также никем никогда не оспаривалось, что казнен Иисус был на основании приговора римского суда, не имеющего никакого отношения к «богохульству».

Все эти несоответствия не находят никакого объяснения в евангелиях.Вот основные вопросы, на которые Евангелия не дают ответа, и на который предлагает свой ответ Коэн:
-Чем мог быть обусловлен интерес Пилата к еврейскому суду, если  им уже был  назначен на утро после ареста суд над Иисусом? Зачем он отправил на этот религиозный еврейский суд Иисуса?
-Почему Синедрион, жаждавший гибели Иисуса, решился на арест, суд, казнь в самый неудобный для себя момент - в Пасхальный Седер, т.е. именно тогда, когда возбужденный народ, два дня назад поклонявшийся Иисусу , все еще гуляет на улицах, когда город заполнен еврейскими паломниками  которые разнесут по диаспоре рассказ о ночном судилище в Пасхальную ночь, о казни еврея, выданного единоверцами римлянам?
Более нежелательное поведение с позиции врагов Иисуса трудно представить.  Что же произошло неожиданного за два дня, заставившее  первосвященников переменить прежнее решение?

ОТСТУПЛЕНИЕ

Постоянная резиденция римского прокуратора находилась не в Иерусалиме, а в другом городе -  в Кейсарии.Там Пилат проживал постоянно в своем дворце, туда доставляли ему преступников (т.е.  преступников по римскому закону) на суд, там выносились приговоры и приводились они в исполнение.
Все доступные документы говорят, что Иисус был распят  в Иерусалиме, а не в Кейсарии, значит ,и суд состоялся также в Иерусалиме
Почему Понтий Пилат  явился в столицу Иудеи на Пасху?

Ответ :  скорее всего, потому, что он был встревожен донесениями о появлении в столице еврейского деятеля, пользующегося неслыханной популярностью; преступника, явно посягающего на права божественного Августа Тиберия. Возможно, жалобы на этого проповедника шли из кругов, близких к первосвященнику .

Как бы то ни было, сверхскоростная судебная процедура, описанная в Евангелиях, связанная с грубейшими нарушениями еврейского Закона, объяснима , как считает Коэн, одним:
"Синедрион и первосвященник были бессильны диктовать расписание хода событий - оно было им навязано".Единственная инстанция, которая могла достичь  это, была  римская власть. Пилат явился в столицу,  приказал немедленно, ночью, арестовать Иисуса  и на утро готовился его судить.

И здесь Коэн выдвигает свою главную  гипотезу, с которой  многие  ученые не согласны, но которая  дает ответы на все перечисленные выше вопросы.
Лишь одна причина, как считает Коэн,  могла побудить первосвященника созвать ночное заседание Синедриона у себя дома и заставить полный его состав явиться на этот беспримерный созыв: еврейское руководство было заинтересовано ПРЕДОТВРАТИТЬ КАЗНЬ римлянами Иисуса.

НО зачем это в принципе Синедриону надо - спасать  того, от кого сами желали бы избавиться?

Продолжние 1 следует