097 Поближе к небу дикие скульптуры, высеченные в

Виорэль Ломов
Раздел 6 АФРИКА

097 Поближе к небу — «дикие» скульптуры, высеченные в горах

В мире множество изваяний божеств, чудищ, людей, высеченных в гранитных скалах или в песчанике крутых склонов гор. Почему скульпторы выбрали для своих творений горы? Нет ли в этом сокровенной тайны гор?

Монументы, вырубленные в горах, совсем не похожи на статуи, изваянные из глыб в мастерских скульпторов. Первые — дикие звери, вторые — домашние животные, даже если высечены львы. Речь пойдет о трех «диких» монументах, которые самим фактом своего существования затмевают творения многих ваятелей. Почему? Может, потому, что они украшают не храмы или городские площади, а горы — и не столько украшают, а проявляют их суть. А еще — когда скульптор высекает в скале статую, его душа сливается с духом горы. В мастерской же пред художником лишь плоть обломка скалы.

Начнем не с горы, а с плато, не претендующего на это высокое звание. На плато Гиза во время IV династии египетских фараонов (2639—2506 гг. до н.э.,) были построены три Великие пирамиды — Хеопса, Хефрена и Микерина.

Каменное плато высотой 80 м находится на левом берегу Нила. В карьерах добывали известняк, который потом доставляли на кораблях по каналам в гавань, находящуюся рядом со Сфинксом, охранявшим пирамиды. Древнейшая в мире монументальная скульптура представляет собой лежащего льва с человеческой головой. Длина статуи 73,5 м, высота 20 м. Сфинкс был высечен из известковой скалы и покрыт красной, синей и желтой краской. Его возраст не известен. Египтологи называют и 100 тыс,. и 12 тыс, и 4,5 тыс. лет. Не знают ученые и для каких целей был создан этот гигант. Монумент пострадал от разливов Нила, из-за чего ему заменили лапы на блочные, а всё основание укрепили облицовочной кладкой. Статую неоднократно «доделывали». Сам вид Сфинкса претерпел серьезные изменения. Первоначально это мог быть лев (или собака, шакал), голову которого позднее заменили на голову сокола, потом сокола на овна, овна на человека. От этого голова сегодня выглядит несоразмерно малой на огромном туловище. Пострадало и лицо изваяния: отбит нос, отсутствуют символы власти фараонов — священная Кобра (урей) и ритуальная борода, Несколько раз монумент исчезал, а потом появлялся. Его полностью заносило песками, а потом откапывали. Загадок, связанных со Сфинксом, не счесть. Посему не станем заморачиваться на этом. Нас интересует одно — как статуя попала на плато?

Оказывается, Сфинкс на нем и родился. Это установил американский археолог Марк Ленер. По его мнению, статуя была вырезана из известняка, который лежит в основании плато Гиза. Египтяне выдолбили огромный подковообразный котлован, в центре которого оставили глыбу, из которой затем вырезали статую. Резчики использовали молот, двуручный пестик и медные зубила. Использовав методы математического и компьютерного моделирования, подходы археологии, архитектуры и геологии, Ленер пришел к выводу, что египтяне применяли при изготовлении монумента не только известняк, но и осадочную камнеподобную горную породу — мягкий мергель. Над монументом в течение трех лет трудились 100 скульпторов и целая армия подсобных рабочих. Ученый также установил, что лицо Сфинкса идентично другим изображениям фараона Хефрена. Но главная тайна Сфинкса — что это такое? — так и осталась тайной, тайной плато Гиза.

Порой кажется, что горы раньше были людьми. Какая-то сила превратила их в камень. Однако в них живет стремление вернуть свой облик, чтобы взглянуть на мир человеческими глазами, но уже по-новому, не так, как смотрят на него люди. Для этого они готовы целую вечность ждать своего скульптора, который освободит их от каменной оболочки. Статуя Большого Будды в китайской провинции Сычуань в районе Шичжун городского округа Лэшань является тому свидетельством.

Сидящий Будда Майтрейя высотой 71 м и шириной 28 м создан в VIII в., во времена империи Тан. Это одно из самых высоких скульптурных произведений в мире. Статуя высечена в скале горы Линъюньшань при стечении трёх рек — Циньи, Даду и Миньянь. Говорят, строители выкидывали в реку камни и тем самым укротили потоки. Стопы Будды упираются в реку, а его голова венчает скалу. Лицо Будды обращено к расположенной напротив священной горе Эмэйшань, его руки лежат на коленях. Рядом с Буддой в скале высечено около 90 бодхисатв. Внутри скульптуры сделаны водоотводы, гроты и канавки, которые защищают статую от выветривания и разрушения.

По легенде, монах Хай Тун всю жизнь собирал деньги на сооружение статуи. Узнав о том, правитель Сычуани хотел отнять у него пожертвования, но монах выхватил нож и воскликнул: «Это дары Будде! Я выколю себе глаза, но не отдам его деньги!». И Хай Тун лишил себя одного глаза. Правитель отпустил монаха, и тот начал высекать  изваяние Будды. Когда он дошел до колен, земная жизнь его закончилась. Пораженный самопожертвованием Хай Туна, правитель Сычуани, а затем и его преемники продолжили строительство монумента.

Высекали статую в течение 90 лет. Затем Будда 950 лет был скрыт от непосвященных за 13-этажным храмом Дасянгэ («Павильон великого образа»). В середине XVII в. храм сгорел, и Будда открылся всему человечеству. К памятнику хлынули паломники, в наше время — туристы. В изголовье монумента установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. У подножия статуи и на вершине горы Линъюньшань оборудованы смотровые площадки. ЮНЕСКО внесло его в Список Всемирного наследия, а в Книге рекордов Гиннеса он значится, как самая большая статуя Будды, высеченная в скале. Удивительно, но для многих «посетителей» интересен не грядущий учитель человечества, не его тожественный облик, а то, что на его голове, оказывается, «1021 спиральных пучков волос, каждая бровь имеет длину 6 м., а на его ноготь может спокойно усесться мужчина». А ведь когда-то в Китае говорили: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента».

Из современных памятников, высеченных в горе, стоит упомянуть Национальный мемориал «Гора Рашмор». Монументальная гранитная скала находится в Южной Дакоте (США). Американский скульптор Джон Борглум выбрал эту гору за прочность ее породы и за то, что она практически весь день освещается солнцем. В граните высечены барельефы четырех президентов США: Джорджа Вашингтона (президент в 1789—1797), Томаса Джефферсона (1801—1809), Теодора Рузвельта (1901—1909) и Авраама Линкольна (1861—1865). Высота каждого лица 18 м, а ширина монумента 122 м. Фигуры высекались с 1927 по 1941 г. командой Борглума, состоявшей из 400 скульпторов, скалолазов и шахтеров. После смерти Борглума в 1941 г. работу завершил его сын Линкольн. Строители сначала взрывали скалы динамитом, а потом уже брали в руки кувалды, отбойные молотки и зубила. За время строительство было отколото и вывезено с площадки 400 тыс. т горной породы. Национальный мемориал подвергали критике, тем не менее, он остался одной из самых заметных достопримечательностей Америки. Гора же Рашмор должна быть довольна — большей славы, чем быть памятником четырем президентам, вряд ли можно достичь. Что же касается самих президентов, похоже, исполнилась их заветная мечта — остаться не только в истории Штатов, но и вечным напоминанием о том, что они были на свете.

P.S. В июне 2020 г. по США прокатилась волна антирасистских выступлений. В городах стали сносить памятники расистам, работорговцам и колонизаторам. Особую любовь вандалы испытывали к первооткрывателю Америки Христофору Колумбу. В Бостоне Колумбу отбили голову, в Сент-Поле монумент снесли, а в Ричмонде статую скинули в озеро. Не послушались белые американцы в 1849 г. сенатора штата Миссури Т.Х. Бентона, который предлагал высечь огромную фигуру Колумба в Скалистых горах. Высекли бы тогда — сегодня точно не снесли. Ну да задним умом не только заокеанские парни крепки. Однако особо любопытным является то, что самым почитаемым памятником США в дни смуты стал памятник В.И. Ленину в Сиэтле.