Добро и зло - что это

Валерий Иванов-Виленский 22
принципиальные философские методические установки

Современные философские и прочие словари дают понятия «добра» и «зла», характеризуя их как нравственные категории, позволяющие нашему сознанию определять, скажем так, вектор своего поведения, при достижении намеченной цели, которая определённа умом по мотивам той или иной материальной потребности, социальной необходимости или духовного состояния. Эти фундаментальные понятия определяют умное, именно умное, мотивированное поведение человека на основе осознанной им нравственной системы, включающей в себя основополагающие принципиальные факторы: эстетика (красиво-некрасиво), этика (можно-нельзя), мораль (добро-зло) и эсхатология (быть-отсутствовать), - где именно в области морали действует осознание того, что есть добро, а что – зло.
Принципиально понятия «добро» или «зло», как определено выше, могут отражать собой сущности имеющие различный «субстрат»:
материальное – физическое добро или зло, т.е. нечто гармонично привносимое в данную систему, увеличивающую её элементами, или наоборот – изымающее из системы её элементы, умаляющая тем самым физически её, детерминируется законами природы;
социальное – структурное добро или зло, т.е. нечто умно гармонично дополняющая данную систему новыми компонентами, увеличивающую её рациональное функционирование среди других систем, или наоборот – изымающее из системы её компоненты знание и понимание, тем самым уменьшая её функциональную способность, детерминируются социальными доктринами;
духовное - действенное добро или зло, т.е. нечто гармонично умно расширяющее данную систему новыми возможностями, увеличивающую физический и метафизический ареал её функционирование среди других сущностей, или наоборот – умаляющая её функциональную способность из-за отсутствия понимания истины, детерминируется законами математики.
Добро и зло не имеют константного формального понятийного воплощения, как, скажем, материальные предметы, или социальные определения, но во всех различных и всевозможных религиях мира, это ключевые понятия, на осознанном определении которых все они выстроены с обязательным условием – беспрекословной веры в такие определения. Духовное определение добра и зла в религиях, зиждущиеся на непоколебимой истине, в религиях – божественной истине, по сути дела в основе своей, в фундаменте веры, имеют математику, поскольку только математика, не оперируя оформленными сущностями, а только количественными, т.е. метафизическими, позволяет оперировать вечными категориями на основе тех незыблемых закономерностей, которые и определяют науку математику как таковую. Характерно, что в древнегреческом языке, как указал великий русский философ А.Ф. Лосев, апостолы Христа назывались «математиками».
Добро и зло обладая лишь теми формальными смысловыми выражениями, которые определены в категориях тех или иных смысловых субстратов: физических, социальных, духовных, - во времени, с объективным прогрессивным или регрессивным развитием этих смысловых субстратов изменяются и могут приобретать новые формы. Правда духовная основа экзистенции понятий добра и зла, всячески препятствует изменению формальных и функциональных определений данных моральных категорий. Поэтому так трудно порой определить, что именно есть добро, а что есть зло. Именно поэтому в социуме возникло законодательство и такая институция как суд. Примеры из многовековой истории функционирования законов и судов, с их конкретными вердиктами относительно определения добра и зла, и соответствующего воздаяния деликвентам, показывают цивилизации насколько непростыми и неоднозначными были эти суждения о добре и зле.
Возьмём, к примеру, определение зла – убийство человека. И вспомним тысячи и тысячи убиенных христианами-католиками, с заповедью в уме «не убий», шедшими на восток на «неверных»: мусульман, православных христиан, и других «не таких людей», - с мечом и огнём… И так далее, перечисляя декалог – десять заповедей, где смертными грехами является: идолопоклонничество, стяжание денег, ложь, непочтение родителей, гордыня, похотливость…
Встаёт резонный и основной вопрос: как жить в условиях, когда традиционные понятия добра и зла теряют свой традиционный смысл, позволивший человечеству достичь больших достижений в области науки, но низвергающий сегодня людей до скотского состояния безудержного потребления материальных сущностей и плотских утех?
Ответ простой, на фундаментальной основе строить новую философию созидания, где такие понятия, как добро и зло будут фиксированы не только в формальном воплощении, но также в своих незыблемых социальных и духовных смыслах. Математические принципы построения системы такой философии созидания уже есть. Нужно лишь желание и любознательные молодые люди, не искалеченные стереотипами прежних физических воззрений, обладающие творческими умами и современными знаниями. Как это в принципе возможно, показал нам великий Д.И. Менделеев, своей таблицей Качественной математики, доказавший зависимость свойств физических сущностей - химических элементов от показателя его номера атомного числа, тем самым позволил сделать огромнейший прогресс в развитии цивилизации.