Как себя называли жужани?

Магомед Мусаев 2
В российской традиции они "жужани", в западной- Rouran, Juan-Juan. Китайские иероглифы передают их название символами "мясо", "сырой","мякоть".

В монг. языках - дзудзаан, дзудзан, джуджан "толстый, прочный,крепкий";"глубокий (о водах)".

Ключевой формой явл. ДЖУДЖАГЪАН "крепкий, прочный (о союзе, дружбе)". Полное название могло состоять из двух слов "джуджагъан" и "холбоо" -"сцепка, ассоциация, конфедерация". По всей видимости, в качестве простого, народного названия могло выступать "хоры". В Жужань входили как минимум две группировки - Xienbi (Serbi) и Wuhuan. Логично предположить, что среди жужаней могли быть и остатки основательно разбитых сяньбийцами хунну (гуннов).Основным этническим составом явл. т.н. "протомонголы", которых в наст. время принято называть парамонголами. Их языки были родственны средневековому монгольскому письменному, но не происходили от него.

Щупальца объединения "Жужань"  простирались в глубь державы Эфталитов и на западе вплоть до Арала. Эфталиты являлись не только их союзниками, но и частично роднёй.

Соседнее государство Тоба-Вэй, которое они долго терроризмровали было китайским, но правящаяя верхушка принадлежала к китаизированным протомонголам. Именно они придумали жужаням прозвище "насекомые, черви". Зная монгольский, они "передёргивали" смысл и звучание терминов "жужани" и "хоры" таким образом, что "джуджагъанские" хоры выглядели как "насекомые/черви в мясе".

Ираноязычный мир тоже внёс свою лепту в эту тему- для них жужани или их часть являлись "кермихионами" ("красные или черви"+ "хионы").

С "червями" и "насекомыми"  их увязывать было довольно легко из за этиологических мифов и неоднозначности восприятия термина "червь" как "волк, хищник".

Немецкий историк Вальтер Поль считает, что Аварский каганат в Европе представлял собой "вертикальную конфедерацию", то же самое, вероятно, можно было бы сказать о жужанях. Перейдя 558 г. Волгу и оказавшись на Кавказе они наносят поражение савирам ( сабирам), залам и, судя по всем признакам, усиливаются. Если до этого они стремительно уходили от погони, то начиная с Сев. Кавказа они уже превратились в атакующую сторону, увлекая за собой часть местных племён.

Одним из индикаторов наличия жужаней или знакомства с ними явл. термин qa:an (къагъан, къаан). Титул "каган" появился только после выхода жужаней на авансцену истории. У азиатских гуннов (Xiongnu) имелся другой титул верховного правителя - "шаньюй". Что же касается древних тюрков, то они в этом отношении не предложили ничего своего, а лишь заимствовали жужаньский.

Интересно, что византийцы как-то не усматривали в тюрках продолжателей гуннов Аттилы, но почему-то полагали, что ими являлись авары (вархонииы, уархон). Их должно было что-то отличать во внешности и одежде. Причёска сяньбийской знати - косы с вплетёнными лентами византийцам при дворе императора сразу бросилась в глаза: "ounoi, ounoi ("гунны") прошёлся громкий шёпот по залу при виде посла от аваров". Подобной реакции со стороны византийцев от вида тюркютов в источниках не зафиксировано. Внешнось правителей Аварского каганата, действительно отличалась от тюркютов, сутя по найденному археологами одному из черепов в богатом погребении: следы прижизненной деформации черепа и выступающий нос наподобие североамериканских индейцев.

Набросать в общих чертах портрет типичного аварского кагана довольно легко: косы с вплетёнными лентами, выступающий нос типа апачей и ирокезов, на голове золотая диадема с полумесяцем (как у эфталитов) и роскошный широкий кожанный пояс. Из амуниции их отличало однолезвейные слегка изогнутые мечи,наподобии тех, которые носили самураи, наличие круглых стремян, пики с пристёгивающимися к ним ремнями и мощный составной лук с костянными накладками. Наконечники стрел - металлические трёхгранные. Подавляющее большинство населения имело европеоидные признаки.

В одежде и вооруженим для них было характерно смешение стилей- что-то от готов, что-то от византийцев. Из символики на мужсих украшениях чаще других красовался  грифон. Облачались в халаты, которые могли быть украшены тесьмой (кистями), что тоже характерно для хронологически гораздо более поздней индейской моды. На тело могла быть надета металлическая кираса чешуйчатого типа. Среди пленённых в сражениях самих аваров всегда было намного меньше чем других - славян, протоболгар, германоязычных гепидов. Для последних также была характерна прижизненная деформация черепа и в целом их захоронения мало чем от аваров отличались. Есть предположение (лингвист Ligeti), что в период позднего Аварского каганата славянский язык мог выступать в роли языка-посредника, так как преобладали славяне, а собственно "каганские обры" представляли собой лишь правящий слой.

Их укрепления выглядели как система концетрированных кругов со скрытыми переходами и густо засаженными дёрном и кустарниками на валах. Германоязычное население называло эти укреплённые холмы с концетрированными кругами - "аварскими хрингами" (гот. hrings "кольцо"). В монг. языках даже само понятие "держава" -это круговое укрепление- гуьрэн, гурун, куарэн. Главный хринг аварского племени, по свидельству одного из участников его штурма насчитывал семь кругов, а "золота, собранного со всех мест и припрятанного в нём гуннами (имелись ввиду авары) нашли столько, сколько Европа не видела ещё со времён Адама". Ещё одна черта аваров, подмеченная их соседями - заносчивость, высокомерие, желание противопоставить себя всем остальным: "быша бо обре телом велици, а умом горди".

После падения Аварского каганата им была выделен отдельный земельный участок - Awarenmark (часть территории совр. Австрии) на правах княжества во главе с крещённым каганом, которую приходилось защищать уже самим их  победителям - франкам. Аварское княжество, в частности жаловалось франкам на усилившийся агрессивный приток славяноязычных карантинцев (хорватов) в пределы отведённых аварам земель. Генетики высказали предположение на основе анализа материнской линии происхождения, что последним местожительством "каганских обров" в Европе мог быть остров Far на Адриатике вблизи от побережья современной Хорватии.