Касьян с Большой дороги-17

Лидия Калинина-Некрасова
       


       Очнулся Касьян в какой-то избушке. Он лежал, укрытый войлоком, на самодельном топчане. Под головой - подобие подушки изо мха. Под потолком висели пучки разных трав, издавая пряный аромат. Как попал в это таинственное жилище, Касьян не помнил.
         Над ним склонился древний старичок благообразного вида в чёрном клобуке и в длинном чёрном одеянии. У него были ясные голубые глаза, чистое румяное лицо. Из-под клобука выбивались седые волосы до плеч.
- Ты, никак, пришёл в себя, сын мой! Слава тебе, Господи.
Дошли до Бога мои молитвы,-  напевно произнёс старик.
- А кто ты? Где я? – хрипло выдавил из себя Касьян.
- Я раб божий Зосима. Не бойся, ты в Божией  воле. У меня в келье.
-Как я сюда попал?
-Это Господу известно, а тебе знать незачем.- Вот испей-ко  живой водицы, всю хворь-то она и снимет.
Старец поднёс Касьяну чашу с лекарственным снадобьем. Больной с жадностью выпил. Оказалось, это был клюквенный морс.

-Что-то у меня рука сильно болит; распирает её и печёт, - с трудом произнёс Касьян.
-Э э, да у тебя сильное воспаление, сын мой; разлитой отёк и нагноение. -По- научному это флегмона. Если не вскрыть и не удалить гной, будет заражение крови.
 Прежде вознесём молитвы на выздоровление Господу нашему, и Пантелеймону-Целителю, и святому Луке.
- Помолившись, Зосима взял острый, как бритва, нож и прокалив его на огне, остудил.  Затем придвинул к топчану чурбан, вымыл руки, обработал место воспаления на укушенной руке Касьяна каким-то раствором и сказал: «Господь терпел и нам велел. Потерпи, болезный».
        Касьян внутренне съёжился. Почему-то перед ним встали жертвы его разбойных нападений на Большой дороге. Он вспомнил застывший ужас в их глазах, когда на них был направлен наган или нож. Но здесь другой повод - спасение жизни.
 Взяв нож, Зосима вскрыл нарыв. Промыв рану лечебным раствором, вставил в неё какую-то прокипячённую трубочку, положил примочку и завязал чистой тряпицей. Во время операции Касьян скрипел зубами от боли. После окончания «экзекуции» наступило небольшое облегчение, но жар ещё не спал.

- Испей-ко теперь лечебное снадобье, с именем Господа сотворённое. За день эту чашу надо выпить. Тебе и полегчает,-произнёс отшельник.
-Мне бы поесть чего-нибудь,- хрипло попросил Касьян.
-Немного погодя, болезный,  будешь вкушать бульон из мяса косули.
-Видать, та яма, в которую я угодил, недалече?
- Нет, она далеко.
- А как же ты там оказался, смог достать и принести косулю?
- С Божией помощью,- загадочно ответил старец.
- Шкуры волка и косули я выделаю и сошью тёплую обувь и кое-какую одежонку. А запасы мяса есть.
        Касьян был поражён всем услышанным и до вечера больше не задавал вопросов. Удивляло его то, что чужой, непонятный человек опекает его, заботится о нём. К такому обхождению «нархист» Иван-Касьян не привык. Несмотря на лихорадочное состояние, он решил узнать, кто этот человек, почему он ушёл от людей в глухую тайгу и зачем он выхаживает беглого каторжника.
- И последнее, может быть, даже на свою же голову.
- Несколько дней  провалялся Касьян в полубреду. Всё это время старец  лечил, поил, кормил Касьяна. Много времени уделял и молитвам. Касьян выжидал момента, когда будет можно задать вопрос  о прошлом Зосимы. И такой день настал.
- Ты кто, мил-человек, прости меня Христа ради? –Ты мой спаситель, исцелитель, и мне хотелось бы узнать, откуда ты и по какой причине сюда попал? –Осмелился сказать с несвойственными ему эмоциями Касьян.
- Хорошо, слушай, сын мой.
И отшельник Зосима поведал свою историю.
(Продолжение следует).