Повесть Зоя-снайпер с Алтая. Глава-4

Александр Шевчук2
 
                Глава 4. План Рокоссовского, путь к победе
 
По стратегическому плану маршала Рокоссовского, командующего 2-м Белорусским фронтом, следующим шагом 331-я дивизия, усиленная танками и артиллерией, должна пройти с боем до самого моря. Она должна разрезать немецкую группировку пополам, образовав широкий коридор для дальнейшего стратегического манёвра советских войск.

Справка:
«В ознаменование одержанной победы соединения и части, отличившиеся в боях за взятие города Ландсберга, представить к правительственным наградам. 4 февраля в 21 час столица нашей Родины Москва салютует доблестным воинам, третьему Белорусскому фронту за взятие городов двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Верховный Главнокомандующий маршал Советского Союза И. Сталин
4 февраля 1945 года, № 269».
Ландсберг – это крупный железнодорожный узел. Для немцев он оставался единственной возможностью вырваться из грозившего захлопнуться Кёнигсбергского котла. Подошедший резерв немецких войск яростно бросился на штурм Ландсберга, чтобы вернуть его. Выдержать яростный напор немцев было тяжело, в бой командиром 331-й дивизии были брошены все силы, а также артиллерийская бригада и танковый корпус.

 Наступила ночь. Сражение продолжалось. Утром, как только рассвело, не выдержав напора немцев, некоторые подразделения дивизии начали пятиться, уступая врагу ранее занятые позиции. Часть бойцов бежала в тыл. Положение стало критическим, генерал Берестов понимал: еще немного – и вражеские самоходки ворвутся в город и своими гусеницами пройдут катком по красноармейским воинским частям, уничтожая дивизию.

Ничего больше не оставалось – командир дивизии приказал стрелять по отступавшим красногвардейцам. В считанные минуты был создан заградительный отряд пулемётчиков. Отступление было остановлено, прорваться в город немцам не удалось.

 Не достигнув цели, потеряв много людей, немецкое командование направило две броневые колонны эсэсовцев в обход города, и гитлеровцы замкнули город в кольцо. Командир 331-й дивизии Берестов организовал круговую оборону до подхода резервных войск 2-го Белорусского фронта. Чтобы не было иллюзий у немецкого командования эвакуироваться из осаждённого Кёнигсберга по железной дороге через Ландсберг, советская авиация разбомбила железнодорожный узел города – рельсы разлетались на сотни метров вокруг станции.

Обеспечивая оборону города, 1106-й полк по приказу комдива рассредоточился на его южной стороне. Третья рота заняла оборону в небольшой старинной крепости. Это было поместье крупного офицера вермахта, что угадывалось по фотографиям на стенах.

Бойцы третьей роты лейтенанта Токарева заняли удобные позиции и приготовились к бою. Снайпер Зоя Исакова засела в башенке, которая возвышалась над каменным ограждением усадьбы, и у неё получился хороший обзор: через небольшой проём в стене отчётливо было видно дорогу, уходившую от замка в лесной массив.
Командир третьей роты обошёл бойцов своего подразделения, проверяя, кто и как занял оборону. Поднявшись к Зое Исаковой в башенку, он спросил:
– Как, сестрёнка, устроилась? Хороший обзор для стрельбы?
– Нормально, товарищ лейтенант, дорога просматривается, враг не пройдёт, – улыбаясь, ответила Зоя.

Только ушёл лейтенант, как фашисты начали артиллерийский обстрел наших позиций. Снаряды рушили всё вокруг, слышались стоны раненых бойцов. После обстрела немцы на бронемашинах двинулись на штурм города.

Зоя слышала, как лейтенант кричал бойцам, чтобы они отсекали пулемётом пехоту противника. Из своего укрытия она увидела, как из ближнего лесного массива выехали три мотоциклиста с пулемётами и направились к замку. Она прицелилась в первый мотоцикл, в сидевшего в седле немецкого солдата, и нажала на курок, – мотоцикл перевернулся, двумя выстрелами она добила остальных солдат. Два других мотоциклиста развернулись и стали уезжать с линии огня. Зоя успела снять ещё одного немца, сидевшего в коляске у пулемёта.

Бой был в разгаре. Зоя поняла, что она ещё не обнаружена, и продолжала методично стрелять по наступавшим немцам. Силы врага превосходили, дивизия держалась из последних сил, были большие потери личного состава, медсанбаты забиты ранеными. На третий день осады на помощь подошли свежие резервные войска 31-й армии и в жесточайшем бою отбили осаду города. Немцы с большими потерями солдат и техники были отброшены.

331-я дивизия пополнила свои ряды личным составам из 31-й резервной армии 2-го Белорусского фронта и стала продолжать наступление, выполняя приказ маршала Рокоссовского.

Третья рота 1106-го полка недосчиталась в строю многих бойцов. Погибла напарница Зои Надя Басалаева. Зоя Исакова пережила этот жестокий бой за Ландсберг. Лейтенант Токарев подошёл к ней и сказал:
– Ты, сестрёнка, хорошо воевала, жди награду. Сталин обещал за взятие города Ландсберга всех наградить, так сказал наш командир полка.
– Жалко, столько бойцов полегло в этом бою. Погибла моя напарница Надежда, от вражеской пули, – со слезами на глазах сказала Зоя.

Пополнив свои ряды и укомплектовавшись, 331-я дивизия с боями продолжила наступление. Впереди был город Хайлингенбойль, в котором закрепились и заняли оборону отступавшие немецкие войска. С ходу овладеть городом не удалось, его взяли в осаду. Советские бомбардировщики разбомбили немецкие укрепления, и дивизией под командованием генерал-майора Берестова город был взят.

26 марта дивизия с боями вышла к заливу Фришес Хафф Балтийского моря. Солдаты и офицеры прижатых к морю немецких воинских частей тысячами сдавались неполной, потрёпанной в боях 331-й стрелковой Пролетарской Брянско-Смоленской дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Её 1106-й полк был награждён орденом Красного Знамени.

Красная армия одержала в Восточной Пруссии крупную победу, разгромив многочисленную группировку немецких войск. Потеря Восточной Пруссии стала для Германии не просто потерей провинции, но привела к значительному снижению мощи государства-агрессора – была разгромлена более чем полумиллионная группировка.
За ликвидацию крупной немецкой группировки свыше 12 тысяч бойцов 331-й дивизии были награждены орденами и медалями, шестеро удостоены звания Героя Советского Союза.

За образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество, героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками генерал-майору Петру Филипповичу Берестову, командиру 331-й дивизии, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина № 52532.

 Среди награждённых была и младший сержант Зоя Дмитриевна Исакова: её боевые подвиги отмечены орденом Красной Звезды.

В апреле 1945 года 331-я дивизия в составе армии была передана в 1-й Украинский фронт и приняла участие в Пражской наступательной операции. Боевые действия в Великой Отечественной войне дивизия закончила на территории Чехословакии.

Все бойцы и офицеры дивизии, услышав долгожданное слово «Победа!» громко кричали ура и стреляли в воздух всем, что могло стрелять. Боевая, овеянная славой, стрелковая дважды Краснознаменная ордена Суворова дивизия закончила Великую Отечественную войну.

Началась демобилизация.
Справка:
 
Младший сержант Зоя Дмитриевна Исакова проходила службу в 1106-м стрелковом Минском Краснознамённом ордена Суворова полку 331-й стрелковой Пролетарской Брянско-Смоленской дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии с 25 декабря 1944 года по май 1945 года в должности снайпера. За это время ею лично уничтожено 13 немцев, что удостоверил командир полка майор Смоляр.

За снайперское мастерство Зоя Дмитриевна Исакова была награждена медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени.