Повесть Зоя-снайпер с Алтая Глава-2

Александр Шевчук2
               
 
Глава 2. Школа снайперов
 
После нескольких дней пути паровоз громко просигналил и остановился на железнодорожной станции города Подольска. Встретивший девушек-снайперов офицер в звании старший лейтенант построил их и в сопровождении двух солдат повёл по улицам города к месту назначения.
Когда девушки подошли к КПП, по команде офицера сопровождения девушка в военной форме с винтовкой, охранявшая ворота, открыла их. Строем прошли к кирпичному зданию, где их уже ждал на крыльце начальник школы снайперов подполковник Николай Николаевич Кольчак. Он представился прибывшим девушкам и дал команду коменданту школы – организовать помывку и одеть прибывших курсантов в красноармейскую форму.

Зоя Исакова в казарме заняла койку рядом со своей землячкой Катей Шулдяковой. Когда девушки переоделись и стали выглядеть как настоящие солдаты, в казарму новобранцев вошла комиссар школы снайперов майор Елена Николаевна Никифорова. Она представилась и объявила:
– В школе введён армейский распорядок дня. Будет трудно, но вы, девчата, со временем втянетесь и будете всё успевать.
Командирами рот в школе были мужчины-фронтовики, выписанные из госпиталей после ранений. Ротой инструкторов командовала капитан Нина Петровна Белкина. В её роте состояли инструкторы – девушки-снайперы с боевым опытом, на счету у которых было немало убитых немецких солдат.

Утром в казарме прозвучала команда «Подъём!», следом – команда «Одеться за 45 секунд» и – «Выходите строиться на физзарядку». Не все девчата с первого раза уложились в регламент по времени, но девушка с сержантскими погонами на первый раз их пожалела – не стала повторять для тренировки команду «Подъём!». Курсантки на плацу сделали зарядку, затем бегом – на умывание и после заправки постелей строем пошли в столовую на завтрак.

После завтрака вновь было построение. Перед строем девушек-снайперов, прибывших с Алтая и из других регионов страны, комиссар школы майор Никифорова объявила:
– Учёба в школе снайперов будет проходить шесть месяцев. За это время мы должны научить вас метко стрелять. И есть ещё масса премудростей, которые вы должны освоить в нашей школе.
Так началась учёба Зои Исаковой и её землячки Кати Шулдяковой.
После двух недель учёбы курсантки снайперской школы принимали присягу у боевого Красного знамени. На плацу, в строю девушек-курсанток, слышались слова присяги:
– Торжественно клянусь быть честным и храбрым, защищать свою Родину до последней капли крови, не щадя своей жизни.

После принятия присяги Зоя Исакова, её подруга Катерина Шулдякова, да и все девчонки почувствовали всю меру ответственности, возложенную на них присягой. Шла беспощадная борьба советского народа с немецким фашизмом, и они, готовясь стать снайперами, в полной мере ощущали свою причастность к этой беспощадной борьбе.
Учёба девушек в женской снайперской школе была напряжённой. После завтрака проходили теоретические занятия, которые длились восемь часов. После обеда выделялся один час на сон. Вечером курсанткам отводилось полтора часа на самоподготовку, сорок минут – на чистку своего оружия. Затем вечерняя поверка, прогулка по плацу строем с песней, один час – на личное время, и в 22:00 – отбой.
Снайперы с боевым опытом выводили курсанток на полигон, где они в поте лица овладевали практическим снайперским делом. Это была стрельба по мишеням в положении лёжа, а также стрельба с дерева. Девушкам было непросто влезть на дерево с винтовкой и поразить оттуда мишень. Но в школу снайперов брали физически сильных и крепких духом, и они стремились и учиться хорошо, и успешно преодолевать трудности, выполняя требования инструктора.

В конце октября на построении на плацу под боевым Красным знаменем комиссар майор Никифорова объявила:
– Полугодовая учёба курсантов Московской Центральной Женской Школы снайперов шестого выпуска окончена.
Она каждой девушке пожала руку и вручила удостоверение. Когда прозвучала команда «Вольно! Разойтись!», все стали разглядывать полученные удостоверения, делиться впечатлениями. Зоя Исакова, рассматривая своё, подумала: «Это второе моё достижение в жизни. Первое – семилетняя школа. А теперь у меня есть военная профессия – снайпер».
 В удостоверении было написано: «Зоя Исакова 1922 года рождения окончила Московскую Центральную Женскую Школу снайперской подготовки ГУВВ НКО СССР отлично, с присвоением звания младший сержант. Начальник школы полковник Кольчак Н. Н. 20 октября 1944 года».
Справка:
За всё время существования Московская Центральная Женская Школа сделала семь выпусков, подготовила 1061 снайпера и 407 инструкторов снайперского дела. На фронте выпускницы школы истребили 11280 фашистских солдат и офицеров.
На следующий день в канцелярии штаба снайперской школы проходило распределение шестого выпуска курсантов на фронт. К этому времени Красная армия освободила нашу страну и громила фашистов, освобождая Европу. Распределение девушек-снайперов в действующую армию шло попарно: одна – стрелок, вторая – наблюдатель, но была возможна и взаимозамена – обе имели снайперскую подготовку. Говорили, что это новшество ввели для подтверждения вторым человеком, что враг убит. Но если у снайпера была возможность забрать документы убитого врага, это было доказательство неоспоримое.

Младший сержант Зоя Исакова попросила командование школы, чтобы в пару к ней поставили её землячку Катю Шулдякову, но ей отказали, сказав, что документы на неё уже оформлены.
25 октября 1944 года на плацу снайперской школы проводилось построение по случаю проводов девушек-снайперов на фронт. Вынесли боевое Красное знамя. Начальник школы полковник Кольчак пожелал девушкам-выпускницам бить фашистов без промаха – «как мы вас учили» и вернуться с победой домой.

Под духовой оркестр, который играл марш «Прощание славянки», девушки строем вышли из ворот снайперской школы. По заснеженным улицам Подольска они следовали на железнодорожный вокзал. У каждой было предписание – погрузиться в эшелон, идущий на Запад. Он доставит снайперов до места.