Анатолия после гибели Хеттского царства

Вячеслав Кудяков
На рубеже II-I тыс. до н. е. интенсивные миграционные процессы до неузнаваемости изменили этническую карту Анатолии. В XIII-XII вв.   до н. е. с Балкан на полуостров нагрянули непрошеные гости индоевропейские "народы моря" и "мушки". Они уничтожили Хеттскими государство.  В обратном направлении, с востока на запад, на полуостров обрушился вал Абхазских и протогрузинських племен. Посетили Анатолии, также с Балкан, и Фригийцы, которые смешались с мушками (ассирийцы называли
Фригию "страной мушки») и некоторыми другими фракийскими племенами. Однако и на этом миграционные процессы не завершились. В конце VIII в. до н. е. в Анатолию забрели через Кавказский хребет неугомонные киммерийцы. Только после этого в регионе наступила определенная этническая стабилизация.
Новоприбывшие расчленили Анатолию на несколько этнических областей. В частности, в северо-западных областях полуострова осели фракийцы, в его центральной части - фригийцы, на северо-востоке - абхазские и западные протогрузинские  племена, на западе, юго-западе и юго-востоке - потомки Хёттен-лувийцы (в частности, линейке), а на Черноморском и Средиземноморском побережье и на острове Крит запестрели греческие города-государства.
 Армянское нагорье обживали хурриты и родственные им Урарты. Конечно, эти сложные этнические процессы сказались. Анатолия превратилась почти в полную развалину. Впрочем, гибель Хеттского государства была в определенной степени и положительным явлением в среднеазиатской истории, ведь она положила конец монополии Хеттов на производство железа. Этот металл, имел ряд существенных преимуществ над бронзой и стоил в хеттских деньгах в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз - золото, с тех пор быстро распространился в Передней Азии и в островных странах Эгейского моря.
 В XI-IX вв. до н. е. еще использовались преимущественно анатолийские залежи железной руды, однако позже дошла очередь и до ее местных запасов, скажем, закавказских.
Хеттская государство не исчезла бесследно. В районе верхнего течения Евфрата возникло новое государство хеттов - "Большое Хатти", а на территории Сирии - хеттское царство "Хатти". Эти государства просуществовали до IX в. до н. э., а затем распались (видимо, за "помощью" мушки, культурно родственных Протоармяне) на ряд мелких княжеств. Считается, что заселены II тыс. до н. э. Лувийцы и Хурритами при Ефратские территории стали с приходом туда "восточных" Мушка колыбелью армянского народа.

Фригийский царство
После гибели Хеттского царства сильнейшее государство в Анатолии образовали Фригийцы, язык которых занимала в индоевропейской языковой семьи промежуточное положение между древнегреческой и протовирменскою.  Фригийский царство, расположенное в центре Анатолии, достигло своего наивысшего расцвета в X-VIII вв. до н. е. Его столицей стал г.. Гордион, названный по имени выдающегося (по крайней мере, таким его считали Греки и Римляне) фригийского царя Гордея.
Добром  прославился на Фригийский троне сын Гордея Мидас, который после смерти отца в жестокой борьбе за власть победил всех своих соперников. Он распространил свою власть и на сказочно богатую золотом  Лидию и, возможно, именно поэтому приобрел репутацию человека, способного лишь прикосновением своей руки превращать все в золото. Мидас отдавался меценатству, активно действовал на международной арене, дружил с Греками. Он был неизменным участником анти Ассирийских коалиций, пока Саргон II не нанес ему военное поражение, заставив Фригию платить дань Ассирии.
Впрочем, не только Ассирийцы были головной болью для Фригийцев. На западных и северо-западных границах Фригийцев теснили мореплаватели-Греки и некоторые другие малоазиатские народы, а в конце     VII в. до н. э. с востока на них рухнули божьей карой кочевники-киммерийцы. Потерпев поражение от киммерийцев, Мидас покончил с собой. Фригийский царство рухнуло. Его территория досталась около 600 г. до н.э. Лидийскому  царству, а через полвека - Персам.
История религии

Особенностью Чаталхойюка являются  его женские фигурки. Они  были изготовлены, вырезаны, а возможно  отлиты  из мрамора.  Синего и коричневого известняка, сланца, кальцита, базальта, алебастра и даже  глины, представляли собой женское божество. Хотя мужское божество тоже существовало, "статуй женского божества намного больше, чем статуй мужского божества, которое, более того, похоже, вообще не представлено после VI уровня".  На сегодняшний день идентифицировано восемнадцать уровней. Эти статуэтки были найдены в основном в районах, которые археологи  считали святилищами. Величественная богиня, восседающая на троне в окружении двух львиц, была найдена в бункере для зерна, которое, как местные, могло быть средством обеспечения сбора урожая или защиты запасов продовольствия.
  В  2004 и 2005 годах начали верить, что шаблоны, предложенные ранее  были  ошибочными.  Они нашли одну похожую статуэтку, но подавляющее большинство из них не имитировали стиль Богини-Матери, предложенный . Вместо культуры Богини-Матери олицетворяющей матриархат  было совершенно иное общество  где мужчины и женщины  были  совершенно равноправны, но выполняли  строго определенные им  функции  в том существовавшем мире.
 
Есть полные груди, на которые опираются руки, а живот расширен в центральной части. В верхней части есть отверстие для головы, которое отсутствует. Поворачивая статуэтку, замечаешь, что руки у нее очень тонкие, а затем на обратной стороне статуэтки видишь изображение либо скелета, либо костей очень худого и истощенного человека. Ребра и позвонки чистые, как и лопатки и основные кости таза. Статуэтку можно интерпретировать по-разному – как женщину, превращающуюся в предка, как женщину, ассоциирующуюся со смертью, или как соединенные смерть и жизнь.
Возможно, что линии вокруг тела представляют собой обертку, а не ребра. Какой бы ни была конкретная интерпретация, это уникальное произведение, которое может заставить нас изменить наши взгляды на природу общества и образов Чаталхойюка. Возможно, важность женских образов была связана с какой-то особой ролью женщины по отношению к смерти в той же степени, что и с ролями матери и воспитательницы.
Возможно поселение  Чаталхо - йюк был матриархальным обществом,: "Когда мы смотрим на то, что они едят и пьют, и на их социальные статуи, мы видим, что мужчины и женщины имели одинаковый социальный статус. Там был баланс сил. Другой пример - найденные черепа. Если чей-либо социальный статус имел большое значение в Чаталхойюке, тело и голову разделяли после смерти. Количество женских и мужских черепов, найденных во время раскопок, почти одинаково ".  По изученным находкам: "Мы узнали, что к мужчинам и женщинам подходили одинаково".
В отчете за сентябрь 2009 года об обнаружении около 2000 статуэток  :
Чаталхойюк был раскопан в 1960-х годах методичным способом, но без использования всего спектра естественнонаучных методов, которые доступны нам сегодня.  Одним из наиболее очевидных примеров этого является то, что Чаталхойюк, пожалуй, наиболее известен благодаря идее богини матери, подобной найденной  в горах нынешних  Армении и Чечни. Но наша недавняя работа, как правило, показывает, что на самом деле существует очень мало свидетельств о богине-матери и очень мало свидетельств о каком-либо женском матриархате. Это всего лишь один из многих мифов, которые подрывает современная научная работа.
И хотя при первоначальных раскопках было найдено всего 200 фигурок, при новых раскопках было обнаружено 2000 фигурок, большинство из которых изображали животных, и менее 5% статуэток изображали женщин.
В Чаталхойюке есть убедительные доказательства эгалитарного общества, поскольку до сих пор не было найдено домов с отличительными чертами (принадлежащих, например, королевской семье или религиозной иерархии). Самые последние исследования также выявляют незначительные социальные различия по признаку пола: мужчины и женщины получали одинаковое питание и, по-видимому, имели равный социальный статус, как это обычно встречается в палеолитических культурах.

 Дети наблюдали за домашними участками. Они научились выполнять ритуалы и строить или ремонтировать дома, наблюдая, как взрослые делают статуэтки, бусы и другие предметы. Пространственное расположение Чаталхойюка может быть связано с близкими родственными отношениями, проявляющимися среди людей. На макете Люди  жили на противоположных концах города, разделенные оврагом". Кроме того, поскольку не было найдено близлежащих городов, из которых можно было бы выбрать партнеров по браку, "это пространственное разделение, должно быть, обозначало две группы родства, вступающие в смешанные браки". Это помогло бы объяснить, как поселение на столь раннем этапе стало таким большим.
Культура

Реставрация типичного интерьера на месте. Самые ранние раскопки на этом месте. Глубокие траншеи на участке.  Анимация, показывающая реконструкцию Чаталхойюка, немецкое повествование с английскими субтитрами
Чаталхойюк состоял полностью из бытовых построек, без каких-либо явных общественных зданий. В то время как некоторые из больших комнат украшены довольно богато фресками, назначение других остается неясным.
Население восточного кургана оценивается примерно в 10 000 человек, но численность населения, вероятно, менялась на протяжении истории сообщества. Средняя численность населения составляет от 5000 до 7000 человек - разумная оценка. Участки были созданы в виде большого количества зданий, сгруппированных вместе. Семьи обращались к своим соседям за помощью, торговлей и возможным браком для своих детей.  Жители жили в глинобитных домах, которые были собраны вместе в единую конструкцию. Между жилищами, которые были расположены в лабиринте, похожем на пчелиные соты, не было пешеходных дорожек или улиц. Доступ к большинству из них осуществлялся через отверстия в потолке и двери сбоку от домов, а к дверям можно было добраться по лестницам. Крыши фактически были улицами. Потолочные отверстия также служили единственным источником вентиляции, позволяя дыму из открытых очагов и печей выходить наружу. В дома с оштукатуренными интерьерами можно было попасть по квадратным деревянным лестницам или крутым ступенькам. Обычно они располагались на южной стене комнаты, как и кухонные очаги и духовки. В основных комнатах были приподнятые платформы, которые, возможно, использовались для различных домашних дел. В типичных домах было две комнаты для повседневной деятельности, такой как приготовление пищи и рукоделие.  Все внутренние стены и платформы были оштукатурены до гладкости.  Подсобные помещения использовались как складские помещения, доступ в которые осуществлялся через низкие отверстия из основных комнат.
Все комнаты содержались в скрупулезной чистоте.
Археологи обнаружили очень мало мусора в зданиях, обнаружив за пределами руин помои со сточными водами и пищевыми отходами, а также значительное количество золы от сжигания древесины, тростника и навоза животных. В хорошую погоду многие повседневные мероприятия также могли проходить на крышах, которые, возможно, образовывали площадь. В более поздние периоды, по-видимому, на этих крышах были построены большие коммунальные печи. Со временем дома обновлялись путем частичного сноса и перестройки на фундаменте из щебня, так постепенно застраивалась насыпь. Было обнаружено целых восемнадцать уровней поселений.
Как часть ритуальной жизни, жители Чаталхойюка хоронили своих умерших на территории деревни.  Человеческие останки были найдены в ямах под полами и, особенно, под очагами, на платформах в главных комнатах и под кроватями. Тела перед погребением туго сгибали и часто помещали в корзины или заворачивали в тростниковые циновки. Расчлененные кости в некоторых могилах предполагают, что тела, возможно, некоторое время находились на открытом воздухе, прежде чем кости были собраны и захоронены. В некоторых случаях могилы были потревожены, и голова человека была отделена от скелета. Эти головы, возможно, использовались в ритуалах, поскольку некоторые из них были найдены в других районах сообщества.
В могиле женщины были обнаружены прядильные завитки, а в могиле мужчины - каменные топоры. Манипуляции с черепами умерших, напоминают  процедуры с глиняными фигурками, если человек . которому принадлежала данная фигурка. Был, значим в своем клане, то у фигурки  голова была отделена от туловища. В каких - то иных моментах ритуалов похорон и последующих моментов, у таких тел  череп, разделяли  на две половины.  Некоторые черепа были оштукатурены и раскрашены охрой, чтобы воссоздать лица, обычай, более характерный для неолитических стоянок в Сирии и в неолитическом Иерихоне, чем для стоянок поблизости.

Яркие фрески и статуэтки можно найти по всему поселению, на внутренних и наружных стенах. Отличительные глиняные фигурки женщин, в частности, Сидящей женщины из Чаталхойюка.
  Хотя никаких идентифицируемых храмов обнаружено не было, могилы, фрески и статуэтки позволяют предположить, что у жителей Чаталхойюка была религия, богатая символами. Помещения с сосредоточением этих предметов, возможно, были святилищами или местами общественных собраний. Преобладающие изображения включают мужчин с эрегированными фаллосами, сцены охоты, красные изображения ныне вымерших зубров (дикий крупный рогатый скот) и оленей, а также стервятников, пикирующих на обезглавленные   рельефные фигуры, например, львиц, обращенных друг к другу.
Головы животных, особенно крупного рогатого скота, были прикреплены к стенам. Картина с изображением деревни с двумя горными вершинами Хасан-Даг на заднем плане,   часто упоминается как старейшая карта в мире, и первая пейзажная картина. Однако некоторые археологи подвергают сомнению эту интерпретацию.
Вероятно, жители  этих деревень поклонялись не просто символам неких явлений в жизни и природе, но и облекали эти силы в формы животных. А люди, которых впоследствии называли значимыми, вероятно были  жрецами этих Богов, поясняя и передавая  одноплеменникам,  что от них хотят их Повелители.
Из анализа найденных предметов очевидным является, что жители Чаталхойюка оттачивали навыки в сельском хозяйстве и одомашнивании животных. Женские фигурки были найдены в помещениях, используемых для хранения злаков, таких как пшеница и ячмень, и предполагается, что эти фигурки изображают божество, защищающее зерно.
Также в то время, уже выращивали горох, а миндаль, фисташки и фрукты собирали с деревьев на окрестных холмах.
Овцы были одомашнены, и данные свидетельствуют о начале одомашнивания крупного рогатого скота. Однако охота продолжала оставаться основным источником пропитания для сообщества.

Керамика и обсидиановые инструменты, по-видимому, были основными отраслями промышленности, обсидиановые  инструменты, возможно, использовались одновременно, а также обменивались на такие предметы, как раковины Средиземного моря и кремень из Сирии, служивших  деньгами в то время. Отмечая отсутствие иерархии и экономическое неравенство, историк и антикапиталистический автор : Мюррей Букчин утверждал, что Чаталхойюк был ранним примером анархо-коммунизма.