О фильме Плохой лейтенант 1992 года

Евгений Чернецов
Сегодня я решил вспомнить один из очаровавших меня фильмов под названием "Плохой лейтенант" 1992 года с Харви Кейтелем в главной роли. Есть другой фильм с таким же названием снятый позже, с Кейджем в главной роли, но тот фильм никуда не годится. Итак, для начала нам там показывают коррумпированного, преступного американского офицера полиции, который постоянно совершает различные преступления, вроде продажи наркотиков из вещественных доказательств, употребления этих же наркотиков, ограбление грабителей. Он пьянствует, практикует сексуальные извращения, но главная его страсть - это подпольно делать ставки на бейсбольные команды. После всех бурных приключений, он возвращается в свой образцовый дом, где его ждет образцовая семья. Жена болтает с подругами на кухне, дети смотрят мультфильмы, и никого совсем не волнует, чем занимается отец семейства, главное, чтобы он был в церкви при полном параде, когда его сын принимает первое причастие. И видно, что все эти нарушение этот полицейский совершает постоянно, что это для него рутина, что все его нравственные ориентиры сбиты, если они были, конечно. Это некий американский аналог капитана Журова из фильма Балабанова "Груз 200", с огромными различиями, конечно, потому что там уже просто чудовище, которому чуждо все человеческое, а тут этот лейтенант выглядит чудовищем, в котором ещё есть что-то человеческое.

В итоге Лейтенант заигрывается со своими ставками на бейсбольные команды, и оказывается должен очень крупную сумму очень серьезным людям, которым убить его ничего не стоит, если он не заплатит им вовремя. Но перестать делать ставки он не может, потому он решает найти преступников, которые ограбили церковь и изнасиловали там монашку. Конечно, ему безразлична и церковь, и монашка, его интересует вознаграждение за поимку преступников, которое может покрыть его долги серьезным людям, принимающих у него ставки. Своим коллегам он говорит, что тысячи девушек ежедневно насилуют, но никому нет до этого дела, а за эту назначили вознаграждение только потому, что она ходила к костюме пингвина. Коллеги говорят, что у него хоть что-то должно быть святое, а он говорит, что он ревностный католик, а церковь грабиловка.

Не смотря на психологическое выгорание, плохой лейтенант хватку ещё не потерял, и попытался выведать у пострадавшей монашки, кто были насильники и грабители. Его удивляет то, что его доводы на монашку не действуют, она говорит, что не выдаст их, потому что это были хорошие в сущности парни и она простила их за то, что они сделали. Лейтенант обещает ей не отдавать их властям, а совершить над ними "истинное правосудие", говорит, что они могут совершить ещё такие же преступления, а возможно и более тяжкие, ссылается на свой многолетний опыт, но монашка непреклонна в своем решении не выдавать их.

Под воздействием наркотиков и водки плохой лейтенант в церкви на месте происшествия начинает говорить с богом. Говорит он откровенно, ругает его за то, что он не удержал его, от грешных поступков, за то, что не поддержал, когда он пытался быть честным, а потом он смиренно пытается целовать Христу ноги, но это оказываются вовсе не ноги Христа, а ноги старушки, которая принесла, похищенную в ночь изнасилования монашки, чашу для причастия, и охотно рассказала, очнувшемуся лейтенанту, кто ей эту чашу продал, и где их найти. Так он вышел на грабителей. Ранее он заходил к наркоторговцу, которые отдал ему крупную сумму за наркотики из вещественных доказательств. Дома у наркоторговца диван был застелен покрывалом с изображением Христа, на диване сидела его мама, глядящая в телевизор, а рядом его младшие братья и сестры делали уроки. Наркоторговец и деньги ему дал в коробочке украшенной иконками, цветочками, зеркальцами.

И вот лейтенант ловит двоих оболтусов, которых можно было сдать за крупную сумму, и у него коробка с деньгами от наркоторговца. В принципе, он может рассчитаться с долгами, и продолжать свою разгульную жизнь. Он под дулом пистолета сажает преступников в свою машину, при этом покуривая наркотики. И тут видно, что он возмущен тем, что они сделали и действительно не против совершить над ними "истинное правосудие". Но тут зрителю предстоит удивиться ещё больше, потому что плохой полицейский, попугав двух совсем молодых придурков, говорит, что монашка их прощает, везет их на вокзал, сажает в междугородний автобус и отдает коробку с деньгами. А потом стоит и воет, понимая, что жизнь его на этом окончена. И через пару часов его убивают.

Многие могут сказать, прочитав это, что создатели фильма просто рассказали наивную сказку с невероятным концом. Но так не кажется, когда наблюдаешь за потрясающей игрой Харви Кейтеля, глубоко вжившегося в эту роль. Там прямо чувствуется, что человек, совершая этот акт милосердия, делает то, что глубоко противно его жестокой и грубой природе, но он не может этому противостоять. Становится понятно, что после долгих лет работы в полиции и превращения в порочного циника, он стал сам себе противен, хотел измениться, но понятия не имел каким образом это можно сделать. И тут эта молодая монашка идеалистка говорит ему, что надо прощать, как это сделала она, не задумываясь о том, насколько это прощение может абсурдно выглядеть со стороны общества и закона. И ему в принципе не жалко принести себя пропащего в жертву, ради того, чтобы двое придурков получили какой-то шанс начать новую жизнь. Хотя он смотрит на них и видит, что вероятность того, что они этот шанс используют минимальна. И никто, даже монашка не смогут не то, что оценить, а даже узнать о том, что он принес себя в жертву. Я не думаю, что он верил в то, что бог за ним наблюдает и оценит его поступок. Тем не менее, если посмотреть на все с его точки зрения, то можно понять, что играл он вероятно для того, чтобы с крупной суммой начать новую жизнь, оставив очень грязную работу в полиции. Но эта надежда была слишком наивной, и он это понимал. Ведь вытащить эту работу из себя он уже не мог, он стал её частью. Вот он и решил умереть красиво и хоть с каким-то смыслом.

Ему захотелось хоть раз в жизни поступить благородно, по тем понятиям, над которыми смеялся, в которые, возможно, когда-то пытался верить, жить по ним. И тут исчезает и прощение монашки и малая вероятность того, что насильники изменятся, остался только он и его циничное отношение к жизни и отвращение к самому себе. Никакие деньги не могли сделать его довольным собой, как и продвижение по службе, любовь жены и детей. Его недовольство собой основывалось на том, что он всю жизнь делал то, что положено, что приносило деньги, выгоды, что приносило удовольствие, но он никогда не делал то, что считал правильным, потому что боялся так поступить. И он вернул свое уважение к себе этим безрассудным поступком, хотя ему и было горько оттого, что это уважение настолько дорого стоит.

Чтобы показать торжество добра над злом, нужно очень долго реалистично описывать это зло во всей его красе. Нужно показать банальность и повседневность этого зла, и как это зло осознает, что оно зло, как у него появляется желание перестать быть злом, как преобразиться если не в добро, то во что-то другое. А вот если зло изображается карикатурно, и тут откуда ни возьмись появляется некий добрый герой и побеждает это зло, то в торжество добра совсем не верится. Понимаешь, что это просто сказка. Также добро выглядит не совсем убедительно, когда его изображают в виде чуда, снизошедшего на грешника, который становится святым и всем начинает бескорыстно помогать. На мой взгляд в этом страшном и одновременно местами смешном фильме убедительно показана трансформация зла.