Вернойхен. Продукты и магазины

Федоров Александр Георгиевич
     1954 по 1957 год наша семья жила в авиагородке города Вернойхен, в ГДР (Германской Демократической Республике).

     Внизу нашего дома, в подвале, располагался гарнизонный продуктовый склад, куда мы с отцом ходили получать месячный продуктовый паек на всю семью. В паек входили всевозможные крупы, консервы, соленая треска.
Зачастую отец питался в офицерской столовой, которая располагалась рядом с местом его службы.
     Паек он не всегда получал, а брал за него денежную компенсацию. Помнится, делалось и так и этак, причин не знаю.

     Конечно, много продуктов, особенно замечательные вкуснейшие немецкие сладости – фруктовые и молочные  карамельки в пластмассовых коробках (это-то в середине пятидесятых годов!), длинные вафли в густом слое шоколада, или без него (300 грамм, отменная вкуснятина, которая покрывалась сверху сверху тонким слоем целлофана), покупались в гарнизонном магазине, который располагался прямо напротив нашего дома).

     А в немецких магазинах «под заказ» можно было купить все,  до канадской цигейковой шубы включительно, ведь граница с Западным Берлином  (зоной союзников СССР после второй мировой войны) в то время являлась открытой.
     Запомнились классические, сочащиеся жиром, толстые сосиски от Мутти (Mutti по - немецки мама). Так назывался небольшой частный немецкий магазинчик в самом городке Вернойхен. Они составляли в комплекте с пивом настоящее объедение.

     Замечательное немецкое пиво, (в небольших 350-грамовых бутылочках с многократно закрывающейся - открывающейся фарфоровой пробкой на проволочном рычаге), бралось отцом в обмен на пустые бутылки. С небольшой доплатой, целыми авоськами, на неделю. Оно выпускалось и светлое, и темное, а я получал свои такие же бутылочки с лимонадом.

      Рядом с нами располагалась солдатская столовая, в которую строем, с песней, ходили солдаты
(« Белоруссия родная,
Украина золотая,
Ваши светлые границы
Мы штыками, штыками оградим!»), а в последнее время пребывания в ГДР – под барабан.

      В окошке сзади здания, где разгружался хлеб, мы выпрашивали у хлеборезов ( солдат, который принимал, хранил и отпускал хлеб) ломти свежего ржаного хлеба от больших батонов (800 грамм), испеченных в пекарне, и куски сахара-рафинада.   
До сих пор во рту стоит кисло-сладкий вкус этого немудрящего, но ужасно вкусного дуэта.

      Там же, в Германии, я (а заодно и вся семья), впервые попробовал банан. Он попался мне в новогоднем подарке на смене 1954 года 1955. Я вытащил этот фрукт, который, кажется, не знал даже по названию, и откусил его вместе с кожурой. Естественно он мне не понравился, и я, раздосадованный, бросил его с лестничной клетки второго этажа нашего дома, где все мы тогда находились.   
      Выяснилось, что ни отец, ни мама тоже этот фрукт не пробовали, и меня быстро послали вниз. Банан я принес, мы его очистили, и каждый попробовал. Помню, что был он маленьким и зеленым. Реакция других не запомнилась, но мне банан не понравился и этом очищенном виде.


      Фото моего отца.
      На фото(слева направо,
      - отец, моя мама и я.
      И неизвестный мне
      офицер.