Шорец пригнал в Новокузнецк табун лошадей

Сергей Озеров Лунь
 
 В Новокузнецком художественном музее открыта фотовыставка Александра Арбачакова «50 оттенков лошадей»
 
Горячая новость: В Осинниках мужик привел на пятый этаж лошадь. А тут целый табун?!
 Я увидел лошадей словно в аквариуме. («Лошади в океане» Бориса Слуцкого: «Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.»)
Фотографии за стеклом, на стекле блики отражения других изображений, калейдоскоп бесконечных повторений и пространств.
 Ждал национального колорита, но в разговоре с Сашей выяснилось, что он сознательно убрал признаки шорского присутствия, как бы лошади вне времени. А мне больше всего понравилось фото с подвесным мостом, мостом не для лошадей, а для людей и на втором плане дело рук человека. Усть-Кабырза.
 А дело рук фотографа вовремя нажать кнопку, потом отобрать картинки, потом ждать последствия цветного принтера, потом развешивать на стенах музея.
 Изобразительные искусства всё таки прикладные, или на стену, или в альбом, или в книгу иллюстрацией. Конечно мы вспомнили музейную и дворцовую живопись, картины от пола до потолка, но ныньше картины уменьшаются до продажного формата, а фото увеличиваются от альбома до объектов дизайна.
 Забыл спросить Арбачакова, 50 фото, а стадо конечно меньше, простые рабочие, спахать огород, себе же привезти сено с покоса, а в тайге покосы официально зовут прокосами. А сколько стогов нужно лошади на зиму, это не Хакаская степь, а Горная мокрая Шория не потебенишь. Как некоторые туристические энтомологи объясняют Тебу от глагола Тебенить, то есть копытить снег, а снега два-три метра. Это я всё к тому, что шорская лошадь трудозатратное удовольствие.
 В речи перед публикой Александр Сообщил, что «50 оттенков» как бы провокация отсылающая к модным романам и фильму ( читали мы, но на 68-ой странице бросили, сентиментальная женская порнография), сказал, что в тюрских языках около пятидесяти мастей лошади, а по-русски всего восемь (тут я категорически не согласен),упомянул и о кентавре, о четверокопытном человеке, а можно было вспомнить и цивилизацию симбиоза с животным, она и работяга, и транспорт, и до сих пор мощность измеряется в лошадиных силах. Лошади – уходящая натура, как и шорцы. Для меня имя Шор случайно, назвали народ по одному роду отделённому в Хакассию. Спрашивал одного шорца, что значит Шор. Ответил – журавель! Был у меня пантюркизский конфликт с якутянками при сравнении их с шориянками.
 У нас на Тэбе всего пять с половиной шорца и загадка для меня, почему они не селились по долинам Усы и реки Теба? Как смешались дошорские племена, и почему тюркизмы в языке победили? И филологические огорчения, почему Камешок превратился в Камешек, имя посёлок получил по созвучию с шорской Холодной Скалой, почему соседний самодийский Борсуг, по-шорски Порсу- Моргу в превратился в Борсики, то есть Порсики (в шорском нет звонкого звука Б), а Тэбу в электричке объявляют через мягкое Е. Короче, в именах сплошное «тебенение».
 И как говорил наш Трибун, встала и пошла, и Все мы немножко лошади. Процитирую и себя: «… и женщин красивых как лошадей любить за упругость фигуры.» Это уже в преддверии Женского дня…

https://kuzpress.com.ru/culture/07-03-20…