Гетманы приходят и уходят

Юрий Баранов
С 1925 года  во МХАТЕ стали показывать пьесу М. Булгакова  «Дни Турбиных».  Она поставлена по мотивам его романа «Белая гвардия». Я смотрю ее и каждый раз, поражаясь   трагизму пьесы  и знанию автора политической обстановки, что сложилась  на Украине   в  1918 году.

 Не удивительно, ведь автор пьесы в ней рассказывает о самом себе, своих родственниках, и его друзьях, оказавшихся в центре тех событий. Один из них Николка, это родной брат автора, который в ходе гражданской войны примкнул к белому движению, а после ее окончания поселился в Париже. Это было время, когда в апреле 1918 года генерал П. Скоропадский на немецких штыках, создал новую Украину. Он назвал ее Украинская Держава и объявил себя гетманом.

В Германию пошли эшелоны  с  мясом и хлебом, а Киев и Харьков на несколько месяцев стали прибежищем российской элиты. 

Это стало возможно по результатам  Брестского мира, когда  немцы продавили в правительстве Ленина  обязанность  советской власти признать независимость Украины. Начался хаос гражданской войны.

Белая армия Л. Корнилова пошла  в свой знаменитый «ледяной поход» на Дон и Кубань, а в Малороссию  хлынул  поток русских, бегущих от красного террора. Среди них  было много  русских офицеров, которые хотели служить Украине, или просто найти новую жизнь своим семьям.

На Украине  начинают  действовать  три основные силы:  петлюровцы, большевики и  махновцы. Время гетмана Скоропадского закончилось, как только  в Германии произошла революция.   Немцы ушли к себе, а вслед за ними уехал    и Скоропадский. Пишут, что ему даже прописали  там пенсию.

 “Дни Турбиных” И. Сталин  ходил смотреть  с много раз.   Вождь сидел в ложе, спрятавшись за занавеской. “Турбины” сохранили Булгакову жизнь. Если бы его арестовали, спектакль пришлось бы снять.

 В финале пьесы игрался “Интернационал”, а сам спектакль
в  первый сезон  прошел 108 раз и пользовался большим  успехом, хотя из трехсот рецензий   на  него только три были благожелательными.

На фото: П. Скоропадский