Творчество Татьяны Лиозновой в контексте судьбы СС

Владимир Владимирович Залесский
Творчество Татьяны Лиозновой в контексте судьбы СССР. Культурологический очерк.


Слышен торжественный грохот барабанов (там-тамов). Выставляются божки, сделанные из красного и черного дерева.

Все полны внимания и восхищения.

Что происходит!?

Обратимся к радиопередаче.

Если я правильно понял, то - некая годовщина Татьяны Лиозновой.

Как же так вышло? Столько было безмерно талантливых людей, а СССР приказал долго жить?

Я ранее выдвигал версию: за Владимиром Богомоловым последовал Юлиан Семенов. Если Владимир Богомолов был человеком замкнутым, не стремившимся к контактам с высшими сферами, то Юлиан Семенов был не чужд приобретению недвижимости в Крыму, что требовало, согласно его биографии, благожелательного отношения многих высокопоставленных лиц.

Что интересно: Владимир Богомолов писал о реальных людях, а Юлиан Семенов создал образ идеального человека - Исаева.

Доказать то, что Юлиан Семенов следовал за Владимиром Богомоловым я документально не могу. Это всего лишь предположение, версия.

Но очевидно, что Татьяна Лиознова следовала - в известном смысле - за Юлианом Семеновым.

Снимать правдивые фильмы о реальных людях - например,  о судьбе руководителя СМЕРШ или руководителя космического проекта - слишком горькая правда бы получилась.

Или, например, снять фильм о судьбе Бадаевских складов в Ленинграде.

Идет наступление на Ленинград, кольцо окружения замыкается, или уже замкнулось. Фон Лееб рассматривает карту, анализирует ситуацию. В комнату заходит офицер штаба: "Установлено, что основные запасы продовольствия в Ленинграде сконцентрированы в Бадаевских складах!" Фон Лееб звонит в подразделение люфтваффе: "Приказываю разбомбить Бадаевские склады!" Через час Бадаевские склады начинают уничтожаться.

Перед этим фрагментом фильма дается другой эпизод. Лейтенант Редькин докладывает майору Андрееву: "Основной объем продовольственных запасов сконцентрирован в Бадаевских складах. Предлагаю рассредоточить запасы, разместить в подвальных помещениях!" Майор Андреев: "А если комиссия партийного контроля установит, что часть продовольственных запасов съели мыши,  и нас обвинят во вредительстве?"

Другой вариант: Важное высокопоставленное лицо читает рапорт майора Андреева о докладе лейтенанта Редькина, предлагающего рассредоточить запасы продовольствия. Но пора обедать. Важное лицо сидит в столовой и двадцать минут молча смотрит на свою жену. Тем временем слышен звук прилетевших самолетов люфтваффе. Эти самолеты бомбят Бадаевские склады.

Так или иначе Татьяна Лиознова о Бадаевских складах фильм не снимала, тем более, что никто за утрату запасов продовольствия (и за последствия) не ответил.

Не снимала она и фильм по роману Владимира Богомолова о СМЕРШ и о руководителе этой службы.

Но она сняла фильм об идеальном человеке, созданном воображением Юлиана Семенова. Этот идеальный человек был занят важным делом: он препятствовал заключению сепаратного мира между США и Великобританией, с одной стороны, и гитлеровской Германией, с другой стороны.

Может быть, нужно было упомянуть каким-то образом об Атлантической Хартии, подписанной президентом США Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем?

В этой Атлантической Хартии устанавливалось, что никакого сепаратного мирного договора (или иного мирного договора) не может быть заключено - до полного разгрома гитлеровской  Германии. (Немного позже СССР также присоединился к Атлантической Хартии).

Однако, если упомянуть об Атлантической Хартии, то фильм, снятый Татьяной Лиозновой по произведению Юлиана Семёнова, в значительной мере утрачивает своё обаяние. Вообще, утрачивается основная "пружина" фильма.

В общем, советская культура - во многих ее проявлениях - была интересным феноменом. Были в ней представлены и Владимир Богомолов, и Юлиан Семенов, и Татьяна Лиознова, и многие другие.

А пока мы можем отвлечься от культурологических размышлений и послушать торжественный грохот  барабанов (там-тамов) и насладиться видом божков, изготовленных из красного и чёрного дерева. Заодно мы можем поудивляться: почему так оно получилось - с СССР?


08 марта 2024 года 00:59


{ 3487. Творчество Татьяны Лиозновой в контексте судьбы СССР. Культурологический очерк. - 8 марта 2024 г.
MMMCDLVIII. The creative activity of Tatyana Lioznova in the context of the fate of the USSR. A culturological essay. - March 8, 2024.

Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского. }