Мечты, мечты

Лизон Белошива
    
    Мечты… Как они необходимы человеку! Как раскрывают они крылья и поднимают в небеса, предавши силы. Заставляют нестись  на встречу приключениям, опасностям, победам и свершениям!...
   Как… да, «как» многоликое слово. Не хотелось бы на нём застревать. Но всё же как… каким образом эти самые мечты появляются? Попадают  нам в голову? Причём проверено—чем эта голова пустее—тем им там удобнее.
   Конечно, мы можем увидеть или даже безотчётно ощутить  нечто высокое и прекрасное, а наша душа, ещё помнящая своё совершенное состояние, согласную, неразрывную гармонию со всем сущим, и, следовательно, с абсолютом, вдруг узнаёт отражение всего этого в данном объекте. Или на высшем уровне понять, что именно это будет способом для неё, вечной души,  достижения соединения, вновь слияние с вечным, нетленным, достижением изначального совершенства.  Через это и слияние в гармони с каждой частицей Великого целого и т.д. и т.п. и тыр-пыр, восемь чёрных вселенских дыр…
  Но чаще  бывает по-другому (так, кстати говоря, проще): увидел рекламу: «В этот сезон все на газон». А там дамочка с улыбкою во все тридцать два и её самец жарят барбекю. Обнимая ребёнка, так жёстко, что не вольно с ужасом посматриваешь на угли и шампуры…
   Или наоборот: на первом плане парень со  сноубордом в тугом, костюме, видимо оставшимся из коллекции для подводного плаванья.  Он сложив руки рупором кричит призыв всем катится к прогрессу. А на заднем плане гордые снежные горы… Красиво и понятно. Понятно, что рекламщики даже и не собирались пообщаться со знающими горы, а то слыхали бы слово «лавина». Даже если узревший плакат не любит снег и с детства боится высоты, но если его  голова достаточно пуста, а сам не равнодушен к общественному мнению или, скажем точнее: мнению общества, мечта уже в голову попала и шепчет: «Раз ты не лох и не хочешь быть плох, то должен быть похож на парня с плаката», или девушку с обложки или—что самое страшное—вся твоя семья должна быть похожа на этих вокруг барбикюшного костра, которые толи, смеются толи кровожадно скалятся. Надо! Образ образцово-показательной жизни показан и хоть это и совсем не твоя мечта, а никуда не денешься.  Хоть умри, а заживи как надо.
   На этом, собственно говоря, и построена вся американская цивилизация—на американской мечте. Сперва она вся укладывалась в русскую поговорку «не было ни гроша, да вдруг алтын». Потом стала укладываться в рекламный плакат с беленьким домиком. Таким же, как у всех соседей сразу, стоящем на идеальном газончике совершенно одинаковым на всём протяжении от порога до забора и совершенно одинаковым со всеми соседскими газонами. Заборы тоже у всех как из одного сплошного штакетника. И на всём этом типовом пейзаже сидит, совершенно типовая американская семья с американскими улыбками—оскалами. Рекламируя…  всё что угодно.  Так может выглядеть рекламный плакат любой продукции. Под эгидой культа семьи у них прокатит всё, что угодно, начиная от мяса для барбекю, работы в банке, белых штанов, старых вин или новых надгробий! А что вы удивляетесь? Зелёный газончик, беленькие одинаковые домики, рядом часто цветочки. А тут ещё и оскалы с зубами в огромных ртах—ассоциация вполне тянет на аналогию c кладбищем. Типовым идеальным европейским и американским кладбищем, куда из одинаковых домиков с газончиками все переселяются  под одинаковые надгробия и газончики. И вот вам картинка их  благополучия, на которое все берут в долг друг у друга.  Т. е. система кредитов, которые они постоянно берут.  И за которую, в конечном итоге расплачиваться приходится  то одному, то другому маленькому государству, которому они совершенно безвозмездно навязали свою мечту.
   Я это говорю к тому, что чужая мечта—штука опасная.  А преследует нас почти всегда и повсеместно. Начинается с того, что все девочки должны прыгать на скакалочке, боятся лягушек,  а мальчики лазать по заборам и ловить лягушек. Уменье штурмовать забор способно сократить время. Которого, у творческих людей всегда не хватает. А  гуманное наблюдение за живой природой полезное и достойное времяпрепровождение.  Но матушки, застукав дочерей за этими занятиями в ужасе! Им  вбили в голову мечту о дочке в розовых воланах. Переоденьте человека в брюки-- и все довольны! Но ведь они мечтали о принцессе с бантиками! Бывают и папаши, обеспокоенные, тем, что сыновья  в школе некого не лупят. Они же мечтал вовсе не о вдумчивом, спокойном человеке, а о герое какого-то кино.  Чёрт знает, что подсовывают людям в качестве детей!
   Помните в девяностые годы «все должны быть бизнесменами!». Потом выяснилось, что  не все могут, неприятности в разном размере очень многие нажили (из тех, кто выжили), потом оказалось, что «все должны быть  верующими» только вот беда –веры оказались разные. «Каждая девушка должна быть 90-60-90», «каждый парень должен иметь кучу  девушек 90-60-90», «каждая женщина должна мечтать стать домохозяйкой при своём хозяине» и прочее и так далее… А что далее? «Я должен полюбить чипсы—это круто» « Я должна быть в восторге от этого фильма—он про любовь!», «А я от того фильма—он для интеллектуалов» «А я от  того со странным названием—типа я тинэйджер».  в лучшим случае всё кончится двумя часами здорового сна в прохладной темноте под хруст попкорна или тех же чипсов и нетактичный вопрос соседа: «Извините, вы не помните, чем там у них всё кончилось?» « Ну, типа, вроде, как бы якобы…» « А всё. Спасибо. Всем фильм  посоветую.»  А в худшем—удастся уверить себя в том, что мыло-драмма или фальшивая игра в талант на экране—это и есть искусство вашей мечты! А прорекламированная жизнь или стиль жизни -- норма.
   При этом я не говорю, что мечтать, желать что-то материальное это уж совсем плохо. Если тебе это надо, и ты это зарабатываешь честно, и не делаешь это единственным смыслом жизни  то всё в порядке!
   Ещё давным-давно один немецкий философ сказал, что одно из главных преступлений капитала является отделение производителей от того, что они производят—от товара. Людей труда от результатов их же труда. Так, что современный несун и подрабатывающий под шумок станков на производстве – борцы за справедливость.
  Социализм отделял производителей не от товара, а от денег, которые они зарабатывали. Вместо этого все, кто честно работал, (а за одно и остальные) получали оплату в виде социальных благ. Не стоит сразу  улыбаться, подумайте-ка лучше об этом: в виде бесплатного и очень хорошего образования—благодаря ему многие, кто сейчас на западе и на востоке хулит свою страну, получили  там высокооплачиваемые должности. И получают там сейчас оплату за знания, оплаченные здесь трудом  нескольких поколений.  Транспорт был не бесплатным,  но очень дешёвым. В т.ч. и знаменитые Московское и Ленинградское метро – последнее самый глубокий в мире и одно из самых красивых в мире же. Теперь же рост цен на проезд, как у молодого бамбука -- быстрый и постоянный. Как и на билеты в кино и театр. Было приемлемое по цене  жильё или выдаваемое в порядке очереди, пусть  ползущий со скоростью старательной улитки.  Правда, конечно, тем чьи достижения печатали в газетах на всю страну перепадало больше. Тем, чьи достижения прятали от всей страны тоже, но и простым работающим всё ж чего-то доставалось.  Причём гарантированно и постоянно.
  А при капитализме в любой стране постоянным и бесперебойным является только создание грёз и мечт, о грядущих кренделях небезызвестных, что бы, уговорить лучше, но  главное быстрее  потребителей чужих мечтаний работать, что б произвести больше того, из-за чего стремятся лучше и ещё быстрее работать другие. Большую часть навара с этого кипения получат, разумеется,  те, кто эту бизнес-кашу заваривает. А что б люди не уставали все те блага, за которые они бьются и которые производят, в режиме он- лайн на их глазах получают те, кто большей частью производит задачи и задания и транслируют их через телеэкран или производственный-торговый план. Т. е.  людей труда при нынешнем капитализме отделяют и от результатов их труда и от денег. Так во всех странах, кроме тех, кто приспособился жить за счёт других стран. Колониальные империи были тому ярчайшим примером.
  Но век не стоит на месте, и появилась новая модель: те, кто придумал мечту, за которую готовы платить, сам живёт в другой стране и тратит деньги, заработанные дешёвым трудом, тех, кто приезжает из других стран в их страну, и увозит из этой страны львиную долю зарплаты к себе.  Приезжают, мечтая о больших деньгах на большие дома, машины и роскошные свадьбы. Главная мечта—чтоб дом был выше, чем у соседа, павлинов и гостей на свадьбе больше чем у родственников, а главное, что б потом всем этим хвастаться перед всеми. Даже перед хозяевами страны, куда приехали.  Например,  перед русскими, которых они в нашей же стране,  общем и целом рассматривают в лучшем случае, как досадную необходимость, в худшем—как деревья выросшие на просеке. Вероятно, по этому многие из них орут разговаривая, как в лесу…
  Но какая разница перед кем хвастаться? Если похвастаться-- это мечта. А то, чем хвастаются, уже может стать мечтой.
  Как я уже говаривала, выше, чем пустее голова, тем легче её забить чужими мечтами, даже мечтами чужого народа.
 По этому, мне думается, хорошим  противоядием от чужих мечтаний-паразитов является чаще думать, больше узнавать других и даже себя. И, как не странно –учиться. Любое обучение систематизирует знание и отвлекает от… Что это меня опять отвлекает? А, «Только сегодня… до конца месяца… только для вас если у вас в дате рождения есть цифра «1»… успейте сэкономить…» Пойду –ка выключу рекламу!