Корсиканец. Ч. 2. Глава восьмая

Дмитрий Плаксиенко
Глава восьмая
Наполеон с войском отправляется в Египет

После окончания похода в Италию молодой дивизионный генерал поначалу занялся решением личных вопросов: он женился на Жозефине, хотя эта женщина говорила следующее:
- Давай останемся просто друзьями!
- Пожалуйста, не отвергай меня, ведь я так тебя люблю! – отвечал Наполеон.
- Да, но мы пока не можем быть вместе! – возражала Жозефина. – Нам сперва нужно поправить свое материальное положение.
- Не волнуйся, дорогая! – сказал Наполеон. – Скоро я стану выдающимся человеком, и многие проблемы решатся сами собой.
- Я тоже в это верю – ответила молодая женщина. – Но на это нужно время.
- Чего-чего, а времени у меня много - ответил молодой генерал. - Ради достижения цели я готов ждать хоть целую вечность.
- Да уж, тебя не переубедишь – сказала Жозефина. – Поступай как знаешь, желаю тебе удачи.

Он поначалу очень страдал от того, что нельзя сделать эти отношения более серьезными, но потом решил все же завоевать сердце непокорной уроженки Мартиники. Для осуществления этой цели он решил совершить поход в Египет, дабы к тому же еще угрожать владениям Великобритании в Индии. Все это должно было поспособствовать росту его личной славы и удовлетворению его высоких амбиций стать величайшим полководцем в мире.
Для начала он принялся тщательно отбирать личный состав будущего экспедиционного корпуса. Поначалу он отбирал офицеров, которые, в свою очередь, должны были выбирать солдат на более низких уровнях. Осуществлялось это таким образом, что он вначале просматривал личные дела каждого из кандидатов, а потом говорил, например, следующее:
- Этот человек зарекомендовал себя как храбрый, дисциплинированный и рачительный офицер. Рекомендую взять его с нами в поход.
И то же самое происходило на более низких уровнях, так как Наполеон стремился отбирать личный состав будущей армии по своему образу и подобию, и он таким образом сумел набрать около сорока тысяч отборных солдат и офицеров. Благодаря развитой со временем феноменальной памяти он знал почти каждого участника будущей экспедиции в Египет и имел четкое представление об их достоинствах и недостатках: про одного он, например, знал что тот храбрый, но любит выпить, про другого – что тот умный, но быстро устает. Солдатам и офицерам было очень приятно, что командующий проявляет такую заботу об их персоне, и вследствие этого они были готовы последовать за ним и в огонь, и в воду. Словом, Наполеон был очень доволен своей отобранной армией и уверен, что с такими бойцами он сможет добиться великих побед.
Закончив отбор войск, молодой генерал наладил снабжение оружием, боеприпасами, продовольствием и вещевым имуществом. Он создавал такой колоссальный запас средств для ведения войны, что его могло хватить на один год с излишком, остальное же он планировал получать в завоеванной стране. Также он составил подробнейшие карты будущего театра военных действий, которые помогли б его армии хорошо ориентироваться во время довольно непростого похода. Что касается вещевого имущества, то Наполеон велел спроектировать и пошить такую униформу, которая могла быть рассчитана на жару в тридцать градусов.
Следующей проблемой, которую принялся решать молодой генерал, был вопрос британского флота. Поскольку тот крейсировал в Средиземном море, то следовало отвлечь его внимание и вынудить расположиться в другом месте. Для осуществления этой цели Наполеон попросил Барраса о следующем:
- Господин директор, для успешного осуществления моей кампании необходимо сделать так, чтобы английский флот переместился из Средиземного моря в другое место чтобы там ожидать нашей высадки. Для этого я прошу вас инсценировать подготовку в Бретани флотилии, которая, согласно моей легенде, должна высадиться в Ирландии дабы поддержать тамошних повстанцев против британской короны. Я вас уверяю, что едва будет пущен слух об этом, как все препятствия для высадки в Египет тут же отпадут.
- Хорошо, господин генерал, я сделаю это – пообещал Баррас. – В дальнейшем можете ни о чем не беспокоиться.
Вскоре Наполеон со своей армии стали грузиться на корабли в бухте Марселя. С моря дул благоприятный юго-восточный ветер, и корабли благополучно покинули Францию. Пока они плыли, легкие вздымающиеся волны плюс свежий морской воздух, которым дышали члены экипажей, создавали ощущение приятного покачивания для всех членов экипажей кораблей. По мере отдаления кораблей от берега все больше казалось, что кругом вода, а землю все не видно и не видно. Зато было слышно пение чаек, стоит заметить, что оно было очень красивое и убаюкивающее слух. И вот французы доплыли до Мальты – острова, который на тот момент контролировался англичанами. Наполеон не захотел оставлять у себя в тылу такой форпост противника и поэтому приказал своим войскам:
- Приготовиться к высадке! Мы возьмем остров штурмом!
Едва он это сказал, как тут же его приказ передался молниеносно по всем французским воинским частям: солдаты пошли на штурм и, пользуясь своим колоссальным численным превосходством, захватили остров за сорок минут. Наполеон вскоре вошел в резиденцию английского военного губернатора и приказал следующее:
- Поднять наш флаг! Объявляю этот остров владением Французской республики!
Что тут же и было исполнено. На острове же экспедиционный корпус нашел дополнительные запасы припасов для своего обеспечения: там было обнаружено 90 пушек калибра 88 мм, 327 ядер к ним, 13218 ружей, 160 кг сена для лошадей и 115 седел к ним же. Словом, французская армия смогла еще лучше обеспечить себя.
В этом месте Наполеон сделал для себя первые шаги в сфере государственного управления: мальтийцам были обеспечены равные права всех перед законом, их признали гражданами Франции. Также была введена свобода печати, отменены феодальные повинности, в городах и селах Наполеон намеревался создать начальные школы, а Мальтийский университет – переименовать в Политехнический с возможностью преподавать там естественные науки.
Забегая несколько наперед, скажу, что стоило Наполеону покинуть остров, как в сентябре 1798 года вспыхнуло восстание против французской власти, которое привело к капитуляции остатков французского гарнизона 5 сентября 1800 года. Сейчас же Наполеон видел, что власть его прочна как никогда: Однако, несмотря на успех на Мальте, Наполеон понимал, что его целью было все-таки не захват острова, а высадка в Египте, чтобы ослабить влияние Великобритании на Востоке. И теперь, когда французская армия была готова к дальнейшему походу, Наполеон направил свои корабли в Египет.
Он с войском прибыли туда спустя две недели, а корабли высадились в заранее запланированном районе близ города Александрии. Едва осуществив это, Наполеон и его экспедиционный корпус принялись активно продвигаться по стране, постепенно занимая ее населенные пункты и всюду вводя опробованные в республиканской Франции порядки.
Что касается самой территории Египта, то она формально принадлежала турецкому султану, фактически же ею владели мамлюки – влиятельные феодалы, платящие своему суверену определенный размер дани. Местное население – арабы – занималось торговлей или отрабатывало феодальные повинности( большая его часть ). И хотя Наполеон, едва вступив в Египет, заговорил о полном освобождении местного населения от гнета со стороны местных властителей, оно принялось чинить французской армии различные формы сопротивления – уничтожать колодцы, убегать в панике из домов. Все это достигло такой степени, что Наполеон выпустил следующее воззвание для местных жителей:

«Уважаемые египтяне! Я – Наполеон Бонапарт – прибыл сюда не как ваш враг, а как человек, который способен защитить вас от тирании мамлюков. Я пришел сюда, чтобы освободить вас от угнетения и дать вам возможность жить в мире и процветании. Моя цель – не завоевание, а помощь в вашем освобождении. Именно поэтому я призываю вас оказать нашей армии всяческую помощь. Помните, что мы не против вас, а против ваших угнетателей. Присоединяйтесь к нам и давайте вместе создадим новое будущее для Египта!

С уважением,
Наполеон Бонапарт.»

Но местные жители весьма скептически отнеслись к воззванию молодого генерала: тем более что тот, едва заподозрив жителей одной египетской деревни близ Каира в убийстве своих солдат, приказал подвергнуть ее жестокому наказанию. Однако, поскольку египтяне одновременно боялись и уважали молодого завоевателя, ему удалось обеспечить себе сравнительно безопасный тыл.