Санта-Барбара вселенского размаха. Индийский сериа

Гедеон Янг
#кинообзор, #Индуизм, #мифология, #Болливуд, #история_религии, #культура_Индии, #астрология, #индийское_кино, #холизм, #Сатурн, #нравственность, #психология

Поскольку сегодня у нас МахаШиваРатри, а Шани имеет некоторую связь с Шивой, то вот держите старенький (один из первых, 5,5 летней давности), но хороший кинообзор сериала. Был опубликован на Портале Кредо.пресс, но как и многое оттуда, нынче недоступен.

Как, откуда и почему появилась Справедливость, Судьба и Закон Кармы/
Популярная энциклопедия индуизма в формате сериала

В сегодняшнем эпизоде - ознакомительный экскурс в индийскую культуру и религию в обзоре мифологического сериала «Шани Дев»
Американская «фабрика грез» давно и успешно эксплуатирует мифологическую тему. Помимо традиционных библейско-христианских сюжетов («Исход», «Ной»), с некоторых пор сценаристы и продюсеры взялись с разной степенью творческого и коммерческого успеха экранизировать и языческую мифологическо-религиозную тему. Мейнстримом шла древнегреческая мифология - «Война богов», «Геракл» и «Геракл. Начало легенды», «Битва Титанов», «Гнев Титанов», а параллельно осваивались мифологии других народов и культур, и вполне успешно. В первую очередь это три серии блокбастера «Тор» о скандинавском Боге грома и молний, спасающего мир на территории современной Америки, пусть и в формате экранизации комикса от монополиста и законодателя жанра Marvel. Египетская тема, поначалу разработанная в фэнтези-проектах - трилогии «Мумия», тетралогии «Царь Скорпионов» и других, также была реализована в блокбастере с незамысловатым названием «Боги Египта» – этот, условно «языческий» кинематографический кластер мы рассмотрим в одном из следующих эпизодов.

Голливуд пока не добрался лишь до традиционной индуистской мифологии – а ее, слава богам, успешно эксплуатирует Болливуд1 - фабрика грез индийских. Помимо этого крупнейшего индийского кинематографического магната, есть и другие студии, сопоставимые по масштабам, но более мелкие, не столь известные за пределами Индии. То, что Голливуд еще не «замарал» «священных индийских коров» своими общечеловеческими ценностями, одновременно и хорошо и плохо.
За редким исключениям «форматного» кино типа «Бахубали», открывавшего в прошлом году неделю индийской культуры, большинство кинопродукции этого типа практически не попадает на большой экран. В первую очередь из-за «испорченной репутации» индийского кино, на котором, помимо отечественного, выросли и старшие поколения россиян. Его характерные, типические недостатки – чрезмерная затянутость фильмов – от двух часов и выше, и тем более сериалов, по несколько сотен серий. И классическая, прямо-таки хрестоматийная эмоциональность, наряду со «слезливо-сопливостью» и заполняющая в значительной степени столь продолжительный хронометраж.
Помимо этого, и сквозная «религиозная» тема - причины того, что сериалы эти озвучиваются вручную энтузиастами-любителями и доступны только в Интернете – официальные телеканалы, такие, как «Индийское кино», их не покупают.

Не стали исключением и сериалы, основанные на священных писаниях, эпосе и мифологии, и посвященные богам индуизма и героям сакральной истории. Их продолжительность также начинается с одной сотни серий и больше – но стоит заметить, что в отличие от тех же голливудских сериалов на «светские» темы, сериалы «мистические» - «Сверхъестественное», «Гримм», «Говорящая с призраками» исчерпываются несколькими – в пределах десятка – сезонами и несколькими десятками серий.
Первенство среди индийских «мыльных опер» пока держит «Бог богов Махадев» (более 800 серий), экранизация «Махабхараты» - 267 серий, «Махакали» - 95, «Будда» - название исчерпывающе красноречиво, насчитывает 108 – каково число! - серий. Наконец, на федеральном телеканале «Культура» вот уже два месяца транслируется новая экранизация «Рамаяны» - «Сита и Рама», дорогой, красивый и сделанный на заметно лучшем, превосходящем все ранние подобные работы уровне. Но при том сказочно-пасторально идеалистичный, «розово-пушистый» до приторности, как те же индийские сладости. Однако не стоит забывать, что эта чрезмерная многосерийность индийской продукции объясняется не только особой пристрастностью индийской натуры к долгоиграющей «жвачке», но и поистине неисчерпаемой на смыслы, образы и сюжеты сокровищнице индийской культуры.

Почему я взял для обзора именно «Шани Дева»?
Стартовавший больше года проекта назад насчитал на сегодняшний день 246 серий, и хотя сериал вроде бы завершен, фанаты надеются на продолжение.
В последние годы культ Шани в Индии достиг таких масштабов, что вызывает раздражение ортодоксов-брахманов, что, вероятно, послужило одной из косвенных, а то и основных мотиваций создания сериала – необходимая зрительская аудитория уже существовала.
Для интересующихся же индуизмом чуть более, чем рядовой зритель, просто симпатизирующий Индии, но менее профессионала-индолога сериал в популярной и легкоусвояемой форме демонстрирует процесс генезиса и развития одной из древнейших мировых религий, в частности, отметившимися столь популярными в массовом сознании и современной культуре тэгами-мэмами «карма», «нирвана», «аватар», «сансара», «гуру», «мантра».
Да и качественно «Шани Дев» заметно лучше ранних сериалов того же мифологического кластера, того же «Бога богов Махадева».

По западной классификации сериал (как и вся продукция этого типа) попадает в категорию «фэнтези» (а также «религия», «триллер» и «драма»). По своей сути – несомненный постмодернистский продукт. Хотя сюжет и основан на средневековой Сканда-Пуране2, благодаря чему зритель погружается не то что в «седую древность» - в буквальном смысле в «доисторические времена», основная сюжетная линия – личностный рост и становление, духовное восхождение на примере центрального персонажа – Шани показана и осмысляется глазами современного человека. А основная (и, полагаю, важнейшая для сентиментального зрителя) драма сериала – неестественная, гипертрофированная привязанность Шани к своей матери, ради которой он готов пожертвовать буквально всем, хоть собой, хоть всем мирозданием. Этот материнский комплекс с отчетливыми признаками его первичной, уроборической стадии Шани мало-помалу (то есть растянуто и обильно смазано «слезами-и-соплями» в типично индийском стиле) преодолевает, подавая пример гармоничной, хоть и хлопотной индивидуации. Помимо того, можно сказать, что Шани своим чрезмерным и безграничным почитанием матери олицетворяет и пресловутый феминистский бунт против тотальной патриархальности, реликты которой все еще во многом довлеют в современной Индии.

Действо зачинается в праисторические «времена» - на заре творения мира, когда людей еще не было (точнее, их по ходу развития сюжета боги создают), а фоном служит междуусобная, братоубийственная война между «богами»-дэвами и их ближайшими родственниками «демонами» - асурами. В разгар очередной кровопролитной стычки Шива, как один из Верховных Богов Тримурти, решает породить нового дева (бога), олицетворяющего справедливость, ее воплощение – Шани (буквально значит – «не спеша»).

Шани – так называемое планетарное Божество, «персонификация» планеты Сатурн.
В индийской культуре астрология имеет весьма важное значение, и в повседневной жизни индусов играет роль значительную – да и на западе, и в России в том числе становится все более популярной. И в отличие от современной западной астрологии, джйотиш, или буквально «наука Света» - органичная и неотделимая часть индийского образа жизни, мышления и мировоззрения.

Мурти Шанидева
Юный Шани уже двенадцати лет от роду мудр не по годам, и куда более трезво и здраво смотрит на вещи, чем его по сути формальный, «биологический» отец – бог Солнца Сурья. Прямо таки «дитя индиго», если бы так можно было назвать «ребенка» божественной природы. Но он переживает конфликт между «встроенным» чувством вселенской, божественной справедливости, и сильной привязанностью к матери. Здесь наглядна амбивалетность специфически индийская – с одной стороны, чрезмерная патриархальность индуизма, воплощенная в Сурья деве и всем устройстве небесного общества, и ярко выраженная почтительность именно к матери, как дающей жизнь, на фоне общего почитания родителей и предков. Впрочем, этот диссонас Шани довольно успешно и быстро преодолевает.

На его выпяченно идеализированном фоне остальные персонажи принижены и выглядят зачастую карикатурно.
Всей «расе богов» свойственна преувеличенная, гипетрофированная маскулинность, даже мачизм.

Главные действующие лица – прямо таки пособие для начинающего «ведического» психолога, настолько ярки, характерны и запоминаемы их хрестоматийные, а нередко и анекдотичные образы.

Сурья дев, или же бог-Солнце – анекдотический альфа-самец, постоянно орущий о своей роли и значимости для всего мироздания и порядка вещей, по отношению же к родным и сородичам он ведет себя как недалекий самодур, который, по меткому выражению «царя богов Индры», «думает уже после того, как сделал». Своего родного сына – будущего Шани, он невзлюбил сразу после рождения, поскольку тот недостаточно для сына самого бога Солнца сиял, да еще и посмел затмить его собственный блеск, «бросил тень на своего отца».

«Царь богов» Индра – страдающий непомерной манией величия хитрый интриган, смертельно ненавидящий «демонов» и их предводителя Шукрачарью. Он настолько одержим собственным статусом, что чаще всего говорит о себе с подчеркнутым пафосом – «Я, царь богов Индра!». В целом Индра в преувеличенно-карикатурном виде вполне соответствует своему образу в позднем пураническом индуизме – властолюбивому похотливому хитровану, не гнушающемуся ложью, гнусностями и подлогами ради достижения своих целей. Боги под его водительством постоянно дурят, наебывают и кидают наивных, легковерных и простоватых «демонов».

«Демонами» правит Шукрачарья (божество Венеры). Незнакомых с восточными традициями это удивит, но в силу уже отмеченной патриархальности индийской культуры все основные роли в ортодоксальной мифологии индуизма играют мужчины, включая и планетарных божеств таких «женских» планет, как Венера и Луна.
Шукрачарья показан по контрасту с Индрой дремучим и наивным колдуном-«чернокнижником», но искренне верующим и преданным Шиве. Сами демоны, также в противовес богам – злобные и кровожадные недалекие безкультурные твари, у которых одно удовольствие – убивать и пожирать мясо, усатые-волосатые, прямо-таки заросшие неандертальцы в шкурах и с копьями.
Обитель демонов, преисподняя – темная и грязная пещера тех самых «неандертальцев».
Боги, напротив, гладко выбритые-вымытые-ухоженные и сияющие обитатели райских дворцов, утопающих в изумительных садах, купаются в серебре-злате и прочей роскоши, свято чтут Дхарму и отбиваются от оголтелых асуров.

У «богов»-дэвов тоже есть свой «учитель» - и это сам Брихаспати (планетарное божество Юпитера). В индийской традиции Гуру - одно из его имен – олицетворение самого принципа духовного учительства, мудрости, наставничества, а также религиозного священства. Например, как Далай-лама, Папа Римский или Патриарх Кирилл в нашем с вами «реальном» мире.
Однако на фоне властного своенравного Индры Брихаспати выглядит жалким стушевавшимся и бесправным придворным попом с выражением лица провинившейся и побитой собаки, лишь де-юре сакрализующим авторитаризм самодура Индры. Противоборство возглавляют именно Индра и Шукрачарья, а концепция закона кармы находится еще в стадии разработки – потому и потребовался новый специальный бог - Шани.

Сама Триада-Тримурти – Брахма, Вишну и Шива в своих преимущественно статичных позах напоминают поначалу заживо закатанных в воск жертв маньяков из фильма «Дом восковых фигур». Четырехголовый Брахма – прямо таки заложник своего положения, деистичный демиург – сотворил когда-то Вселенную, а теперь вынужден сидеть весь остаток своего дня (миллиарды земных лет), в одной позе. Вишну доставляет своей многозначительной ухмылочкой, но особенно неестественно синюшным цветом тела. Более всех активно вмешивается в мистерию сюжета Шива, но судя по сюжету, Шива все же приоритетное божество из Трех – именно к нему как к Высшему Божеству взывает Чхая, к нему на поклон приходят Индра с Шукрачарьей, как к высшей инстанции и безоговорочному авторитету все апеллируют к Махадэву. В «статичном» же режиме лицом Шива (или, вернее, играющий его актер) напоминает усталого от жизни грустного алкаша, и даже редкая улыбка производит впечатление вымученной.

Особо забавляет «божественный мудрец» Нарада Муни, преданный почитатель Вишну-Нараяны. Не расстающийся никогда и нигде со своей виной (струнным музыкальным инструментом), помимо музыкальных дарований, обладает еще и всезнайством, благодаря своей способности к телепортации. Веселит его блаженная улыбочка, многозначительные гримасы, невольно, но настойчиво наводящие на подозрения в неоднозначной гендерной идентичности. Прямо-таки священный блаженный трансвестит.

Первый (для Шани – старший) сын бога Солнца Яма – типичный подросток в апогее возмужания и полового созревания. Грубо и топорно копирует «альфачество» папочки, оскорбляя, унижая и даже нападая на собственного младшего брата – с которым и сам папа справится не может. Сестрица его Ями тоже, очевидно, «созрела» - растет грудь, накрашены губки, похотливыми гримасками и смазливо-****ским личиком. Это пролог к дальнейшему развитию событий – сестра в будущем, согласно писаниям, попробует склонить брата к инцесту. Яма в впоследствии станет Дхармараджей, а потом и Богом Смерти и загробного мира – Ямараджей, а пока он еще взрослеющий и борзеющий юнец, «золотая молодежь» сообщества богов.

Прекрасен Раху – один в один индуистский Локи, многоличный бессмертный трикстер, хитрец, обманщик и провокатор. В астрологии Раху и Кету – т.н. «лунные узлы», фиктивные точки, в которых происходят солнечные и лунные затмения, что и показано в сериале – натуральное помутнение рассудка всех, включая Солнце и Луну.

Нельзя не отметить и пуританское изображение Кали, усмиренной Шивой – вопреки классическому виду разъяренной богини, изображаемой обнаженной, в юбке из отрубленных рук и ожерелье голов, на нее авторы напялили таки чоли (индийскую блузку), прикрыв грудь, а уж про грубейше нарисованный третий глаз… все, все, молчу.

Одним словом, вся палитра всевозможных «человеческих, слишком человечески» качеств, эмоций, слабостей, достоинств, недостатков, характеров. И как раз «просто по-человечески» жалко мать Шани. Чхая - образец материнской заботы и самопожертвования «виновата уже тем», чем является – всего-то клоном «настоящей» супруги Солнца Санджи. Последняя создала свой «дубль» для выполнения супружеских и материнских обязанностей, сама же удалилась для совершения аскезы. Чхая – между «множества огней» – днем воспитывает детей своего «оригинала» Санджи, ночью под видом «поклонения Богу» спешит в джунгли позаботиться о Шани. Вот уж поистине настоящая мать-героиня, не обладающая при этом собственной личностью – сам смысл ее существования в рождении и воспитании Шани. Что неизбежно подводит к вопросу – а что и как тогда одухотворяет, животворит ее клона Ччайю? Есть ли у нее душа? Или достаточно божественной воли Махадева?
Здесь мы уже приблизились к столь любимой многими псевдоученым фриками, неоиндуистами и сочувствующими им фанатами «ведической культуры» тему древних мистических и сверхъестественных достижений и артефактов мифической праистории. Летающие корабли виманы, чудодейственные эликсиры вечной жизни, «философские камни», исполняющие желания, «ядерное оружие древних ариев» брахмастра, телепортация, ясновидение – эти и многие другие феномены мы еще увидим.

Несмотря на очевидную «прошиваитскую» ориентацию сюжета, перевод и озвучка выполнены самыми активными и пассионарными «русскими хинду» - вайшнавами, или «неокришнаитами-прабхупадовцами». Именно благодаря Свами Прабхупаде, основавшему в США Международное Общество Сознания Кришны, ИСККОН, с индуизмом и индийской культурой познакомились многие «белые люди». Кришнаиты переводят и озвучивают большинство других мифологических сериалов, упомянутых ранее.
Их конфессиональная принадлежность, несмотря на старания и опыт диктора, вылезают иногда в специфических именно для ИСККОНа жаргонных словечках и оборотах, например «я заронил в уме Шани семена обиды»; «власть должна создавать МЕНТАЛИТЕТ страха»; «Агнидев, сегодня ты должен показать Шани свой самый ужасающий АСПЕКТ», «МОЙ УМ посетила мысль». Ключевой элемент кришнаитской теологии – понимание Кришны как «Верховной Личности Бога» более всего отразился на переводе, словечко «личность» повторяется про многу раз в каждой серии «..ЛИЧНОСТЬ, которую встретишь на Кайлаше, не может быть обычной ЛИЧНОСТЬЮ» и т.п.

Хватает и просто мелких «косячков» - оговорок – например, Яма, в очередной раз наезжая на Шани, изрекает: «Есть такие ЛЮДИ, у которых нет ни обязанности, ни ответственности», или Чхайя – «Я молила БОГА, чтобы с моим сыном ничего не случилось». Какие ЛЮДИ, какого БОГА, если только боги и демоны пока, на тот момент, и существуют? Но в целом перевод и озвучка вполне приемлемы – видно, что люди опытные и старались, и конфессиональной ангажированности особо незаметно.

Неоспоримая чрезмерность и затянутость этого и подобных мифологических проектов на мой взгляд, компенсируется не только и не столько пристрастностью среднестатистического индийца, или даже индианки к «мыльным операм». Не стоит забывать и естественную, органичную для рядового индуса религиозность – ведь история Индии не знала трагедий, подобных русскому расколу 17 века или государственного атеизма и жесточайших религиозных гонений века прошлого. А уж для почитателей любого из индуистских богов, включая и западных адептов – просмотр сериала сродни религиозному долгу. Да и какие, прости Господи, санта-барбарские ничтожные разборки сравнятся с ДОисторической драмой поистине вселенского размаха?
И помимо упомянутой целевой аудитории, этот и другие сериалы вполне могли бы составить достойную конкуренцию засилью голливудской продукции не самого лучшего качества и с точки зрения киноискусства, не говоря уж о подспудно внедряемых морально-нравственных и духовных ценностях, о деградации которых очень модно и политически выгодно громогласно сотрясать нынче воздух. Тем более, что ничего хоть сколько-нибудь стоящего «скрепопредержащие» предоставить в качестве альтернативы не в состоянии. Отечественное массовое кино в абсолютном большинстве своем прискорбное и убогое зрелище, а уж достойное с художественной точки зрения «православно-патриотическое» отсутствует вовсе.

Голливудская продукция поднялась до невообразимых для российской и индийской кинематографии высот технического совершенства. С другой стороны, глубоко и плодотворно переосмыслив основные сюжеты западноевропейской культуры, настолько, что давно уже преодолены штампы и шаблоны иудеохристианского мировоззрения – преодолены де факто. Но в действительности даже в самых глубоких образцах культурной, в том числе и кинопродукции нет-нет, да и скребнет по кафельному полу небоскреба хтоническое копытце Пана, в зеркале на миг отразится истинный, дьявольский лик дружбана-коллеги, в роскошной шевелюре эффектной блондинки отчетливо проступят рожки, а сердце главного героя и, как обычно, спасителя человечества внезапно сожмет ледяной хваткой комплекс первородного греха. Многотысячелетняя восточная, и индийская в частности, духовная культура велика и богата, и при том пока еще свободна от этих «достижений» западной цивилизации. Достаточно и нескольких серий для разрушения искусственно насаждаемых мракобесами и бесогонами от «патриотизма» и «православия» стереотипов о якобы дремучем и кровожадном индийском (как и любом другом) «язычестве».
Причем в этом, как и других подобных, сериале каждый найдет что-то свое. Привыкшие шаблонно мыслить и судить готовыми стереотипами увидят лишь очередную бесконечную мылодраму на основе индийских сказок. «Домохозяйкам» и «бабкам» в самый раз. Любители индийского кино и культуры, как и просто интересующиеся, прикоснутся к волшебному миру Древней Индии, с ее культурой, обычаями, ритуалами, моралью и духовностью. Почитатели индийских богов, независимо от происхождения, да и богов как таковых, обретут очередную многосерийную души усладу. Если неотменные пока составляющие индийского кино пропустить мимо, не выплескивая с водой и ребенка, несложно углядеть и главную, хоть и сокрытую от поверхностного взгляда непосвященных сюжетную линию. История Шани – метафора духовного пути ищущего, преодолевающего в первую очередь самого себя, свои ограничения, недостатки, несовершенство, и раскрывающего всю полноту своего божественного потенциала, как для себя самого, так и для всех окружающих.

_______________________

1. Болливу;д — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф. Однако помимо фильмов на хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду, панджаби и английском языках.
Часто Болливудом ошибочно называют всё индийское кино. Однако это лишь часть большой киноиндустрии Индии, которая включает в себя и другие производственные центры, выпускающие фильмы на нескольких разных языках.

2. Добровольная аскеза - универсальный способ в раннем индуизме искупления грехов, стяжания добродетели и обретения мистических способностей. Помимо достижения вышеперечисленных целей, аскет, как правило, становиться ожесточенным и немилосердным в результате перенесенных лишений.

3. В действительности же Шани не более «смугл» и «тускл» по сравнению с большинством богов – но все же достаточно, чтобы подчеркнуть его мифологические, астрологические характеристики. И особенности влияния на людей, в частности – тот, у кого Шани/Сатурн занимает особенное, значимое место в гороскопе рождения, с большой вероятностью будет отличаться смуглой или темной кожей, худощавым телосложением и т.д.

4. Шани Дев, или божество одноименной планеты Сатурн, в свою очередь, играет весьма важную роль в джйотише. Он ведает кармой, или законом справедливости – своевременным и заслуженным воздаянием за все поступки – как благие, так и злотворные, причем уже в этой жизни. В понимании «западного» человека, включая и россиян – Шани – это Судьба, но расхожее видение его роли и влияния как на отдельных людей, так и на целые государства и страны как неотвратимого Злого Рока однобоко и неверно.