Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 17. 0

Виктор Томилов
    Вынужден продолжить рассказ об аллюзиях, поскольку не все еще важное
о них было сказано ранее. Джокер. Клоун — очень известный персонаж на
западе, начиная с сороковых годов прошлого века. Сейчас наибольшая
известность у него связана с выходом в 2019 году фильма ,,Джокер'', в котором
главную роль играет Хоаким Феникс , получивший за эту роль премию ,,Оскар''
в 2020 году. Наверное надо сказать, что в этом фильме главный герой простой
клоун по имени Джокер, у которого проблемы с работой, а отсюда вынужденно
совершенные поступки. В других же некоторых фильмах - клоун Джокер
главный суперзлодей и главный враг супергероя Бэтмена. Откуда он вообще
взялся этот образ, если посмотреть на историю его появления? Есть версия, что
этот образ начал свое шествие с игральной карты с изображением джокера -
клоуна. Затем комиксы, а потом уже и фильмы.
     К чему эти разговоры о Джокере? К тому, что некие псевдокритики заявляют,
что в фильме ,,Мастер и Маргарита'' режиссер Михаил Локшин попросту
поазаимствовал образ клоуна для Фагота (он же Коровьев) из фильма ,,Джокер''.
То есть, ставят практически это в вину режиссеру. Но на самом деле - это
киноаллюзия, отсылка к фильмам, в которых присутствует персонаж Джокер..
Общепринятая практика у кинорежиссеров — отсылка к чему-то, сделанному
ранее.
    Аллюзии в фильмах могут быть не только визуальные. Так в фильме
,,Мастер и Маргарита'' на заседании литераторов поэт Бездомный неожиданно
встает и фактически кричит - «Нам не нужен рай, мы поедем в крымский край!»
Похоже на отсылку к событиям 2014 года, когда Крым был присоединен к
России. Хотя с другой стороны в тридцатые годы прошлого столетия в СССР
литераторы жили неплохо и ездили отдыхать в Ялту.
     Пришла пора рассказать о самом сложном. Одном из самых сложных и
важном для кинорежиссера. Это управление в фильме временем. Знаменитый
русский кинорежиссер Тарковский Андрей Арсеньевич сказал, а уж он знал,
что говорит: ,,Кино -это ваяние из времени''. Как известно, в мире кино
существуют такие термины как флешбэк и флешфорвард. Флешбэк — это когда
из настоящего времени действие в фильме перемещается в прошлое.
Флешфорвард -это когда действие из настоящего времени перемещается в
будущее. В русской терминологии ВГИКа — это ретроспекция и футурация.
    Михаилу Локшину управление временем в фильме удалось примерно в два
раза лучше, чем это получается у голливудских кинорежиссеров. Да,
действительно так. Говорят, что в учебниках для сценаристов и режиссеров
написано, что в фильме не следует применять флешбэк более 2-3 раз.
Наверное, не зря так написано. Довелось мне в январе скачать в интернете и
посмотреть новинку — фильм ,,Оппенгеймер''. Да, тот самый, который
расхвалили кинокритики и который претендует на Оскары. Было мукой
смотреть флешбэки, как всё снова и снова возвращается на комиссию, где
разбирается связь Оппенгеймера с коммунистами. Проявил мужество и
досмотрел до конца.
       Локшин в фильме связывает времена настоящие, то есть тридцатые годы
двадцатого века с Мастером, пишущим роман в своей квартире, с тридцатыми
годами первого века нашей эры, где мы видим Понтия Пилата и Ииешуа Га-
Ноцри и видим Мастера уже в психушке, беседующего с поэтом Бездомным.
Мало того, непостижимым образом (на самом деле постижимым, так как это
искусный прием, применяемый Михаилом Локшиным) действие из жизни
настоящей переносится в эпоху Понтия Пилата, и уже внутри этой жизни
Понтия Пилата происходят флешбэки, где он, Понтий Пилат переносится в
своих воспоминаниях то назад, то возвращается обратно. Происходит, если
можно так сказать, двойной флешбэк !!! Круто!
     Чуть подробней об искусном приеме режиссера Локшина. Людям, которые
когда либо занимались монтажом видеороликов, а уж профессионалам тем
более, хорошо известно, что при монтаже существует сложнейшая проблема —
надо перейти от одной сцены к другой так, чтобы это выглядело естественно и
замотивировано. Но как это сделать? Во многих случаях у режиссера Локшина
и сценариста Кантора это заложено уже в сценарии. Пример. В подвальной
квартирке Мастера Маргарита читает рукопись и доходит до описания сцены в
романе с Понтием Пилатом. И в ее голове как бы возникает картинка с Понтием
Пилатом и Иешуа Га-Ноцри, и вот на самом деле это уже кадры кино, кадры
фильма, тот самый флешбэк! Отличнейщий, воистину ювелирный переход! Как
говорят в таких случаях — снимаем шляпу! Вангую — войдет в учебники!
       Еще один интересный способ связывания времен прошедших с временем
настоящим и временем будущим демонстрирует режиссер Локшин... И это
связывание времен осуществляется, вы не поверите, с помощью обыкновенного
тазика. Да, да, тазика. Понтий Пилат омывает руки в тазике и через мгновение
мы видим, как человек с сильного похмелья, лежащий в трусах на диване сует
руки в тазик с водой, и тазик удивительно похож на тазик Понтия Пилата. При падении окатывается водой из тазика, а когда отряхивает голову от воды, то оказывается, что отряхивает ее от воды, вынырнув из  ванны в психлечебнице. Так с помощью простого тазика легко
происходит перемещение во времени из прошлого в настоящее, а затем и в
будущее. Хотя надо сказать, что в случае с Понтием Пилатом совсем не
простой тазик, скорее и правильней будет сказать - чаша для омовения рук.
Пилат, зная древние религиозные обычаи, омывает руки, показывая, что он не
виноват (,,умывает руки'') в вынесении смертного приговора для Иешуа Га-
Ноцри, что он сделал все что мог, чтобы этого не случилось. Кстати, отметим,
что перемещение происходит не только во времени, но и в пространстве.
Дворец Пилата-квартира-психлечебница. В фильме это даже кот Бегемот подметил и произнес: ,,Машина времени...''.
       Другой момент, связанный с управлением в кино временем, заключается в
том, что режиссерам приходится время уплотнять или наоборот растягивать.
Когда в в фильм продолжительностью в полтора часа надо поместить события,
происходящие в жизни в течение дней, недель, месяцев — это сжатие, или
компрессия. Гораздо реже случается, когда например, в жизни события
происходят всего в течение получаса, а в фильме надо растянуть до полутора
часов. А еще режиссер в кино может чередовать ускоренное течение времени с
замедленным течением оного...
      В фильме ,,Мастер и Маргарита'' зритель видит в самом начале вечер, какого-
то мужчину, который оказывается то ли швейцаром, то ли консьержем и
непонятно — зачем это (хотя зритель догадывается, что что-то сейчас будет
необычное), ведь надо так много рассказать в фильме. Следующая сцена —
сцена какого-то настоящего полтергейста в чьей-то квартире развивается
стремительно. Затем сцена, в которой голос женщины-невидимки успокаивает
проснувшегося ребенка в этом же доме. Кажется, что время
замедлилось и вот вот совсем остановится. Признаюсь, при просмотре фильма,
на этой сцене мне подумалось - Что же это такое творит режиссер, ведь так он
ничего вообще не успеет показать! Но после этой сцены всё начало
убыстряться и убыстряться, держа зрителя в состоянии — как успеть
зафиксировать происходящее на экране и осмыслить.
                8.3.2024