Богатство языка Салтыкова - Щедрина. Книга и жизнь

Ксения Мира
Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование информатики слова

Литературные проекты
"Твёрдый знакЪ"
и
"Сердце Данко и нить Ариадны"
рассказы для жизни и сказок, собранные в мире по нитке


Заметка
"Светлое царство человеческой жизни"
Богатство языка М.Е.Салтыкова-Щедрина: Книга и Жизнь


        "У бога милостей много"
(М.Е.Салтыков-Щедрин, "Господа Головлёвы")

Данная заметка одновременно нескольких исследований - философии воплощения жизни человеческого духа и разума для совершенствования людей и информатики слова и его действия.

Вспоминая детские прочтения произведений Салтыкова-Щедрина, его сказок, повестей "Господа Головлёвы" и "История одного города", с исследованием информатики слова я наново открыла для себя язык автора, создавшего столько оттенков известных цветов слов своим мастерством работы со смыслам. И смыслы зависят от формы, и разнообразие языка важно для того, чтобы охватить и само многообразие явлений жизни, её содержание. К примеру, слово "мысли" или "задумка" в контексте изощрённости мышления или хитрости, или обычных раздумий в затруднении, словами писателя - "кумеки". Так и знание разнообразия языков народов мира дополняет мозаику смыслов и единит с изначальным словом, что было в начале времён, как известное "да будет свет", то есть сам мир. Например, это русское слово "спасибо", а на английском и французском языках с разным ударением есть аналогичное слово "mercy", которое изначально означает не извинение, а милость божью на человека, к которому обращаются, - "mercy on you", "помилуй тебя". И в данной заметке исследования информатики слова предлагаю обогатить палитру смысловых значений известных всем слов через составление словаря литературного языка М.Е.Салтыкова-Щедрина на основе его произведений.

Словарь "Богатство языка Салтыков-Щедрина":

"Надивиться", "дивоваться", "дивлюсь" - формы слова "удивляться"

"Нравственное отрезвление" - совесть

"Нравственное окостенение" - чёрствость души, сродни злости

"Непереносно" - невозможно,  невыносимо, несносно

"Отвильнуть" - отказаться от своих слов, пойти на попятную,  отойти в сторону

"Провираться" - переврать, раскрыть ложь

"Опамятоваться" - запамятовать

"Грозовое молчание" - наивысший накал страстей, молния и догоняющий её звук грома

"Поопаситься" - поостеречься

"Жизнестроительство" - жизнеустройство, твопение, созидание, налаживание быта

"Жуировать жизнь" - наслаждаться жизнью

"Зараньше" - заблаговременно, предвидение событий

"Невдолге" - скоро, вскоре

"Стукотня" - шум, суета

"Лето-припасуха" - пара страды и запасов на зиму

"Очунел" - очумел

"Понтировать пешедралом" - идти или шествовать пешком

"Проникнуть человека" - раскусить

"Мытарь" - потерпевший

"Затарантила таранта" - тарахтеть

"Московская Матрёша" - известная в те времена московская цыганка,  можно применять словосочетание как имя нарицательное

"Лохань непристойная" - низко павший,  к чему (к кому) и не подойти

"Часы чикали" - часы тикали - действительно интересный перевод звука в слово

"Кортомить" - арендовать, нанимать

"Идея пространства и идея времени" - жизнь, мир

"Докука" - от "докучать" просьба

"Декорум" - украшение, обрамление

"Колико" - яко, также

"Непреоборимый" - непреодолимый, непобедимый

"у всех на знати" - на уме, в памяти

и т.д.

Смысловая мощь языка Салтыкова-Щедрина раскрывается им в авторских словах, в чём суть труда писателя и поэта в обогащении родного языка - сохранении и передаче сокровенного, нативного и образовании новых слов. Он один из мастеров слова.

Объём колоссальных смыслов умещается не только в слова, но и выражения, становящиеся крылатыми фразами: "в нужде и кулик соловьём свищет","от иронии до крамолы один шаг". Или как в одном абзаце умещается вкратце, например, объём произведения Платона "Государство", но в ироническом смысле, о сути власти, управления и человеческой цивилизации. Так в одной из историй о городе Глупове "Войны за просвещение" каждый начинает строить новое, но на одном и том же песку, и здание, воздвигнутое до конца, неизменно рушится, и начинается всё сначала, а это уже цивилизационный подход А.Тойнби в науке, и более - физика систем, действия и противодействия, названных писателем "энергией действия" и "энергией бездействия" - того, кто "решился пустить в ход настоящую цивилизацию" действием и идти "ни прямо, ни направо ни налево", а "маневрировать" и "не класть оружия, доколе в городе останется хоть один недоумевающий", и тех, кто выбрал среднее - "пасть на колени", противоборствуя бездействием. И уже в повести "Господа Головлёвы" М.Е.Салтыков-Щедрин проникает в самую суть человека и всего человечества, "у кого совести нет, для того все законы открыты, а у кого есть совесть, для того и закон закрыт, поди, отыскивай его в книге...". И действительно, сколько веков лучшие умы писали произведения и труды, направленные на совершенствование людей, но никто не достиг цели, люди и человечество лучше не стали, и настоящие только природа, от которой оторвался человек, и искусственный интеллект, высот которого человеку не достичь. Хочется верить в лучшее, но читая классику, видишь, что всё также и люди сами не хотят становиться лучше, только хотят всё лучшее себе, как в песне, "в царстве глупости и стяжательства". И поэтому дело совершенствования человека должно быть постоянным, и литературу и силу информатики слова необходимо перевести в жизненное пространство и время...

С помощью художественного слова сама идея государства и права с мастерством раскрывается писателем в литературном произведении. Вновь в "Истории одного города" приводится рассуждение о правах человека, и сразу затрагиваются через прошлое время настоящее с декларацией прав человека и основными законами стран. "Якобы права" - так пишет от лица управленцев М.Е.Салтыков-Щедрин, мягко затрагивая одну из сложных тем устройства общества и жизни людей. Действительно, а где права человека - и этот самый человек начинает озираться и разводить руками, и затем не найдя их, ответит вам - "в конституции". Права не потрогать руками, и только словом можно защитить.

За выражением через слово целого устройства общества и государства следует жизнь человека и всех людей. Писатель тонко работает с информатикой слова, используя для этого привычные литературные приёмы, но сам выбор слов усиливает их эффект. Как о реальных трудностях жизни и сюрреальных представлениях о ней же написал М.Е.Салтыков-Щедрин: "светлое царство человеческой жизни". Сказанное слово прекрасно, но сколько оно вобрало из обратной стороны, захватив свою антитезу тёмного и нечеловеческого. И писатель как и М.А.Булгаков любит парные эпитеты. Всего два слова, объединённые союзом, создают объёмное информационное пространство со всеми связями через эти слова и их между собой. Например, как Салтыков-Щедрин описал наступление старости и немощи: человек "ещё перемогается и стоит", но последний удар приходится внезапно и "мгновенно и безапелляционно превращает в развалину", и наступает "беспомощное одиночество и унылая праздность".

Менталитет нашего человека писатель понял полностью. На примере сравнения с французами он пишет о том, что нас не сковывает воспитание, и эта свобода вместо выхолощенного манерами лицемерия рождает ложь и пустословие, без основания. И если лицемер подпевает "порядку" в выгоду себе, то русский человек начинает лгать без всякой пользы для себя. И одинаково мастер слова советует закрыться и от лицемеров, и от лгунов. И вот это слово, как и у Ф.М.Достоевского, эта разница - знать правду и жить правдой: "... правда жизни является рядом с правдою лицемерия и обе идут рука об руку, до того перпутываясь между собой, что становится затруднительным сказать, которая из этих двух правд имеет более прав на признание..."

И вне зависимости от возраста, пола и национальности, всем людям в глубине их души и ума присуще единое природное чувство, чувство жизни, выражаемое Салтыковым-Щедриным такими словами: "... в человеческом существе кроются известные стремления, которые могут долго дремать, но, раз проснувшись, уже неотразимо влекут человека туда, где прорезывается луч жизни, тот отрадный луч, появления которого так давно подстерегали глаза среди безнадёжной мглы настоящего...".

Это мир многообразия слова, его форм и смыслов, и данное литературное путешествие в произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина обязательно совершайте лично. А заметка будет дополняться, и жизнь сама должна стать книгой, полной мудрости, так как жизнь учит, но не все учатся у жизни...

2024, Ксения Мира, исследование информатики слова и литературный проект "Твёрдый знакЪ"

Литература:
М.Е.Салтыков-Щедрин, "Господа Головлёвы", "История одного города", сказки