Кнопка преткновения

Александра Растопчинко
В историю города не вошел, наверное, тот короткий, но насыщенный вполне хрестоматийными ситуациями период, когда населению Санкт-Петербурга только-только огласили через СМИ о введении такого технического блага, как адресное открывание дверей у трамваев и троллейбусов на остановках. Все больше стало появляться в городе электротранспорта с кнопками на дверях или возле дверей, чтобы пассажиры могли, как в цивилизованной Европе, сами открывать двери, чтобы выйти или войти.

Однако, почему-то многие люди, упустили из внимания словосочетание «на остановках» и решили, что смогут открывать двери, транспорта, когда хотят и где хотят. Глупость обывателей передается из поколения в поколение сквозь века и тысячелетия – фольклор не даст соврать. Вот так посмотришь на современных людей: вроде бы все грамоте обучены, свет корытом в избу начерпывать не пытаются, колесу в лесу не молятся, а мечтать, чтобы было и делалось все по щучьему велению да по их хотению, не позабыли – архетипы из психики ничем не вышибешь.

Опишу с позиции водителя несколько типовых ситуаций, которые пришлось претерпеть во время работы на линии, пока пассажиры эйфорически осваивали новшество.

Начну с самого популярного паясничанья. Во время движения трамвая между остановками в кабине начинает истерически пищать сигнализация от дверной кнопки – кто-то в салоне захотел, наверное, спрыгнуть прямо на ходу, как с паровоза в вестерне, и настойчиво истыкивает пальцем кнопку, мол, «да открывай же, я же требую!» До остановки остается еще перекресток и половина квартала, а Коту Трамвайкину в процессе управления трамваем приходится еще и выслушивать капающее на мозг противное пищание бессвязного послания азбукой Морзе. Но взять водителя измором не получилось, дверь не открылась, чтобы выпустить торопыгу попутной машине под колеса или на капот. Когда целый и невредимый пассажир вышел на остановке, он специально так встал на тротуаре, чтобы вагоновожатый видел его злобный сверлящий взгляд и слышал брань.

Благо, для безопасности инженерами предусмотрена в системе управления дверями «защита от дурака» - волшебная кнопка в кабине водителя, которой он включает или блокирует адресное открывание дверей. Вдобавок, при нажатии кнопки от любой двери, в кабине водителю пищит звуковой сигнал, причем независимо от того, разрешено адресное открывание дверей или заблокировано. Всех водителей на инструктажах строго проинформировали, как правильно работать с этой системой, но от стресса и конфузных ситуаций их это не уберегло.

Второй случай первого еще краше. Трамваю в час пик пришлось медленно подползать к остановке из-за плотного транспортного потока. Высадка-посадка пассажиров в том месте производится на проезжей части. В правое зеркало Коту Трамвайкину пришлось наблюдать, как нетерпеливые пассажиры вышли на проезжую часть вне зоны остановки, и, идя рядом с движущимся трамваем, нажимали кнопки открывания дверей снаружи, чтобы запрыгнуть в трамвай раньше, чем он совершит остановку. Возможность открывания дверей была благоразумно заблокирована, и двери оставались закрытыми. Водители попутных автомобилей нервничали и сигналили, на что штурмующие трамвай пешеходы отмахивались им рукой. Вишенкой на торте стал диалог штурмовиков с кондуктором, когда трамвай въехал в зону остановки, и двери стало, наконец, возможно открыть.
- А чё двери не открывались? Я столько раз на кнопку жал! – вопили вошедшие. Кондуктор возьми, да ответь им совершенно честно, по простоте душевной:
- Водитель не разрешал.
- Ах, он редиска, этот ваш водитель!.. – разорались пассажиры в гневе. Разумеется, словом «редиска» было заменено другое, непечатное. Приводить их тирады целиком смысла не имеет. Сколько блага людям не делай, а недовольство в массах не уменьшится.

Некоторые глупцы в своем нелепом упрямстве проявляли опасную изобретательность. Раз двери можно самим открывать только на остановках, значит нужно сделать трамваю остановку, решили, видимо, они, и нажимали кнопку «стоп-кран», чем вынуждали трамвай резко остановиться, затем нажимали кнопку у двери, которая все равно не срабатывала, ведь водитель не разрешал, и еще имели наглость возмущаться. Слава Богу, у Кота Трамвайкина в таких ситуациях пассажиры не падали.
Самые упрямые «беглецы» добивались своего, нажимая кнопку аварийного открывания двери, и выскакивали из вагона, на свой риск, там, где водители попутных автомобилей вовсе не обязаны их пропускать к тротуару. Только камеры видеонаблюдения, которыми обвешан вагон, берегут водителей трамвая от подстав под уголовную ответственность за чужую глупость.

Частенько кнопку открывания дверей пассажиры мучили, когда трамвай попадал в скопление транспорта, и им казалось, что нужная остановка становилась недосягаемой, как Луна в небе. Помимо плотного потока транспорта, Коту Трамвайкину усложняла труд водителя действовавшая на нервы сигнализация в кабине при каждом нажатии кнопки в салоне.

Как можно часто замечать, бессмертная басня Крылова про мартышку и очки, имеет много продолжений в разных ситуациях и с разными вещами. Неспроста не на всех маршрутах водители доверяют пассажирам адресное открывание дверей, предпочитая управлять дверьми самостоятельно.