Святитель Феофан Затворник основатель христианской

Ава Ли
Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Часть 11.
Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
Святитель Феофан Затворник.

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 — 6 (19) января 1894) — епископ Православной российской церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Еще будучи студентом Орловской духовной семинарии, он проявлял особый интерес к изучению психологии. Когда же он сам стал преподавателем, то поставил перед собой задачу, развить в курсе нравственного богословия учение по христианской психологии на основании святоотеческого наследия. Заметное влияние на мировоззрение святителя Феофана в области психологии оказал Феофан Авсенев (1810-1852), лекции которого он слушал в Киевской духовной академии. Обращение святителя Феофана к изучению психологии, не было случайным явлением, поскольку в его время психология достигла настолько значительного развития, что постепенно стала выделяться из философии как самостоятельная наука. Святителю Феофану, по мнению одного из его биографов П.А.Смирнова, принадлежит заслуга в том, что он первым из православных богословов «дал нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного порядка вывел из устройства человеческой природы».

«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии). По его мысли, задача психологии — определить значение человека и значение его способностей. Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей. Исследователи жизни Святителя отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.

Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии. В одном из писем к Н. В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной. Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев).

Какой вывод можно сделать из выше изложенного текста? 1)Преподавательская деятельность строилась на аскетическом и психологическом опыте. То есть шло становление личности студентов через психологические методы на основе святоотеческого богословского опыта. 2)Православная психология, ее методы и практический опыт должен был быть известен среди богословов. Но, по-видимому, в РПЦ этим не заинтересовались. Это говорит о многом. И прежде всего о невежестве, то есть не желании стремиться к изучению новых тенденций для улучшения решения задач собственной деятельности. 3)Использовались методики по психологии того времени. Неплохо было бы ознакомиться с теми методиками.

1.Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии.
2.Его программа в три этапа:
Первый этап. Состояние первозданного человека до грехопадения. Человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни. Этот малый мир состоит из духа, души и тела. В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества, и между СИЛАМИ этих частей. «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <…> есть слияние и нераздельное единство всех сил…»

Пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу, орган, страх или чувство. Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в обожении всего состава человеческой природы.

Второй этап. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в грех прародителей в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом. Результатом чего стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.

Например, когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д. В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху, через грех установилась ВЛАСТЬ ДУХА ЗЛОБЫ над человеком. В мир вошла смерть. Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех.

Третий этап. Есть необходимость врачевания человеческой природы через ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ И ДЕЙСТВИЯ БОЖИЕ. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный ПРОЦЕСС ВРАЧЕВАНИЯ ПРОХОДИТ В ЦЕРКВИ, в которой есть все необходимое для этого.

Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.

Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия – спасение человека и приготовление его для вечности.
29.01.2024 г. Евангелия Роуз