О картине Андрея Смирнова ЗА НАС С ВАМИ

Яков Каунатор
"На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Русская народная поговорка

   Кинорежиссёры вероятно делятся на тех, кто первой же своей картиной поднимает планку творчества на большую высоту и впоследствии каждой новой своей работой стремятся соответствовать заданной высоте.
   И есть другая категория режиссёров, которая, условно говоря, "звёзд с неба не хватает", кинофестивальных ли звёзд, конкурсных ли.
   Андрей Сергеевич Смирнов принадлежит пожизненно к первой категории.
   "Белорусский вокзал", вышедший на экраны в 1970 году, стал в творчестве режиссёра Андрея Смирнова той самой высокой планкой, с которой ведётся отсчёт в творчестве Смирнова. И, хотя ранее были несколько короткометражек, был фильм "Пядь земли" по сценарию фронтовика Григория Бакланова, они лишь определили азимут, направление в творчестве режиссёра. Но именно "Белорусский вокзал" стал той высокой планкой, к которой Андрей Смирнов постоянно стремился и стремится.
   Все, все без исключения фильмы, снятые режиссёром Андреем Смирновым, необходимо отнести к ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ.
   "Белорусский вокзал" был снят к 25-й годовщине Победы 1945 года. Сталин отменил празднование Дня Победы спустя два года после окончания войны с Германией. Он хорошо знал, к чему привело возвращение русских войск в Россию после похода в Париж против Наполеона. К восстанию декабристов.
   Отменив праздник, он намеревался заглушить память воевавших об увиденном в Европах.
   Брежнев реанимировал празднование Дня Победы в 1965 году. Фильм Смирнова "Белорусский вокзал" реанимировал память о войне. Как сказала Ольга Берггольц "Ничто не забыто. Никто не забыт". Эта тема и стала лейтмотивом картины "Белорусский вокзал".
   В 1974 году выходит фильм "Осень". До знаменитой фразы "У нас секса нет!", сказанной во время телемоста Ленинград-Бостон было ещё 12 лет...
   Пожалуй, впервые так открыто советский кинематограф говорил о закрытой наглухо теме интимных отношений, как в фильме "Осень". Поэтому и эта картина приобрела общественно значимый характер.
   Позвольте мне пропустить три картины Андрея Смирнова "Верой и правдой", "Свобода по-русски"(документальный) и "Француз". Но, поверьте мне на слово, режиссёр оставался верным своему принципу.
   В 2011 году выходит картина " Жила-была одна баба". Для меня "одна баба", героиня картины -- это олицетворение России. Жизнь крестьянской женщины с 1909 года по 1921. Почему с 1909 года, а не с 1917?
   Смирнову необходимо было показать предысторию страны перед сложными, переломными моментами в судьбе России. Работа над картиной началась в 1987 году. Запущена в производство в 2008. Кропотливое погружение в историографию, кропотливое выстраивание сюжета лишь свидетельствовали о том, какое значение придавал режиссёр своей картине. Работа над картиной с 1987 года по 2008 год о событиях в России с 1909 по 1921 года...
 
   ДВА ПЕРЕЛОМНЫХ МОМЕНТА В ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ...
   А картина по экранам прошла скромно, почти незаметно. "ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ..."
   "ЗА НАС С ВАМИ" -- 2022 год. В промежуток между "Жила-была одна баба" и "За нас с вами" вклинился фильм "Француз", о котором, признаюсь, знаю крайне мало, поэтому не буду на нём заострять внимание.
 
   Из рецензий к картине "За нас с вами":
   Фильм.ру
   1 июня 2023 года
   Максим Ершов
   Типичная, но оттого еще более страшная история мучений одной семьи в позднесталинские годы.
 
   КиноПоиск
   2 июня 2023 года
   Тимур Алиев
   В центре этой панорамы -- простой советский антисемитизм; постыдная болезнь, развившаяся при активном участии властей -- возможно, временами уходящая в ремиссию, но так и неизлеченная.
 
   Российская газета
   31 мая 2023 года
   Валерий Кичин
   Начавшись как трагедия народа и времени, фильм завершается как история нахлынувшей любви, способной, несмотря ни на что, дать героям надежду.
 
   27 мая 2023 года
   Сергей Сычев
   Режиссер "все-таки верит", что именно люди в итоге несут на себе страну, и заканчивает он свое произведение гимном любви, которая водится всегда там, где меньше всего ждешь.
 
   Сеанс
   6 июня 2023 года
   Михаил Щукин
   Герои картины Андрея Смирнова "За нас с вами!" живут в коммунальной квартире. Это идеальная метафора и русской души, и национального быта, и вечной необустроенности, бесприютности.
 
   Lenta.ru
   31 мая 2023 года
   Ярослав Забалуев
   Вряд ли можно было представить себе фильм о страшных последних месяцах жизни при Сталине, снятый с такой осязаемой надеждой. Однако именно такая картина и получилась у Смирнова.
 
   Кино-Театр
 
   29 мая 2023 года
   Екатерина Визгалова
   Смирнов снова успешно и точно, как никто другой, работает с исторической памятью о неудобном прошлом. В принципе, не открывая ничего нового, выписывает тягостную атмосферу всеобщего недоверия, антисемитизма, страха, стукачества, зависти и поиска...
 
   КоммерсантЪ
   31 мая 2023 года
   Андрей Плахов
   Война, бушующая в каждой "ячейке общества" и в душах людей, и есть тема фильма Смирнова, даже название которого, взятое из популярного тоста, утверждает, что есть "они" и есть "мы с вами", ничего общего.
 
   Новая газета
   31 мая 2023 года
   Лариса Малюкова
   Мощное высказывание о тоталитаризме и о сталинской эпохе душегубства.
 
   Независимая газета
   30 мая 2023 года
   Наталия Григорьева
   Все, что кажется преувеличением, -- увы, историческая правда. И история эта повторяется, так что впору снимать уже не художественное, а документальное кино -- сценарий будет тем же.
 
   Независимая газета
   25 мая 2023 года
   Константин Ремчуков
   Картина о вневременном обаянии достоинства человеческой личности.
 
   Труд
   2 июня 2023 года
   Леонид Павлючик
   Андрей Смирнов своим новым фильмом возвращает "выдохшейся", "наскучившей" теме исторический объем, социальную зоркость, психологическую правду.
 
   Наталья Нусинова
   Посмотрела, наконец, "За нас с вами" Андрея Смирнова, -- и нахожусь в некоторой растерянности. Во всяком случае, -- с ощущением неоправданных ожиданий. Фильм так хвалили коллеги, мнению которых я полностью доверяю, что я ожидала шедевра. но увы... по-моему, шедевр не получился. Может быть, завышенные ожидания и сработали в моем случае против восприятия. Фильм в любом случае, важен, особенно сегодня и сейчас, когда перекличка времен, увы, очевидная, стилизована гораздо хуже. А там, где стилизована, то уж чересчур грубо. От всяких "энтова", имитирующих простонародную речь, я каждый раз вздрагивала. Но чаще было ощущение, что говорят на экране наши современники, языком 21го века. А в 1952-53 году люди не могли говорить ТАК, и не могли говорить ЭТО -- их посадили бы всех сразу. Очень нескладный и невразумительный сценарий, с кучей нестыковок -- логических, драматургических, психологических. Недотянутые сюжетные линии, картонные персонажи. Искусственный финал. Созвездие хороших актеров, которым в основном нечего играть. При этом удачно подобранные типажи, хорошая массовка. Очень странное ощущение, когда веришь многим деталям, а конструкция рушится, как кровать героев в первых кадрах фильма. И тем не менее. как важно, что именно сейчас кино напоминает зрителям об эпохе космополитизма, ужасах сталинского террора. Пожалуй, это самое главное. Хотя бы из-за этого фильм надо смотреть.
 
   Глеб Уколов
   ***
   Вчера ночью посмотрел "За нас с вами" Андрея Смирнова. НКВД, доносы, аресты, тюрьмы, тупость, страх. Ну, что в этом нового? Да -- все именно так и было. Мы все это знаем. Я смотрю этот фильм и угадываю, что будет дальше. История Советской России для нас -- большой спойлер. Мы знаем как было и как будет.
   Но вот, что меня огорчает. В 2023 году уже нет людей, которым все это может показаться неожиданным историческим фактом. Они могут придуриваться и строить из себя невинность, но даже они все прекрасно знают. Они всегда это знали, но выбирали роль вертухая. У них своя традиция и преемственнсть. Прадед был городовым в царской России, дед был чекистом, отец служил в Смерш. Вы думаете им нужно доказывать, что такое хорошо, а что такое плохо? Они прекрасно все понимают. Проблема не в том, что немцы или советские граждане чего-то там не знали. А в том, что все они это оправдывали и как-то объясняли себе необходимость жестких мер и бытового людоедства. Страна в кольце врагов, агрессивные замыслы блока НАТО, нацисты, киевский режим, наркоманы, правый сектор, восемь лет бомбили ....
   Поэтому, я ждал от фильма какой-то необычный ход-- попытку рассказать историю так, чтобы палач вынужден был признать, что он палач. А снимать в 2033 году ещё один фильм о сталинских репрессиях -- это скорее говорит о какой-то авторской беспомощности. Это значит -- не понимать чего-то важного.
   Жизнь простого человека внутри бесчеловечной системы, оправдывающей свою агрессию большими словами о семейных ценностях, борьбою пролетариата против мирового империализма, памятью о Великой победе или простым пещерным патриотизмом -- все это сегодня реальность, о которой больше нечего сказать.
   Пытаться изменить породу человека проговариванием банальностей -:значит опускаться до уровня зануды. В 2023 году -- если уж ты взялся за эту тему -- нужно делать ещё какие-то шаги. Тема сталинских репрессий после 24 февраля 2022 года -- похожа на попытку говорить о современной политике баснями Крылова.
   Все это уже не важно. Вопрос давно уже стоит предельно категорично-- будет ли Россия частью современного мира, или её не будет вовсе. Скажите об этом!
   Я искал правильное слово и подсказку мне дал фильм Голодные игры -- что может держать страну в повиновении сильнее страха? Надежда. В этом и был смысл репрессий. Надежда, что сегодня ночью придут не к тебе. Это то самое, почему Остап Бендер запретил применять насилие к подпольному миллионеру Корейко. Надежда, что все еше может быть хорошо. Дайте миллионеру Корейко надежду и он будет парализован. Он будет ждать и верить, что все ещё можно поправить. Тогда у него можно все отнять. Он Сам вам все отдаст. Надежда двадцати лет 21 века убежала нас, что репрессий пока нет, что это ещё не 37 год. Что все ещё может пойти другим путем. Что в 21 веке повторение невозможно. Нужно постараться не провоцировать тирана. Надежда привела немецких евреев в газовые камеры. Надежда создала монстра в России 21-го века.
   Больше нет никакой надежды.
 
   Здесь перед читателями 14 слагаемых. 14 откликов профессиональных критиков на последнюю работу режиссёра Андрея Смирнова.
   И, хотя и говорится, что "на вкус и цвет товарища нет", во всех этих слагаемых есть некое единство.
   Если вы попытаетесь суммировать все эти слагаемые, то легко обнаружите, что почти все они единодушно "обвиняют" автора фильма в изображении позднесталинского периода в истории страны.
   Сказал "обвиняют"... Нет, конечно же, не обвиняют. Констатируют факт, что фильм -- о прошлом страны, о послевоенной атмосфере, где ни страх, ни ненависть, ни предательство никуда не исчезли после победы в страшной войне.
   "Человек человеку друг, товарищ и брат!" -- идеологическая подкладка страны, где социализм победил полностью, но ещё не окончательно. И... сцена на кухне коммунальной квартиры, где словами Высоцкого "на тридцать восемь комнаток всего одна уборная". В этой кухонке нет воздуха. Есть атмосфера, насыщенная электрическими разрядами, которые вот-вот разразятся молниями взаимных упрёков, ненависти друг к другу... Она открыто проявляется антисемитизмом даже в отношении соседа, который воевал не "в Ташкенте", а на фронте и был несколько раз ранен...
   Тягостные кадры одного из жильцов коммуналки Василия, только что уволенного с работы по причине пребывания в плену во время войны. Истерический его танец с беременной женою, своеобразный выплеск адреналина от собственного бессилия и беспомощности... В фильме много подобных кадров, возвращающих нас в ту удушающую атмосферу "победившего социализма", победившего в свою очередь фашизм.
   Всё правдиво в этом фильме, всё достоверно. И факт ареста учёных и врачей "вредителей" достоверно отражён в этой картине...
   Вот только она, картина, не о поздней стадии сталинизма. Она -- о современной России. Один к одному. Те же аресты, та же ненависть, разлитая по всем закоулкам. Тот же страх... И та же идеологическая подпитка ощущения пребывания в окружении врагов. Подпитка ненависти к окружающему миру и воспитание с самого раннего детства ощущения "военного лагеря", противостоящего остальному миру.
   В творчестве Андрея Смирнова одна замечательная особенность. Даже снимая фильм на историческую тему, он переносит эту тему на современность.
   Поэтому, когда вы будете смотреть эту картину, постарайтесь совместить фокусы, постарайтесь найти точки соприкосновения той позднесталинской эпохи с современностью.
   В картине несколько раз звучит "За нас с вами!" Да и картина так и называется. В этой фразе -- вера автора в народ и надежда на лучшее будущее для этого народа. Вот только в самом фильме тост имеет продолжение: "За нас с вами и хрен с ними!" В концовке фразы -- сарказм. Это -- обращение к власти.
   Это выражение отношения к власти, именно то отношение, которое сопровождало Россию всю её историю.
   Из "слагаемых":
 
   27 мая 2023 года
   Сергей Сычев
   Режиссер "все-таки верит", что именно люди в итоге несут на себе страну, и заканчивает он свое произведение гимном любви, которая водится всегда там, где меньше всего ждешь.
 
   Российская газета
   31 мая 2023 года
   Валерий Кичин
   Начавшись как трагедия народа и времени, фильм завершается как история нахлынувшей любви, способной, несмотря ни на что, дать героям надежду.
 
   Да, финал фильма заканчивается надеждой. Вот только финал -- это вовсе не "гимн любви". Ариадна Петкевич и капитан нквэдэшник -- два представителя абсолютно разных социальных пластов, между которыми на протяжении столетий существовали только одни отношения -- презрения и ненависти.
   Ариадна -- из сословия потомственных интеллигентов. Капитан -- из крестьян, из сословия раскулаченных, скрывающий своё происхождение.
   Сталинский террор одинаково безжалостно относился к этим сословиям как к врагам существующего строя.
   Это и сближало представителей столь разных сословий. Любовная заключительная сцена -- это символ единения народа без различия его в сословиях.