de omnibus dubitandum 5. 97

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ПЯТАЯ (1584-1586)

    Глава 5. 97. ВАСИЛЬСУРСК…

    Заключив с казанскими татарами согласие о перемирии, Василий Третий решил дать  захватчикам достойный отпор. В планах у него было  присоединение  территории ханства к руским землям. И вот Иванова рать двинулась в  свой первый поход.

    Однако желаемого правитель московской Руси на этот раз не достиг.

    Положительным результатом стало основание в 200 километрах от Казани руской крепости, которую назвали Васильсурском. Именно она стала первым опорным пунктом при дальнейших попытках руских завоевать Казанское ханство.

    Основание города относится к XVI стол. Когда в 1523 году в Казани произошло изменническое умерщвление руских купцов, равно предательское умерщвление государева посла Василия Юрьева Поджогина, царь Василий Иванович с большим войском отправился в поход на Казань в том же году. Сам царь остался в Нижнем Новгороде, послав воевод на казанские земли.

    Они опустошили эти земли и, дойдя до устья реки Суры, основали город, которому дали, в честь великого князя, имя Васильев-Новгород; впоследствии его стали называть Васильгородом, Васильсурском и просто Василем.

    Открытие города совершилось в самый день нового 7032 года, т.е. 1 сентября 1523 г. Для безопасности нового города, поставленного на чужой земле, устроены были вал и острог. Великий князь, основав Василь, хотел придать ему торговое значение и устроил в нем ярмарку. Он запретил руским купцам ездить в Казань на арскую ярмарку, а велел ездить в Василь.

    Торговля в Василе, однако, не процветала, а с 1624 года ярмарка понемногу стала переходить в Макарьев, так как там был монастырь, привлекавший много богомольцев.

    До покорения Казани (1552) Васильсурск несколько раз подвергался опустошениям со стороны казанцев. Еще до покорения Казани Василь потерял свое военное значение, так как в 1550 году был выстроен, почти у самых ворот Казани, город Свияжск, который сделался восточным оплотом Великого княжества Московского.

    Остатки крепости уцелели до сих пор, и, судя по ним, можно думать, что она была невелика. По переписи 1646 г. в Васильсурске было 223 человека; из них один портной, один кузнец, двое ярыжек, один пастух и 4 нищих.

    В 1670 г., во время бунта Стеньки Разина, василевцы взбунтовались, но когда они узнали, что князь Барятинский казнил 60 козьмодемьянцев, то отдались ему добровольно и просили пощады.

    В 1708 г. Васильсурск приписан к Казанской губернии, в 1779 г. сделан уездным городом Нижегородского наместничества.
   
    Из донесения путивльского воеводы Троекурова (Семибоярщина 1538-1547) в 1546 г. мы видим, что на Поле казаков было много: "и черкасцев, и киян, и вышедших со всех украин". Под черкасами Троекуров подразумевал низовые казачьи общины Днепра, этих грозных пиратов, наводивших страх на турок и татар еще во второй половине XIV в., потом в XV и XVI вв. Под киянами – черкасов Киевского воеводства, имевших главные станы в Трехтемирове и Черкасах. Вышедшие со всех украин – это казачество Северской области, казаки белгородские и старые азовские, переселившиеся туда, как мы видели выше, в 1515 г. (Василий III) Ногайский князь Юсуф наименовал их "севрюками" и русью "Сарыазман", т.е. удальцами, или, по старой персидской поговорке, которая, по всей вероятности, была знакома ногайцам, "господа-головы – азовцы", или азовские люди. Отчего впоследствии волжских удальцов, а Петр I и донских казаков, называли "сарынью". Во второй половине XVI в. донская казачья община усиливалась тем же элементом, т.е. переселенцами с Днепра и Северской области; с севера надвигалось и постепенно заселяло земли по Хопру, Бузулуку и Медведице казачество рязанское. В этих местах оно и раньше имело свои сторожевые посты, крайним из которых считался Урюпин. 
   
    В 1521 году Московское княжество (Василий III - Л.С.) вело военные действия против Литвы, и основные ее воинские силы были сосредоточены именно там.
   
    Двинулись к Туле в то время, когда Иван Грозный (Василий III - Л.С.) вышел из Москвы. Штурм Тулы окончился поражением. Крымский хан решил не рисковать и отступил. С крымчанами русские разделались по всем статьям, настигнув их на реке Шиворонь.
   
    Теперь уже ничто не  мешало Ивану Грозному (Василию III - Л.С.)  поставить точку в отношениях с Казанским ханством. На врага пошли двумя колоннами. Правая шла через Казань и Мещеру, левая через Владимир и Муром. Через три дня они соединились на реке Сура. Три дня шла переправа через Волгу. Подтянулась  хорошо зарекомендовавшая себя в предыдущих походах «судовая рать», присоединились и ополченцы – мордва, черемисы, чуваши…