de omnibus dubitandum 40. 332

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СОРОКОВАЯ (1689-1691)

    Глава 40.332. ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧТО ТЫ ВЬЕШЬСЯ…

"Черный ворон" Николас Витсен - бургомистр Амстердама.
 
Николас Витсен (1641 — 1717) голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год.

    Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] очень ценил Витсена и было за что.

    С начала их знакомства осенью 1690 году, во время пребывания Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] с матерью Софьей (Софьей Шарлоттой) в изгнании в Европе и особенно в период организации и проведения Крестового похода на Русь 1693-1694 гг. Витсен сделал для Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] столько, что в 1695 году писал: «О том, как ценят мой труд и меня самого свидетельствует царское письмо, скрепленное большой государственной печатью и датированное 30 марта 7202 г. [1694 г. по новому летоисчислению]. Оно писано на пергаменте, крупными буквами, превосходно разрисовано и украшено золотом с изображением гербов».

    Более того, в том же 1694 г. сын Лефорта, прибывший специально в Амстердам, вручил Витсену портрет будущего царя, обрамленный бриллиантами. Витсен регулярно переписывался с Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] I — сохранились четыре его письма царю.

    Так за что же Витсен удостоился такого расположения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)]?

    Безусловно, как и два других "черных ворона" Вильгельм III Оранский и Готфрид Лейбниц это был выдающийся, незаурядный человек.

    Николас Витсен был представителем второго поколения Витсенов-бургомистров Амстердама. Он происходил из состоятельного амстердамского купеческого рода Витсенов, многие влиятельные представители которого занимали в управлении городом различные выборные должности,чьи представители ранее участвовали в торговле с Росией, что несомненно сказалось на решении насущных вопросов, включая финансовые во время пребывания Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] в Голландии .

    Естественно никто лучше бургомистра не знал как идет строительство тех самых 75 кораблей для Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] на верфях Амстердама, которые весной 1693 года отправятся в Крестовый поход на Русь. И все свои действия он согласовывал с подельниками -"черными воронами" Вильгельмом III Оранским и Годфридом Лейбницем.

    В 1656 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Николас уже сопровождал отца в дипломатическую поездку в Англию, где в течение нескольких недель был гостем английского лорда-протектора Оливера Кромвеля. После возвращения из Англии изучал математику, астрономию и философию, занимался поэзией, а также гравированием что позднее использовал в своих научных исследованиях и в кораблестроении.

    В январе 1663 года начал обучение в Лейденском университете, где уже через год (1664) защитил диссертацию по правоведению и получил диплом доктора права.

    В 1664—1665 годах Витсен впервые посетил Российское государство, находясь в составе свиты голландского посольства. Основной задачей этого посольства было добиться признания у Руского Царя нового титула Генеральных Штатов — «Высокие Могущественные Господа».

    Не вышло.

    Какие "господа", когда единственным Господином Европы был Царь Алексей Михайлович.

    *) ВИТСЕН Николаас (нидерл. Nicolaes Witsen; 8 мая 1641 — 10 августа 1717[Who was Nicolaas Witsen?]) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год (13 сроков), управляющий Ост-Индской компании.
Николаас Витсен был представителем второго поколения Витсенов-бургомистров Амстердама. В 1656 году, в пятнадцатилетнем возрасте, сопровождал отца в дипломатическую поездку в Англию, где в течение нескольких недель был гостем английского лорда-протектора Оливера Кромвеля. После возвращения из Англии изучал математику, астрономию и философию в прославленной школе Атеней в Амстердаме, занимался поэзией, а также гравированием, что позднее использовал в своих научных исследованиях и в кораблестроении [Путешествие в Московию Николааса Витсена. Предисловие]
В январе 1663 года начал обучение в Лейденском университете, где изучал правоведение, но с бОльшим удовольствием, как пишет сам Витсен в автобиографии, слушал лекции по философии; в университете Николаас подружился с профессором арабской литературы Голиусом, от которого получил много сведений о восточных странах и народах. 11 июля 1664 года Витсен защитил диссертацию по правоведению и получил диплом доктора права.

Путешествие по Московии
В 1664—1665 годах Н. Витсен единственный раз побывал в Московии [Титлестад, Тургрим. Царский адмирал Корнелиус Крюйс на службе у Петра Великого / Отв. ред. Ю.Н. Беспятых. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2003. — С. 12], находясь в составе свиты голландского посольства Якоба Борейля.
Во время посольства Витсен систематически вёл дневник, делал заметки, зарисовки видов Москвы, Новгорода, Пскова и многих примечательных зданий. В 1665 году составил описание путешествия Фёдора Байкова из Тобольска в Пекин.
Его дневник изобилует множеством географических названий и интересным этнографическим материалом. Витсен уделяет особое внимание вопросам церковного культа и монастырского быта. Его записи являются надежным историческим источником: факты, сообщаемые им, достоверны, он даёт точную хронологию, тщательно описывает особенности жизни, нравы и обычаи не только руских, но и других народов, с которыми встречался во время путешествия. В целом «Путешествие в Московию» даёт яркую, живую, хотя и не всегда беспристрастную, картину тогдашней Московской Руси, увиденной глазами иностранца; для записок характерны острая наблюдательность, свежесть ума, юмор, юношеская непосредственность и откровенность.[Путешествие в Московию Николааса Витсена. Предисловие]
В 1666—1667 годах Витсен совершил поездку во Францию и Италию; в Париже познакомился с французским учёным М. Тевено, которому рассказал о своём путешествии в Московию и обещал прислать копию своих записок, что и сделал в 1668 году.[Путешествие в Московию Николааса Витсена. Предисловие] После смерти Витсена его записки долгое время считались утерянными. Только в 1886 году в Нидерландах стало известно, что копии дневника и заметок Николааса Витсена хранятся в Париже. Только через 300 лет после того, как дневник был написан, в 1966 г. в Гааге вышла в свет книга «Moscovische Reyse, 1664—1665». 's-Gravenhage, 1966. Существует издание русского перевода со староголландского, сделанного В.Г. Трисман [Николаас Витсен. Путешествие в Московию, 1664-1665. Рисунки и гравюры с рис. Н. Витсена. СПб.: Издательство «Симпозиум», 1996].
После пребывания в Москве Витсен собирал сведения о руской культуре и обществе. В 1697 году, во время пребывания царя Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] "Алексеевича" (кавычки мои - Л.С.) инкогнито в Европе, Витсен организовал для него четырехмесячное обучение на верфях Голландской Ост-Индской компании, благодаря чему Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] приобрел навыки и практический опыт судостроения. Косвенным образом принимал участие в обучении царя Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] "Алексеевича" (кавычки мои - Л.С.) нидерландскому языку — через своего родственника, переводчика голландского языка Посольского приказа в Москве, Андрея Андреевича Виниуса [Титлестад, Тургрим. Царский адмирал Корнелиус Крюйс на службе у Петра Великого / Отв. ред. Ю.Н. Беспятых. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2003. — С. 12][Юркин И.Н. Андрей Андреевич Виниус, 1641-1716. М.: Наука, 2007].
Сочувствие Витсена реформам Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] I объяснялось тем, что бургомистр возглавлял так называемое «проруское лобби» в Нидерландах в противовес политическим группировкам в Гааге, опасавшимся, что расширение московской территории разрушит голландско-шведские деловые связи [Титлестад, Тургрим. Царский адмирал Корнелиус Крюйс на службе у Петра Великого / Отв. ред. Ю.Н. Беспятых. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2003. — С. 26].

Научная деятельность
Более 20 лет Витсен работал над обобщением своих записок о путешествии по Московской Руси, а к 1690 году составил, выгравировал и выпустил для рассылки знакомым свою знаменитую большую карту Сибири, под названием «Новая географическая карта Северной и Восточной части Азии и Европы... В год 1687». В картуше есть посвящение карты царю Петру "Алексеевичу" (кавычки мои - Л.С.) с текстом его подробного титула.
Карта основана на руских чертежах времён П.И. Годунова [Лео Багров. История русской картографии. Пер. с англ. Е.В. Ламановой. — М.: Центрополиграф, 2005. — С. 287, С. 301 примечание 25] [Картографическая ROSSICA. А.Б. Впечатление от книги Багрова.]. Материалы, собранные и опубликованные Витсеном, служили источником для изображения Северо-востока Азии на картах других европейских картографов и издателей до появления в 1722 году карты Каспия и Камчатки, выпущенной в свет в Нюрнберге И.-Б. Хоманном.
В 1696 году амстердамский издатель Карл Аллард (1648-1709) выгравировал и опубликовал карту Азии [Exactissima Asiae Delineatio In Praecipuas Regiones], основанную на большой карте Тартарии Витсена [Витсен Н. Приуведомление читателю // Северная и Восточная Тартария. — Том 1]. О некоторых подробностях работы Н. Витсена над своей большой картой Тартарии, использовании им сообщений из Тобольска и Москвы, о московском корреспонденте Витсена Андрее Андреевиче Виниусе, переводившем для Витсена тексты, собираемые Семёном Ульяновичем Ремезовым, и отправляемые им до середины 1703 года в Амстердам Витсену, по которым Витсен изобразил не только реку Камчатку, но и её двойника — реку Дамасту, на что впервые обратил внимание в 1966 году ленинградский историк Борис Петрович Полевой [Б.П. Полевой. Ещё раз о происхождении названия «Камчатка» // Б.П. Полевой. Избранное. — Петропавловск-Камчатский, «Новая книга», 2021. — С. 236]. И, как через несколько лет и река и остров Дамаста исчезли с карты Сибири, которую привёз в 1695 году посол руских царей к китайскому богдыхану Избрант Идес (1657-1708), подготовку к изданию которой в 1704 году готовил сам Витсен. Об этом эпизоде истории карты Витсена смотри в журнале «Антиквариат» 2013 года [Булатов А.М. Николаас Витсен, Семен Ульянович Ремезов, Андрей Андреевич Виниус и их вклад в картографию России // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования № 6 (107), 2013. — С. 70-83].
В 1692 году Витсен выпустил в Амстердаме книгу на голландском языке «Северная и Восточная Тартария» (Noord en Oost Tartarye) на 660-ти страницах, первое в Европе этнографическое и географическое описание сибирских земель и народов. Второе дополненное издание этого труда вышло в двух томах в 1705 году и насчитывало уже тысячу страниц. Перевод двухтомника на русский язык был закончен в 1950 году В.Г. Трисман [Андреев А.И.. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. первый XVII век. — Второе издание, исправленное и дополненное. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1960. — С. 87-95]. В 2010 году этот перевод с комментариями был издан в Амстердаме в трёх томах и передан в библиотеки России [Николаас Витсен. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии. Пер. с голланд В.Г. Трисман. — Амстердам, "Pegasus", 2010. — С. 1816].
В книге Витсеном описываются «западные и восточные тартары», а также земли Грузии, Крыма, Узбекистана, Туркестана, Сибири, Монголии, Тибета, Китая и Кореи. На территории Московской Руси упоминаются руские поселения середины XVII века, такие как Селенгинский острог, Албазино, Иргенский острог, Нерчинский острог, Верхоленский острог, Удинский острог, Пустозерск, такие личности как Афанасий Пашков, Ерофей Хабаров, Степан Разин, Владимир Атласов, грузинский царь Арчил, а также многочисленные народности — ногайцы, буряты, тунгусы, калмаки, черемисы, мордва, башкиры, якуты, остяки, юкагиры, коряки и др.
В своей книге Витсен также пишет о том, что в Сибири в то время уже шла промысловая добыча мамонтовых бивней и сообщает о находках различных костей вымерших животных. В 1665 году в Москве он даже приобрёл рисованое изображение мамонта. В 1688 году в местечке Самаровский Ям, по сведениям Фёдора Головина было обнаружено языческое захоронение с серебряными предметами и украшениями. Кроме этого, в Сибири находили статуэтки и украшения из скифского золота [Витсен Н. Северная и Восточная Тартария — Том II, Cтр. 931-940].

    В 1692 году Витсен выпустил в Амстердаме объёмное сочинение «Северная и Восточная Тартария» - главный труд всей его жизни, ставшее, по сути своей, первым в Западной Европе подробным этнографическим и географическим описанием сибирских земель и населявших их народов.

    Для чего он, не только проштудировал все доступные ему источники информации, но и собирал актуальные сведения об этом регионе через созданную им благодаря своему влиянию в Европе разветвлённую сеть информаторов в Европе, Росии и Азии. Поскольку его дом считался «местом собрания как голландских, так и заграничных любознательных мужей, учёных и путешественников», многие полезные сведения он получил из личного общения с гостями.

    Хотя сам Витсен в Росии больше никогда не был, он получал разнообразную информацию от различных корреспондентов (имена которых обычно не оглашались), проявляя, по словам биографов, «почти агентурную цепкость».

    Все эти материалы собранные Витсеном очень пригодились Готфриду Лейбницу, главным помощником которого он был, при разработке в 1690 году Плана Крестового похода на Русь 1693-1694 гг.

    Николаас Витсен был с Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] во всех его поездках в Амстердам, Гаагу и Утрехт, вместе с ним участвовал в публичных приемах послов, в празднованиях, давал советы по чиновникам, предпринимателям и коммерсантам, способным внести вклад в подготовку Крестового похода.

    Был он в курсе и амурных дел Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)], поскольку его знакомство с Анной Монс состоялось тогда же в Амстердаме во дворце барона Келлера.

    Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I впервые услышал имя Витсена в связи с его первым ученым трудом — «Древнее и современное судостроение и судовождение», который вышел двумя изданиями в Амстердаме в 1690 году. Это огромный трактат с многочисленными чертежами и рисунками, причем для иллюстрации судов древности Витсен использовал изображения кораблей на древних римских медалях и монетах, значительную коллекцию которых он собрал.

    Содействие Витсена Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] объяснялось тем, что бургомистр возглавлял так называемое «проруское лобби» в Нидерландах в противовес политическим группировкам в Гааге, опасавшимся, что расширение руской территории разрушит голландско-шведские деловые связи
Этот незаурядный человек стал одним из управляющих Ост-Индской торговой компании, в 1693 году начал собственную торговлю с Росией, тринадцать раз горожане избирали его бургомистром Амстердама, членом Парламента-Генеральных Штатов.

    Он был миллиардером, но скромным человеком. Всю жизнь он упорно и настойчиво собирал сведения о народах и землях Росии и сопредельных с ней азиатских стран.
Он пришел на помощь Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] в самое сложное для того время пребывания в изгнании в Европе и справился с поставленными другими "воронами" перед ним задачами по развалу созданной Царем Алексеем Михайловичем Империи блестяще.

    От имени города Витсен подарил Петру [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] полностью оснащенный корабль, который Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] назвал естественно «Амстердам». В дальнейшем при содействии Витсена из нейтральной Голландии, несмотря на строгий запрет ее правительства, вывозилось оружие для Росии, осуществлялась и поставка в Росию кораблей.

    Витсен тесно взаимодействовал и с послом Росии в Голландии, которым в 1696 году после воцарения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] и разгона Посольского приказа был назначен Андрей Матвеев - сын убийцы деда Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] Царя Алексея Михайловича, Иуды Артамона Матвеева.