Управляемость общества

Виктор Морозов
 
 Молодость нации рождает героев и песни, а
старость - длинные речи и путанные инструкции.
 
Начало

  Управляемость общества – это возможность социального организма, которую он способен превратить тем или иным способом в действительность и адаптироваться в среде своего присутствия. Сама среда существует как результат суперпозиции различных материальных и информационных процессов. Важно понять и принять, что не эти процессы по отдельности образуют единую реальную среду, а их суперпозиция, когда возможность существования всего сущего становится действительностью. Часть такой действительности мы можем видеть, наблюдать и регистрировать. Представить себе всё сущее, как процесс становления возможности в действительность, на сегодня науке не удаётся. В качестве примера такого процесса, можно привести тот,  который нам тоже неизвестен, но по его результатам мы как-то оцениваем прогноз погоды.  Однако точность такого прогноза невелика. Если при этом попытаться спрогнозировать ещё  и иные природные стихии, то наш прогноз будет ещё менее результативным.

     Можно привести и другие примеры того, как проявляет себя неизвестный на сегодня процесс перехода возможности всего сущего в действительность. Социальная действительность для этого процесса не исключение. Она - всего лишь одно из подобных проявлений процесса, ответственного за образование фундаментальной связи детерминированных и вероятностных процессов. Но именно он, и неважно как мы его назовём, законом или принципом, действует так, что задаёт для всех без исключения систем единый и реально существующий пространственно-временной континуум, уникальную форму его управляемости. Разных моделей  этого пространственно-временного континуума и его «механизма» управляемости можно предложить много и такие попытки в науке уже делаются. Все они могут дать положительный результат. Однако этот результат будет конструктивным только в тех моделях, которые  будут содержать единое первоначало и подтверждать собой общую иерархию дискретных и непрерывных свойств всего сущего. Любые такие модели должны иметь единое первоначало, но «стрелы времени», исходящие из него, могут быть разнонаправленными. Это связано с тем, что все реальные живые и неживые системы  на пути своей эволюции из первоначала в направлении своих «стрел времени» занимают определённое местно в общей для всего иерархии. Все они существуют, но до тех пор, пока способны сохранять свою управляемость в рамках неизбежных изменений всего сущего.

     Социальный организм (общество), как и все иные возможные системы, существует до тех пор, пока способен поддерживать управляемость. В противном случае он распадается с теми или иными последствиями для него. Отличие социального организма от других систем состоит в том, что он способен познать и использовать неизвестный пока закон, принцип, согласно которому существует единый, но изменчивый пространственно-временной континуум. Нужно осознать, что причина его единства содержится в его первоначале, к которому всё сущее возвращается периодически и «ненавязчиво» указывает на него. Этот периодический процесс возвращения к первоначалу физически недоступен, но его можно смоделировать, познав неизвестный закон, обеспечивающий управляемость всего сущего. Любым системам, за исключением социальных, такое моделирование недоступно. Направление их эволюции и финал заданы изначально. Только социальный организм может постичь причину управляемости всего сущего и  научиться использовать её. Если это произойдёт, то он получит возможность  выбирать оптимальные способы адаптации к самым разным средам своего присутствия и тем самым самостоятельно задавать направление своей эволюции и развития. 
 
     Чтобы достичь обществу такого уровня оптимизации управляемости, ему предстоит понять исходный принцип существования природной среды своего присутствия. То, что в эту среду общество внедряет свои рукотворные социальные и иные процессы, не влияет на то, что у управляемости общества должен существовать единый с природой исходный базис. Без понимания этого фундаментального базиса, невозможно создавать оптимальные социальные системы управления, которые были бы способны обеспечивать высокий уровень управляемости общества. В настоящее время отсутствуют и знания, и вера в то, что это единство существует, а поэтому управляемость общества всюду осуществляется субъективными предпочтениями господствующих элит. А у современных элит нет понимания того, что управляемость – это свойство всего сущего, а различные технологии управления в обществе без учёта этого фундаментального свойства бесперспективны. Как показывает история, этот путь является временным, а теперь, в связи с внедрением IT-технологий, тупиковым. На этом пути научиться разрешать оптимальным образом противоречивые субъектно-объектные отношения, характерные для социальных систем, длительное время невозможно. Без понимания управляемости, как свойства всего сущего, управляемость любым обществом рано или поздно будет потеряна. Такие социальные системы недолговечны и неизбежно распадаются или, того хуже, погибают.

  Продолжение этого начала… позже