Цена советской копейки

Мария Городецкая 2
Сейчас-то я лучше, чем прежде, начала понимать, что семье из 4 человек, сколько  уже и насчитывалось в семье моего дяди по отцу А.К.Федорченко, комнаты в 10 м - это беспредельно мало. Да еще и учесть надо, что и он сам нередко на дому хотел заниматься с учениками. Но об этом и вопрос почти не стоял. Ведь его в то время жена-пианистка тоже старалась дома принимать своих подопечных. А у нее!!! Они все еще и пели к тому же.  При этом однозначно вспоминаются кадры из фильма "По семейным обстоятельствам". Там ведь тоже пели артисты, исполнявшие роли певцов? Так вот тетя моя старалась, чтобы они побольше пели у нас дома перед поездкой на очередную гастроль. Дядя занимался с учениками в квартире, которую их семья захватила без всяких ордеров на проживание. Да и кто бы сунулся в этот подвал по своему страстному желанию без веских оснований на это?

Так дядя зудел виолончелями в подвале. Тетины вокалисты орали под ее сопровождение в той комнатушке, что у нас носила гордое название второго этажа. А мы!!! Под это росли. Но не молча.  Моя двоюродная сестра. Та, что из них помладше была, но все равно старше меня на 8 месяцев.  Она всегда верховодила всем. И в играх, и в жизни. Пока она была еще крайне мала. Она просто. Облизывала уличную обувь певцов. И никогда ничем не болела от грязи. Напротив, ей явно было вкусно лизать эту грязь. Витаминов ей точно тогда хватало в еде. Тогда и приходила к моей тете и Катя Райкина. И тоже училась пению, оставляя свое пальто в коридоре.
 
Когда же сестра подросла немножко. Забавы стали намного хитрей. Она просто рылась в карманах верхней одежды певцов. И забирала себе то, что у них там лежало до этой игры. Так у нее появлялись карманные деньги. На них же можно было мороженого купить при возвращении из школы. Чаще урожая хватало ей на пломбир. Тот, что был за 19 копеек. И с кремовой розочкой сверху.  В неурожайные дни. Сливочный рожок за 15 копеек. Или одно эскимо. Уж совсем в нищете фруктовое мороженое за 7 копеек. Я могла откусить сколько получится.Моя проблема и тогда уже проявилась.  мало того, что я равнодушна к мороженому. Да и его.  Я не могу откусить. Оно же холодное. Так!!!  Лизнуть пару раз. Мне и довольно вполне.

Но, если дни попадались, когда в карманах певцов не было мелочи. В ход шла совсем другая система. Мы выгружались из автобуса №39 у Зоопарка. И сестра моя начинала плакать. Вроде тихонько. Но народ останавливался с желанием помочь. Легенда оглашалась такая.  Нас сильно задержали в школе. И надо срочно домой позвонить, чтобы все не волновались. 2 копейки на телефон-автомат родителей точно сейчас успокоят. Люди щедро давали ей монетку, чтоб успокоить родителей. Если не оказывалось двушки в кармане, не жалели и по 10 копеек для успокоения родных этих маленьких девочек.

Тогда  даже и больше за один раз набиралось. А не только на одно эскимо. Или стаканчик за 19 копеек. могло  бы хватить и на несколько раз, чтоб родители не волновались.  Да вот только. У сестры моей все монетки как-то очень быстро кончались.

Я была соучастницей однозначно. Потому и молчала всегда.

А вы говорите сейчас, что на 1 копейку купить ничего невозможно совсем. А это был. И спичек целый коробок. И стакан газировки без сиропа. И хлеба четвертушку за 5 копеек продавали более свежую, чем за 4 копейки.