Несколько тактов нежности

Мила Суркова
         Лиловые сумерки успокаивают дневные мысли, смягчают линии, растушевывают силуэты соседних домов, айлантов и сирени возле беседки.
         Спасаясь от длинной тени, вспорхнула с березы запоздалая птица.
         
         Небо и земля соединяются под ночным шелковым зонтом.
         Мягкие тени погружают город в преддверие сна. Время готово замереть, создавая иллюзию, что мир останавливается.

         Вместе с ночью приходит ощущение одиночества.
         Оборваны контакты с внешним миром. Днем человек играет разные роли в зависимости от ситуации и внутреннего мироощущения. Многолики наши дневные «я».
         Какие мы, сбросившие ночью маски и костюмы? Открываем ли свое лицо и душу?   
         
         Об этом я напишу позже. Закрываю ноутбук. До завтра, мои любимые герои.

         Легко сказать «до завтра». Сон не приближается ко мне. Текст не отпускает. Персонажи продолжают жить, независимо от меня.
      
         Темнота меняет дневные мысли и эмоции.
         Осталось немного времени до успокоительного сна, чтобы понять, что за внешним миром есть другой, глубокий и многозначительный, где происходит невероятное, не подвластное нашему разуму, и где рождается божественная музыка.
         Ночь впускает в свой таинственный мир, и я создаю новые повороты сюжета, переплетения судеб.
      
         Город тоже мучается бессонницей: шепчет шинами автомобилей, пугает сиреной скорой, успокаивает Моцартом из соседнего окна. 
       
         Постепенно затихает, оставляя меня в тишине.

                ***

         Тишины нет внутри нас. И это не только мысли, что не останавливаются ни на минуту. Это звуки. Кому повезет, то и музыка.

         Из какой ткани сознания возникает она? Или приходит из тонких нитей Вселенной, что не безмолвна? Композитор – единственный ли автор своего произведения?

         Мы воспринимаем музыку не только слухом. Иначе не было бы той эмоциональной глубины отклика, духовного волнения, что помогает под будничностью жизни видеть поэтическую сущность, творя прекрасное из суетности быта. 
       
        Красота произведения и энергия исполнителя погружает в другую реальность, вызывая порывы к идеалу.

        Слушая музыку в концертном зале, наблюдаю за руками музыканта, его позой, но не вижу глаз и выражение лица. Сравнивая записи известных исполнителей прошлого и современных, замечаю, что сейчас музыканты более раскованны и доверительно близки.
      
        Когда передо мной видеозапись произведения, я вижу ярко выраженные эмоции музыканта и ощущаю глубинный контакт с ним, с другими людьми, со всем сущим. И музыка звучит обостренно доверительно, вызывая катарсис и возрождая внутреннее единое «я».
      
        Разве это подвластно словам? Они не могут так тонко передать ощущения, как музыка. Слова бледны по сравнению с теми эмоциями, что вызывает она. У музыки особый язык, понятный каждому без перевода.

                ***

        Ночное небо не спит – детки-звездочки не дают сомкнуть веки. Луна спустилась в пруд и разбудила его. Деревья зашептались сонными голосами: «Какую музыку услышим?»

        Серебристый луч, как дирижерская палочка, протянулся от края светила и готов дать сигнал первому звуку.
        В ожидании касания смычка заволновались в саду синие тени. 

        Волнуюсь и я.

        К моим любимым музыкальным инструментам добавилась виолончель. Ее выразительное звучание способно передать всю палитру эмоций и действовать на глубинном уровне. Услышу ли ее сегодня?

        Зазвучали пульсирующие звуки фортепиано, будто лебедь поплыл по серебристой глади пруда.
        Виолончель заговорила певуче и ласково. Музыкант обнимает ее, как девушку, создавая особую чувственность. Чарующие переливы вызывают нежные эмоции.

          Я не включаю свет, чтобы не прервать музыкальную магию, не нарушить остроту переживания, не спугнуть мысли. Спешу открыть записную книжку в телефоне, пока не забылось, не улетело.
          
          История моей героини обретает новый импульс. Выразительный и теплый звук виолончели волнует ее. Мне представилось, что она влюбленно смотрит на музыканта. Ее чувствам созвучна нежная часть пьесы – темпо «Adagio».
         
          «Когда ты одной рукой изящно касаешься струн смычком, а другой любовно трогаешь гриф, это волнует так, словно ты ласкаешь меня. Звуки волнами проходят по телу, вызывая сияние любви. Я забываю об отчаянии и сомнениях – душа испытывает порыв к идеалу и красоте. И кажется, что музыка не только управляет душой, но и двигает звезды (1)», – записываю слова героини.

        … Засыпаю под волнующий голос виолончели, и сон полнится яркими образами и событиями. Это миг моего присутствия в двух реальностях.
         Страдания героев сливаются с моими печалями. Я проживаю их виртуальную жизнь, а они врываются в мою реальную.

                ***

         Рассвет расколдовал магическую ночь. Небо отделилось от земли.

         Звуки пробуждающегося мира входят в полусон.
         Я хочу сохранить волшебство музыкальной ночи и прошу музыканта: «Пожалуйста, еще несколько тактов абсолютной нежности, прежде чем реальность закрутит меня». Он смотрит мне в глаза, улыбается и ласково касается струн…

         Утро сердится, что я замедляю ход его времени.
      
         Мир внешний вращается, как юла, набирая скорость. Поток повседневности затягивает в свои рвущиеся ритмы. Внимаю звукам разноликого мира: одни радуют, иные раздражают, к другим привыкла. Но я люблю этот разноголосый мир.
      
        Спешу сделать запланированное на день и останавливаюсь, когда солнце тяжелеет, косыми лучами вытягивается к земле, успокаивает небо и землю.
       
        Время пролетело, как стрела, и старинные часы отсчитывают минуты до сновидения с сокровенной музыкой виолончели, что подарит отдохновение и наслаждение.
               
        Я записываю слова героини: «Музыка несет очищение, притупляет боль, наполняет сердце нежностью. Там, где есть нежность, нет места грубости и предательству. Тонкая музыка пробуждает любовь».

        1. Фраза «двигает звезды» из книги Джейн Хокинг «Музыка, двигающая звезды», 1999г.
        2. Вдохновение: К. Сен-Санс. Пьеса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»