Личные наблюдения

Алёна Мак
Праздничный марафон | День 3
 
Пятый элемент хорошего рассказа
 
Четыре элемента хорошего рассказа перечислены. Композиция, персонажи, конфликт, сюжет.
Задание:
Придумайте пятый элемент хорошего рассказа! То, что делает произведение особенным, неповторимым и запоминающимся. Например, можете рассказать об этом элементе сказку или легенду, написать рецепт классного рассказа из пяти ингредиентов, порассуждать, что делает истории неповторимыми. Возможно, вы даже придёте к тому, что секрета никакого нет!
 
Личные наблюдения.
 
Что может держать темп и рождать интерес читателей, если не объём Души автора?! Вот он для меня и является пятым элементом хорошего как литературного, так и художественного произведения.
 
Профессия подарила мне знания художественного ремесла. Портрет – это рассказ о человеке, а я расскажу о рецепте рождения портрета и о том, как с точки зрения художника портретиста, написавшего не менее семи тысяч лиц, к искусству относится общество. Выбранная специализация ответственна и сложна, что неоспоримо. Любое дело кажется сложным, пока нет знаний и опыта. Отношение людей к творчеству, да и к самим себе, со времени моего обучения до момента моего сегодняшнего повествования круто видоизменилось.
 
Ребёнком, с замиранием сердца, наблюдала, как работают художники. Теперь детей редко привлекает рукотворное. Смотреть, как из чистого листа рождается картина, готовы единицы, но потянувшегося к творчеству ребёнка мамы обычно очень быстро уводят. Все теперь куда-то торопятся, или боятся помешать.
 
Помешать профессионалу присутствием невозможно. Начинающему сложно. Первые работы пишутся с большим количеством ошибок, необходимо время для исправления и для формирования навыка. Портретируемый не всегда имеет много времени, а обучаемый испытывает страх и за результат и за процесс, потому что вокруг люди. Чтобы не бояться публики, в институте нам давали задание рисовать наброски животных в зоопарках. Необходимо было сделать не малое количество набросков, поэтому было абсолютно всё равно, кто подходит, что говорит, сколько людей за твоей спиной. Меня лично сложно вывести из себя, за 50 лет активного творчества умение молчать в ответ отработано. Но три барышни, которые всё время произносят фразу «Лицо должно быть белым» меня лично уже, за семь лет портретного искусства на набережной Петрозаводска, уж простите за выражение, задолбали конкретно. Иногда вмешательство происходит в момент моего первого взмаха руки с мелком пастели над пустым листом, когда необходимо быстро разметить маячки, над которыми потом будешь трудиться. Советов давать художнику, даже начинающему, точно не надо. Никогда художник не увидит мир вашими глазами. Садитесь рядом и показывайте класс своими примерами портретного мастерства!
 
На Арбате я оказалась летом 2014 года и пробыла до осени 2016 го, и сразу стало понятно, что я там нахожусь не ради заработка, а ради восстановления руки, потому что в течение долгого времени портреты писала редко. Первые коробочки пастели подарила подруга. До этого момента портреты на Арбате я писала акварелью, а эта техника требует гораздо больше времени. За многие портретные пробы пастелью стыдно. Реабилитирует и душевно уравновешивает то, что дарила сборник своих стихов и прозы под названием Сердце на стебельке. В силу отсутствия прожиточных средств именно так, к слову, я тогда и выглядела. На Арбате работа была далеко не сахарной, для всех. Там были прекрасные мастера своего дела, профессионалы, и среди портретистов и среди шаржистов. Но таких было не много. В институте педагоги говорили нам, студентам, так: портретистом может быть каждый из вас, а шаржистом только тот, кто станет асом портретного творчества. На Арбате портретистами были все, кто умел рисовать похоже, а шаржистами, за редким исключением те, кто рисовать портреты не умел. С первых дней на Арбате я поняла, что в народе ценится не душа, которую ты вкладываешь в портрет, да и вообще особо то не сам портрет, а тот, кто этот портрет исполняет. И сам факт, привести домой портрет с Арбата, как сувенир. И тут стало ясно, как сильны в обществе штампы: художник – особь мужского пола, с бородой, старенький, а если на нём ещё и берет – очередь к нему обеспечена до самого вечера, даже если он вообще не художник.
 
Техникой сухой кисти я овладела на Арбате, благодаря коллегам и доказала, что я это делать умею. Но для творческого раскрытия выбрала пастель. Задача гораздо сложнее, чем просто рисунок в тоновом исполнении. К тону добавляется цвет, и найти его необходимо сразу, не думая, а вот для этого нужен навык. Чтобы понять, о чём я, привожу пример с педалями автомашины. Взялся за руль – о педалях думать поздно. По такому принципу при работе над портретом подлетают мелки. Не тот взяла – исправь. При создании образа необходима лепка. Все уточнения потом. Лепка происходит гораздо приятнее, быстрее и точнее, если со своим героем идёт взаимодействие. Человек в разговоре, в манере держаться, в движении, подсказывает, как написать его правильнее, чтобы раскрыть образ полнее. Мне важно, что я хочу своей работой показать. Цель и её достижение.
 
Цели рассказа художника сродни целям литературного произведения. Автор зарисовки должен за несколько секунд понять своего персонажа, чтобы в работе показать суть, внешний вид, характер, тип личности человека. Надо сказать, литературное произведение даёт творцу и времени больше, включая время для исправления ошибок, которого у уличного художника нет, да и гамму значительно богаче, так как можно наполнять анкету литературного героя деталями, которые расширяют сферу деятельности и взаимоотношений, наполняя образ героя, используя привычки, принципы, жестикуляцию, фобии, мании, уровень самоуверенности личности, и её стиля внешнего вида, речи, физических особенностей. А если добавить биографию, тут уж полёт фантазии безграничен. Художник, имею в виду мастерство уличного творца, обязан отразить за максимально короткое время не только внешнее сходство, - это к криминалистам. Художнику важно передать внутренние качества конкретного героя произведения с помощью художественных средств. А это зависит от личности художника. Именно этому учили меня, поэтому на занятиях мы обсуждали, портрет словами это «Он или не он», а не «Похож или не похож».
 
Кого рисовать сложнее, кого легче. Такие вопросы слышу постоянно. Главное, чтобы позволяли погодные условия присутствовали хорошие знания способов работы материалом и пропорций возрастных изменений, тогда о сложности не думаешь. Портретист создаёт своим творчеством некий срез времени. Поэтому рисовать хотелось бы лица разных людей, и детей, и женщин, и мужчин, всех возрастных групп. Людей старшего возраста, к сожалению, усадить гораздо сложнее. Попробую описать, что сейчас происходит в нашем обществе в пределах исследованной мною темы.
 
Первое. Люди, в большинстве, не любят себя, не довольны своей внешностью. Рассматривая себя в зеркало, ищут и находят недостатки, которые кроме них самих вообще никто не замечает. Чаще, конечно, женщины. Фраза «Принимайте меня такой, какая я есть», - как заявила недавно Джулия Робертс,- на мой взгляд, не верна. Я не противник макияжа, как раз если ты уважаешь людей, старайся выглядеть достойно. Надо быть такой, чтобы любить себя и быть приятной обществу. Если красота есть, её необходимо уметь преподнести. Как результат нелюбви к себе – сравнение с идолами времени, навязанными телеэкраном и гаджетами. По моему наблюдению, в обществе произошло внутреннее опустошение, которое компенсируется комплексом внешних данных, приводящих к внешней корректировке, которая не всегда удачна, а часто и опасна для жизни. И человек, надувая ли губы, разрисовывая ли своё тело, или втыкая в него дополнительные штуки, делает огромную глупость. Обои, и те со временем надоедают, одежду меняем, макияж смываем. Надо ли делать непоправимое, если Создатель наделил всех внешней красотой, которая, правда, без наполнения души пуста и никчемна. Во все века искусство восхваляло именно чистоту тела и красоту души. Да вообще не имеет значения, что у вас снаружи, если внутри пустота! Озлобленность, зависть, необразованность, кичливость, накладывают на обладателей дополнительный оттиск, его визуально ничем не исправишь, не замажешь, не надуешь, не отрежешь, не изменишь, пока сам человек не полюбит этот мир и самого себя. Необходимо заняться саморазвитием, для начала пробовать отвечать на вопросы, кто я, для чего я, чем я наполнен и учиться доброте, что не просто на самом деле.
 
Второе. Далеко не все готовы к честному мнению со стороны. То есть, человек хочет видеть не себя, а свою улучшенную, с его точки зрения и уровня культуры, проекцию. С этим хорошо справлялось большинство художников Арбата. Грубо говоря, сделать колхозниц, ткачих, поварих – (прекрасные профессии, которыми могла бы гордиться страна и народ), - королевами. О душе в таких картинах – ни слова. Красивенько. Цель труда – заработок. Профессиональный художник ставит перед собой цель раскрыть внутреннюю красоту. Это то, что делает произведение особенным, неповторимым и запоминающимся. Или показывает, каким может стать человек, если полюбит себя. Во втором случае, как правило, люди отказываются от портретов, и такие работы остаются в папках автора. Для художника это риск остаться голодным, зато смелость даёт уверенность в правильности творческого пути.
 
Третье. От художника многие ждут не портрет, а фогографию. В этом случае совет художникам, стиль и уровень надо выдерживать, оставаясь собой. Наша задача освещение души человека через себя. А тем, кто хочет фотографию – добро пожаловать в фотосалоны! Там тоже есть прекрасные мастера, а художник не фокусник. Часто слышу фразу, мол, зачем портрет, у меня есть фотоаппарат. В прежние времена таких «юмористов» бы обсмеяли, а сейчас не стоит даже обращать внимание и растрачивать силы на слова. Возможно, этой категории людей нужны более сильные лекари душ.
 
Четвёртое. На выражение «Я сама (сам) рисую» тоже советую внимания не обращать. В 98 процентах так отвечающих - те, кто занимается раскрасками для взрослых, живописью по номерам. Адекватный человек скажет фразу «Я тоже рисую», с совершенно иным выражением голоса и лица, и вы останетесь друзьями. Если услышите фразу «моя дочь меня нарисует», а дочери 6-9 лет – посочувствуйте дочери. Ребёнок, которому говорят, что он уже умеет рисовать, никогда не будет добиваться того, чего добьётся ребёнок, который знает, что он ещё не художник. (Как и не повар, не водитель, не бухгалтер и тд). Достижения художественного ремесла формируются годами и душевными переживаниями.
 
Пятое. В правильной связи между мужчиной и женщиной, несомненно, песнь Творцу, но!.. Если творческий человек не одинок, бывают проблемы. Даже не буду вещать о ревности, которую испытывает мужчина, если женщина, художник, которую он считает «своей», исследует черты лица незнакомого портретируемого мужчины. Возможно, это станет поводом для написания отдельного рассказа, юмористического.
 
Алёна Мак 06.03.2024
#5_лет_пиши_за_гроши