Я или не Я - вот в чем вопрос!

Феликс Храмышев
Что мы имеем ввиду, когда произносим слово «я»? Вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос?   В чем разница между «я» и «не я»?  Почему человек отождествляет свое тело, мысли, чувства с понятием «я», а всех других людей относит к «не я»? И если ответ на этот вопрос прост, почему в последнее время такая шумиха поднимается вокруг возможности воспроизвести себя через клонирование, получают широкое распространение вера в переселение душ, реинкарнацию и прочие чудеса? Насколько индивидуально и неповторимо наше «я»? Попробуем поискать ответы на эти вопросы.

Вопрос первый: что относится к понятию «я» и «мое»? Голова, туловище, руки-ноги… это просто. Мысли, воспоминания, жизненный опыт, эмоции - это тоже часть «я». Без чего можно обойтись, оставаясь собой? Довольно быстро приходим к выводу, что люди живут без рук, без ног, с чужим сердцем и другими органами оставаясь тем, кем были, сохраняя ощущение своего «я». С пересадкой или ампутацией мыслей сложнее. Мысленные опыты писателей-фантастов на эту тему  (голова профессора Доуэля, пересадка мозга  в чужое тело) а также реальный опыт медицины (амнезия, болезнь Альцгеймера, и другие болезни  мозга) укрепляют наше мнение в том, что средоточием «я», является мозг человека с заключенной в нем информацией. Именно этот сгусток живой материи измененной и изменяющейся соответственно записываемой в него информации определяет индивидуальность личности, осознание собственного «я».

У множества религий есть свой ответ на этот вопрос – «я» это душа , «я» находится там, где находится душа, отсюда происходят совершенно логичные (с точки зрения  религий) утверждения о существовании загробного мира, о переселении душ и т. п. В конечном счете, все эти утверждения объединяет одно: «я» уникально и неповторимо, но оно может существовать в другом теле или вообще вне тела. Если душа бессмертна «я» может существовать вне тела, если не бессмертна,  «я» умирает со смертью души. А как обстоят дела с материалистической точки зрения?
   
Попробуем произвести несколько мысленных опытов над человеческим мозгом. Насколько можно изменить записанную в нем информацию, не изменяя осознания личностью своего прежнего «я»? Человек с самого рождения в течение последующих десятилетий усваивает новую информацию, забывает старую, меняет свои взгляды, убеждения, жену, профессию, но все это время он ощущает себя конкретным Иваном Ивановичем и окружающие идентифицируют его с этим именем. Хотя между пятидесятилетним Иваном Ивановичем  и им же в пятилетнем возрасте огромнейшее различие, это, тем не менее, одна и та же личность, а вот  Иван Иванович и его брат-близнец Петр Иванович хоть и очень похожи внешне, и  в мыслях схожи – совершенно разные личности.

Проведем мысленный опыт. Попробуем постепенно «стирать» информацию из мозга человека. Сначала человек будет продолжать сохранять свою связь с внешним миром, сохранять свое «я», но с какого-то момента мозг будет «очищен» настолько, что личность прекратит свое прежнее существование, «я» (душа) умрет. Но ведь организм человека продолжает жить, и мы можем запустить опыт в обратную сторону – дать ему возможность снова воспринимать информацию. С определенного момента эта информация позволит человеку снова осознать свое «я», вот только будет ли это «я» прежним? Конечно, наш опыт мысленный, и результатом будет только предположение. Так вот, есть предположение, что это будет уже другое «я», другая личность, не имеющая связи с предыдущей, несмотря на наличие общего тела, родственников, знакомых прежнего «я».  Случаи потери памяти в результате травм головного мозга и восстановления после них дают схожие с нашим  «опытом» результаты, с поправкой на то, что может восстанавливаться часть прежней информации или, из-за серьезных повреждений, плохо усваиваться новая. В первом случае может восстановиться осознание прежнего «я», либо (во втором) не родиться новое.

Вообще, слово «восстановиться» наталкивает на мысль чуть изменить «опыт»- не стирать полностью информацию в подопытном мозге, а временно исключить пользование ею, либо, стерев, в точности записать снова, как это делается на компьютере. В этом случае прежняя личность будет действительно восстановлена , можно даже сказать воскрешена (без кавычек).

Частный случай временного неиспользования информации, хранящейся в мозге всем нам хорошо знаком – это сон. Конечно, мозг продолжает выполнять при этом многие служебные функции, обеспечивая сохранность организма, но человек в состоянии сна не ощущает себя. Это состояние эквивалентно «временной смерти», и с давних пор именно так и воспринималось людьми. Но, просыпаясь, человек ощущает себя прежней личностью.

Продолжим наши изуверские «опыты».  У человека, неизлечимо больного «списываем» и «архивируем» всю информацию из головного мозга, затем, после его смерти, эту информацию вкладываем в мозг индивидуума-клона, выращенного из клеток этого человека. Будет ли это восстановлением исходного индивидуума? Ответ становится очевидным, если то же самое сделать при жизни донора. Мы получим двух совершенно одинаковых людей, с одинаковым прошлым, схожим поведением каждый из которых ощущает свое собственное «я» в своем собственном теле. К сожалению, с бессмертием тут ничего не получается. Хотя, возможно, в каком-нибудь далеком будущем таким способом люди будут «воскрешать» своих умирающих родственников, например, детей. Для окружающих это будет практически полноценная замена, но умершему это не поможет – он свой единственный шанс уже использовал.

Еще один интересный объект для приложения результатов «опытов» это телепортация. Хотя пока никто не может доказать возможность ее осуществления, в принципе, идея передачи на расстояние материальных объектов путем превращения вещества в поле и обратно не противоречит существующим научным представлениям об окружающем нас мире. Допустим, устройство для телепортации создано, и первые неодушевленные объекты успешно передаются на расстояние. А как быть с человеком, можно ли его будет переместить в пространстве таким же способом? Боюсь, что нет. Любое «разложение» индивидуума на составляющие или превращение его в другие виды неживой материи просто убьет его. А «восстановление» в пункте приема будет только созданием точной копии оригинала (см. предыдущий абзац). Причем копий этих можно создать сколько угодно, исходного материала - вещества, полей - полная Вселенная.

Попробуем осмыслить «результаты» наших «опытов» и приходим к следующим предположениям:

Каждый индивидуум является единственным, и неповторимым творением природы, то, что он ощущает в течение времени от рождения до смерти  уникально, присуще только ему.

Никакие попытки сохранения личности, собственного «я» индивидуума вне пределов его мозга не могут иметь успеха. В лучшем случае будут созданы только качественные копии и другие личности.

Никакие переселения душ или реинкарнация невозможны.

В этом мире рано или поздно родятся все. Просто тот, кто не родится, об этом не узнает.