В трёх соснах

Виктор Гранин
(Семантические изыскания)

            Некий Михаил, однако же довольно знакомый просвещённой публике, Евграфович – разумеется Салтыков-Щедрин – ещё в 1883 году измыслил бытовое состояние, названное им в сочинении «Современная идиллия». Случилось это, как мы легко можем вычислить своим изощрённым умом,  уже как полтора века назад.  И века не простого, а динамичного в своих потрясениях. Да таких уж, порой, сильными - до восхищения  открывшимися возможностями нашего воздействия друг на друга.
Так этот Михаил, он что там сказанул? Да много чего. Да вот хотя бы о знании одного персонажа о том, что были вожди тех, которые начали своё историческое существование с того, что в трёх соснах заблудились, а потом рукавицы искали, а рукавицы у них за поясом были.

              Немножко, мне кажется, некорректное  мнение о вождях. Вожди, вообще-то, не могут заблуждаться, а, если уж блудить, так то со всей интенциальной силой.

              Вот вам и первая, что называется, сосна. Интенция. Другими словами - направленность мышления на какой-либо предмет. В отличие от томного желания, интенция выливается в загаданный план действий.
             Но действий таких, что недостаточно уж интенции одного, пусть даже и самого мощного лидера. Всегда под дланью его коленопреклонён народец. Который и объявляется носителем совершенств, хоть в отдельно взятый момент фактически и не блещет светлостью ума, да уж всегда сообразителен. Эта его способность улавливать дуновения ветра: и откуда, и куда он дует , да по его доминирующей интенсивности уж настраивать свой рангоут, такелаж  и оснастку – и есть возбудитель  особенной потенции.

              Как сосны второй. Разумеется, не примитивная сексуальность здесь имеется в виду, а потенция социальная, как способность мобилизоваться, да всей совокупной мощью поддержать интенции вождя.
              И пусть некие отщепенцы поскуливают о том, что, дескать людям с низкой творческой потенцией нужны большие усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе онтогенеза установки на жёсткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями. Да похеру нам их «онтогенез». Даже пусть творческость наша, по их мнению,  и низка. Но зато, когда мы вместе, как сказочные (да не какие-то там итальянские, а кондовые наши) прутики в венике, мы не только чисто выметем всех этих умников, мы вообще победим любого, имевшего неосторожность встать на пути наших интенций.

               Ибо до небес уже возрастает третья наша сосна.
Святое чувство враждебности к тому, кто причина своих неудач. Пусть умники сколь им  хочется бубнят о том, что движет нашими побуждениями нечто такое:
как  бессильная ( это когда-то!) зависть перед врагом, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Что мы, как тот субъект что создаёт образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.
               Может это немножко и было у нас когда-то. Но не сейчас. Ведь «ярость благородная вскипает как волна…».

              Ресентимент - называется. Сосна наша третья. И нечего тут блуждать в смыслах, когда – Вперёд! – напролом.
               Есть и на этот случай пословица: -хоть голова в кустах, зато грудь в крестах. Как знаках доблести.

07.03.2024 6:39