Мемуары Арамиса Часть 269

Вадим Жмудь
Глава 269

Я прервал рассказ про д’Артаньяна, когда он сидел в приёмной Короля и размышлял. За это время к Королю дважды заходил Кольбер, и уходил от него с озабоченным видом. Наконец, он зашёл туда в третий раз и всё ещё пребывал там. Прошло уже почти полтора часа.
«Арамис с Портосом отбыли по какому-то срочному делу, — размышлял он. — Ради чего Арамис мог оставить Филиппа без своей опеки? Только для того, чтобы отвезти Людовика в Бастилию. Понятно, но ведь это он сделал ещё ночью! Почему же с утра его не было вместе с Филиппом? Вероятно, он решил внушить Филиппу, что отвёз Короля в какое-то более отдалённое место. Но перед этим он сопроводил Филиппа в Лувр. Разумеется, ему понадобился приказ об аресте пленника. Он прибыл в Лувр, чтобы получить печать на приказ, а печать находится у канцлера Сегье, который не ездил в Во-ле-Виконт. Это – всего лишь спектакль для Филиппа, и не более того, поскольку в Бастилию он поместил Короле без всякого приказа, просто обманув маркиза де Безмо о том, что узник был выпущен по ошибке. Ладно, стало быть, Арамис ещё не полностью доверял Филиппу и решил на всякий случай ввести его в заблуждение насчёт того, куда был отвезён Людовик. Хорошо, с помощью приказа он мог ввести в заблуждение Филиппа, но ехать ему никуда не надо было. Если Людовик был помещён в Бастилию, то приказ был, по-видимому, о размещении узника под вымышленным именем в какую-то другую тюрьму. Полагаю, где-то неподалёку, поскольку Арамису нежелательно было бы покидать Филиппа надолго. Впрочем, у него, вероятно, и узника-то никакого не было, а приказ он припрятал, как поступил бы и я. Итак, ему надо было просто где-то отсидеться под видом поездки туда, куда он якобы поместил Короля. Что же он сделал дальше? Разумеется, навестил Фуке, чтобы узнать новости при дворе. А Фуке уже побывал у Короля. Он вышел от него полтора часа тому назад и, скорее всего, вернулся в Во-ле-Виконт. Путь до Во-ле-Виконт в восемьдесят пять миль Фуке преодолеет в карете часов за шесть. Нет, я не прав! Ведь Король приказал ему обследовать спальню, да и самому Фуке, по-видимому, не терпится всё выяснить. Что ж, тогда он поедет верхом и будет торопиться. Когда выполняешь приказ Короля, отданный таким тоном, тут не до удобств в пути! Дорога отнимет у него не более трёх часов. Значит, через полтора часа он будет в Во-ле-Виконт, и, вероятнее всего, встретит там Арамиса. Разумеется, он набросится на него с упрёками, Арамис поймёт, что его дело не выгорело и поспешит скрыться. Где же ему скрываться? У Атоса в Блуа? Это не выход, там его найдут, да и не станет Арамис втягивать Атоса в свои дела. Значит, он направится прямиком на остров Бель-Иль! Вот где я смогу найти и Арамиса, и Портоса! Что ж, мне не следует туда торопиться, если Король велит мне их арестовать. Поеду сначала в Во-ле-Виконт, затем в Блуа, и лишь после этого, быть может в Ванн. Если Арамис не заезжал туда, я смогу провести день или два в расспросах про него. Это даст ему дополнительное время. После этого я не спеша направлюсь на Бель-Иль. Если же Король поручит арестовать Арамиса и Портоса кому-то другому, тогда мне, наоборот, следует поспешить прямо на Бель-Иль, чтобы предупредить их. Но смогу ли я отлучиться? Даст ли мне при таких обстоятельствах Король отпуск? Разумеется, не даст. Получается, что я должен спровоцировать Короля на неуважительные высказывания в мой адрес, оскорбиться и попросить отставку, что позволит мне тут же отправиться к ним. Не слишком приятная перспектива, но что же поделать? Или, быть может, направить к нему с предупреждением кого-то другого? Базена, если он ещё не с ними? Могу ли я доверить жизнь двух друзей Базену? Он парень расторопный, если вспомнить его по прежним годам. Но каков он сейчас? 
Д’Артаньян перестал накручивать правый ус и взглянул на настенные часы. Он сидел в приемной Короля уже два часа.
Раздался звук колокольчика, Юбер, услышав этот звон, вошел к Королю, после чего почти тотчас вышел и обратился к д’Артаньяну:
— Господин капитан, Его Величество просит вас зайти к нему.
Д’Артаньян стремительно встал, поправил портупею и решительно шагнул в кабинет Короля.
Король выглядел решительным и суровым. Подле него стоял Кольбер с какими-то бумагами в руках.
— Д’Артаньян, вам надлежит незамедлительно отправиться на остров-крепость Бель-Иль-ан-Мер, — произнес Король. — Если заговорщики – друзья Фуке, то они там. Один из них, как вы знаете, епископ ваннский. Господин Кольбер, напомните мне, кто помогал ваннскому епископу в руководстве строительством крепости Бель-Иль?
— Барон дю Валон де Пьерфон де Брасье, — ответил Кольбер.
— Капитан, вы должны арестовать епископа ваннского и трёх указанных людей, этих дю Валона, де Пьерфона и де Брасье, — сказал Король. — Всех четверых в закрытой карете связанных доставите в Лувр, где я учиню им допрос с вашей помощью. Для ареста мятежников возьмите столько людей, сколько понадобится, чтобы захватить живыми этих четверых.
— Ваше Величество, барон дю Валон де Пьерфон де Брасье – это не три человека, а один и тот же человек, — сказал д’Артаньян как можно мягче. — Но для того, чтобы захватить его силой, понадобится только человек, сколько необходимо для ареста трёх мятежников. Этот человек чрезвычайно силён.
— Вы его знаете? — резко спросил Король.
— Я встречался с ним несколько раз, точно не припомню, сколько именно, — ответил д’Артаньян.
— Вы возьмете с собой столько войск, сколько потребуется, — ответил Король. — Вы не имеете права потерпеть неудачу, если крепость окажет сопротивление. Даже если всё население окажет вам сопротивление, крепость должна быть моя, в ней не должно остаться ни единого человека, непослушного моей воле.
— Сколько времени у меня на сборы? — спросил д’Артаньян.
— Вы должны выехать как можно быстрей, самое позднее – через полчаса, и двигаться так быстро, как только возможно, — ответил Король. — Вы ни в коем случае не должны упустить преступников! Если они от вас ускользнут, господин капитан, я буду считать вас соучастником заговора и государственным преступником. Если же вы выполните мой приказ как подобает, вы получите маршальский жезл.
— Для того, чтобы собрать и доставить к крепости войско, достаточное для осады, требуется значительное время, а для морской кампании требуется ваш приказ. Кроме того, расходы…— проговорил д’Артаньян, но Король перебил его.
— Соответствующие бумаги уже подписаны, а деньги вы получите у Кольбера немедленно, как только покинете мой кабинет. — ответил Людовик. — Вы можете потратить на сборы десять минут. Если вы арестуете мятежников ещё до из прибытия в Бель-Иль, я сделаю вас не полевым маршалом, а главным маршалом Франции. Но если вы упустите мятежников, я лично порву ваш патент капитана королевских мушкетёров. И это будет большая милость с моей стороны и чрезвычайная мягкость, которую я проявлю по отношению к вам исключительно в благодарность за оказанную мне услугу, вы знаете, о чём я говорю. Любого другого, за невыполнение этого приказа я отдал бы под трибунал. Вам всё ясно?
«Почему я?» — хотел спросить д’Артаньян, но сдержался.
Он уже успел обдувать ситуацию и понимал, что для его друзей будет лучше, если их арест поручат ему, в этом случае они смогут спастись, то есть он спасёт их. Кроме того, в этом случае он сможет поспешить к ним на помощь, не требуя отставки и не ссорясь с Королём раньше времени. Но его тревожила мысль, что Король неспроста поручает арест мятежников именно ему.
«Кольбер проведал, что Арамис и Портос – мои друзья! — догадался д’Артаньян. — Он приготовил мне ловушку. Если я провалю это поручение, меня объявят сообщником. Дело плохо! Но было бы намного хуже, если бы для ареста Арамиса и Портоса был направлен кто-нибудь другой, например, д’Эпернон или же маршал де Граммон. Да кто угодно!»
Король махнул рукой, давая знать, что прием окончен.
Кольбера вышел из кабинета Короля вслед за д’Артаньяном и вручил ему приказ Короля, в котором всем войскам, сухопутным и морским, надлежало подчиняться господину д’Артаньяну, капитану королевских мушкетеров, действующему по приказу Короля Франции и во благо Франции.
— Поздравляю вас, господин капитан, — сказал Кольбер. — Вы едете за жезлом маршала Франции! Впрочем, выполнить приказ Короля будет нелегко.
— Вы полагаете? — спросил д’Артаньян.
— Крепость Бель-Иль практически неприступная, её можно атаковать лишь с моря, — ответил Кольбер. — К тому же крепостью руководят ваши друзья, которых вам надлежит арестовать. Людям вроде вас, господин д’Артаньян, не так-то просто перешагнуть дружбу. Готовы ли вы арестовать ваших друзей, чтобы добиться успеха?
«Так и есть! — подумал д’Артаньян. — Этот хорёк пронюхал, что Арамис и Портос – мои друзья! Вот и раскрылась причина того, что дело поручено мне!»
— Вы, кажется, спрашиваете меня, господин Кольбер, готов ли я выполнить приказ Короля? — спокойно спросил д’Артаньян. — Иными словами, вы спрашиваете меня, по праву ли я занимаю свою должность капитана королевских мушкетеров?
— Я ни в малейшей степени не сомневаюсь, что вы исполните свой долг, господин капитан, — с улыбкой ответил Кольбер.
— Приготовьте деньги по этому ордеру, который у вас в руках. — с улыбкой ответил д’Артаньян. — Вы слышали, что Король дал мне на сборы только полчаса, из которых пять минут уже миновало. Я попрошу принести мне деньги ко входу в казарму мушкетёров, у меня нет времени ждать и пересчитывать!
— Деньги уже приготовлены, — спокойно ответил Кольбер. — Возьмите.
С этими словами он подошёл к столику секретаря и взяли из оставленного у него на столе саквояжа два кошелька с золотом, которые предусмотрительно положил прихватил с собой перед последним визитом к Королю, что доказывало, что Людовик действует по плану, составленному Кольбером.
— Благодарю вас, господин Кольбер! — ответил капитан. — В другой раз я, возможно, смогу обсудить с вами такие понятия, как долг дружбы и чести офицера, но только не нынче. Я спешу выполнить приказ Короля.
С этими словами д’Артаньян удалился, а Кольбер возвратился в кабинет Короля.
Приказ Короля, помимо прочего, предписывал д’Артаньяну в случае сопротивления взорвать до основания крепость Бель-Иль-ан-Мер, и решать, кого из мятежных жителей крепости казнить, а кого миловать; кроме того, ему особо предписывалось не выпускать из крепости ни души, а также арестовать епископа ваннского и барона дю Валона де Пьерфона де Брасье.
«Кольбер прав, — подумал д’Артаньян. — Я не тот человек, который ухватится за возможность получить маршальский жезл ценой жизни моих друзей. Но я и не из тех, кто добровольно суёт голову в петлю. Что ж, я должен оказаться на месте раньше прочих и оценить обстановку, после чего мы ещё посмотрим кто победит в этой игре совести со смертью! Чёрт бы побрал Кольбера! Теперь я не смогу петлять в поисках друзей, заехав сначала в Во-ле-Виконт, затем в Блуа! Как это он смог так точно вычислить, куда уехали Арамис и Портос? Вероятно, у него повсюду шпионы? Нет, не мог же он знать о преступлении Арамиса! Значит, это человек обладает незаурядными аналитическими способностями. Тем хуже!»
Вернувшись в комнату, где его ожидал сержант, д’Артаньян распорядился:
— Д’Арленкур, я немедленно выезжаю в Бель-Иль в сопровождении двадцати мушкетеров. Взгляните на этот приказ. Вы должны собрать достаточное для осады крепости войско и двигаться следом за мной. Если вам не будут подчиняться, обратитесь к Кольберу и сообщите ему о моём распоряжении. Он выдаст вам необходимые верительные грамоты, мне же некогда этим заниматься. Через пять минут я выезжаю.

(Продолжение следует)