Страшно сказать, прошло ровно 30 лет, а я всё ещё помню те дни практически в мелких деталях. И это немудрено, ведь тогда впервые попал в Сочи. Да ещё и практически зимой.
Выйдя тем ноябрьским утром из машины, я не сразу понял куда попал. То, что вокруг меня лето, было понятно ещё на подъезде к городу. Все эти цветочки вдоль дорог, люди, спешащие по утру на работу, одетые как-то очень легко относительно меня, едущего по цветущему городу в машине полярником, в шапке-ушанке, тёплом бушлате и в ватных штанах.
Но в закупоренном холодном салоне нашей "Волги", у которой за всю дорогу так и не пошёл тёплый воздух из печки, я не ощущал главного - запахов.
Все эти ароматы ударили мне в голову так, что я до сих пор их помню. Весь этот коктейль из морского бриза, ароматов сырой земли, странных деревьев и ещё чего-то неведомого мне, но очень приятного. Его хотелось вдыхать, пить стаканами, купаться в нём.
Осталось разобраться со всем этим и не потерять голову от нахлынувших переживаний.
Разгрузив машину, заселился в самый верхний угловой номер нижнего корпуса турбазы Министерства обороны в Кудепсте, со сказочным видом на море. Сбегал на завтрак в столовую турбазы и начал готовить машину к работе.
А работа у нас была весёлая. Как-то сразу так сложилось, что хоть и числился веломехаником в команде, однако работал в основном с автотранспортом. Ничего не изменилось и здесь. Главное было обеспечивать тренировочный процесс, ведь передвижение велосипедистов по дорогам общего пользования было возможно только в сопровождении автомобиля, который должен был постоянно двигаться в хвосте у группы. В любой ситуации. Какой бы она ни была. Но об этом позже.
Первую тренировку мы поехали в день прибытия. Велосипедисты собрались у выхода из корпуса, в машину сел Гусь и механик Серёга. В этот день группа была небольшой, человек десять. Сбор только начинался, поэтому кто-то был ещё на подъезде.
Группа покатила вниз к выезду из турбазы, а мы за ней. Гусь руководил процессом, подсказывая, каким боком отсекать поток машин, чтобы никто не влетел в группу. Выехали на улицу, ведущую из Кудепсты в сторону Адлера, выкатились на трассу и потихоньку на хвосте у группы покатили вдоль моря.
Вокруг красота, солнышко, море, горы, цветочки, деревья зелёные. Тёплый ветерок влетает в салон нашей Волги. Ну лето же, хоть и в начале ноября.
Докатили до круга в Адлере, ухожу чуть правее от группы, режу траектории машинам дабы не лезли в группу. Гусь доволен. Уходим в сторону Красной Поляны. Дорожка идёт частным сектором вверх. Зелёных деревьев всё меньше и меньше, цветочки пропали. Здесь явно холоднее, чем у моря. Казалось бы всего несколько километров, а такой контраст.
А это что такое? Вдоль дороги параллельным курсом семенит семейка не то кабанов, не то свинюшек. Розовые, серые, зеленоватые ...
- Это местные так свиней разводят, - поясняет Гусь - Они выпускают свинку погулять на самовыпас, а она через какое-то время приходит домой вот такой семейкой. Горные кабанчики любят ухоженных городских свинок.
А это что за чудо? Вдоль бетонного забора стоят люди с удочками поднятыми вверх и смотрят куда-то вверх.
- Форелевое хозяйство. Народ рыбу так через забор ловит. Вон кстати и тут же продают - показывает Гусь на стоящего у обочины пацанёнка машущего нам связкой рыб. - Будем брать? Свежак.
Дорога всё выше, зелени всё меньше. Впереди показалась арка въезда в тоннель и россыпь запрещающих знаков перед ней. Группа принимает вправо и медленно разворачивается. Мы за ней.
- Дальше дорога так себе, туда не ездим- говорит Гусь, - Сейчас едем на Ахун, в Кудепсте меня высадите, Серёга покажет. Там ничего сложного.
Впереди группа велосипедистов. Идут спокойно, скорость небольшая, машина на третьей. Только педали велосипедистов впереди, вверх-вниз, вверх-вниз. Раздражает немного, но думаю привыкну. Поглядываю по зеркалам, мониторю обстановку на дороге. Чуть кто суётся на обгон, перемещением показываю, что этот манёвр нежелателен.
Высаживаем Гуся на трассе и догоняем оторвавшуюся группу. Уходим на Ахун. 600 метров над уровнем моря и 11 км. серпантина наверх.
Скорость упала. Спортсмены, не напрягаясь, лезут вверх. Для профи это раз плюнуть. Машин практически нет. По сторонам огороды и красивые виды то на горы, то на море.
Пока лезли наверх на первой, я всё думал, как мы обратно поедем. Виражи довольно весёлые. Местами закрытые кустами чего-то знакомого. Где-то я уже видел эти листья ..
Лаврушка!? Ты ли это?! Она. Вот это открытие ...
Петляли вверх недолго. Не успел я заскучать, как неожиданно выехали на площадку наверху и снова пошли на разворот. Вот теперь вниз.
Скорость растёт. Серёга, пересевший вперёд, видимо, здесь не впервой. Спокоен.
Первый вираж. Притормаживаю вместе с группой, аккуратно заправляю "Волгу" в траекторию и чисто его прохожу. Прямик до следующего, торможение, вираж. Вроде всё нормально. Вот только с каждым поворотом группа от меня всё дальше и дальше, а это непорядок. Я должен висеть у них на хвосте, иначе на выходе на трассу они останутся без сопровождения. А если это увидят гаишники, то руководству прилетят неприятности. А крайний кто?
Но поди ж ты догони несущегося вниз профи велосипедиста на "Волге" ...
Прибавляю на прямике перед виражом, притормаживаю и понимаю что педаль тормоза проваливается.
Паника?
Нет, видимо я и вправду тормоз, если не запаниковал. Газ, сцепа, ударом передача вниз под сброс газа, снова газ, руль резко вправо и чуть мягче под развивающийся занос влево, и снова мягко вправо, отслеживая рулём хлыст заноса. Машина идёт боком на сухом асфальте. Серёга хватается за всё, что можно, и что-то бормочет себе под нос. Молится, видать, или матерится. Газом держу занос, корректирую рулём траекторию. Вираж пройден.
- Что за .....? - Серёга в панике.
- Всё нормально. Тормоза пропали. Не ссы. - говорю я, а сам уже заправляю нос "Волги" в следующий вираж.
До следующего короткий прямой участок. Снова контрсмещением заправляю "Волгу" в занос и газом держу траекторию. Лысая "Фульда" спереди шуршит, но держит. Сзади бывший зимний "Семперит" визжит и весело скользит куда надо. Даже ручником помогать не надо. Вроде баржа баржой, а заправляется на раз.
На выходе из виража трогаю педаль тормоза, ответки там совсем мало. Видимо тормоза перегрелись. Ну а чего вы хотели от барабанных тормозов по кругу на полутора тоннах веса? Главное, теперь я знаю, на сколько их хватает. На три хороших торможения, а потом, извините, всё. Авось остынут до того, как попадётся виражик покруче прежних. А пока главное не переборщить с размахом и не убраться в лаврушку.
К концу спуска я даже вошёл в раж и уже начал замечать, что лихачу. Всё это Серёге явно не нравилось. И я его понимаю, так как однажды сам окажусь на его месте ... Но это другая история.
Вот и умения, натренированные в картинге пригодились на практике.
А пока мы несильно поотстав от группы, выкатываемся на трассу и катим уже в сторону Сочи. Тормоза остывают, и на педали медленно, но верно появляется обратная связь. Значит, действительно перегрелись, а не вытекли.
Было ли страшно? Было, но гораздо позже, когда уже повзрослел и обзавёлся семьёй.
Ту тренировку мы откатали на отлично. Я понял суть процесса, и процесс этот мне понравился. Осталось разобраться с бытом и досугом в этом райском месте.